Блог

Главная » 2014 » Январь » 21 » Спасутся ли некрещеные?
14:56
Спасутся ли некрещеные?
 
Спасутся ли некрещеные? 
 
С одной стороны мы знаем, что жившие до Христа выведены были из ада и проповедь Его, имевшая одну возможную цель – спасение, обращена была к каждому, ибо всем желает спасения и следовательно каждый не был обделен возможностью спастись: «…праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным...» (1 Пет. 3:18-20). Мы не знаем сколько спаслось, не вызывает сомнения то, что спаслись принявшие духом проповедь Христа, но для нас здесь важно иное: души этих людей обрели спасение не зная крещения в нашем традиционном понимании сего таинства.
С другой стороны известны неложные слова Господа: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5).
Можно, конечно, предположить такую логику разрешения проблемы: крещение – суть единственный путь спасения со времен пришествия Христа, а раз Сам Господь не дал древним таинства, то правило Его о невозможности спастись иначе как через рождение от воды и Духа справедливо лишь в отношении тех, кто жил и живет со времен установления таинств. Однако подобное мнение не только не разрешает проблемы и порождает еще больше вопросов, но допустимо сказать: оно чуждо православному духу.
Во-первых, мы будем вынуждены признать, что пришествие в мир Христа есть радость для одних безвинных, и горе для других. Так, например, погибшие от рук Ирода младенцы спаслись, а те младенцы, что пострадали после земной жизни Христа, не успев креститься, уже не спасутся. Причина? Вот она: ужас и какое великое несчастье – Господь пришел в мир и установил таинства, без которых не будет уже спасения. Поздно!
Что говорят Отцы, об участи некрещеных младенцев?
Свт. Феофан Затворник: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!». Прп. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, котораго матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое» и даже указывает на превосходную степень блаженства умерших во младенчестве: «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упиваются в Царстве… Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий... Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Христос, указуя на детей и незлобие их: «… истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), «…таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения…».
А ведь не только младенцы, те, что едва родившись, умерли или были убиты, равно абортированные, умершие во чреве, но и не мало взрослых со времен Христа, целые народы и даже континенты (Америка, Австралия), не имели возможность креститься и даже слышать о Христе. Можем ли мы представить, что бы Господь дал кому либо бытие без шанса на спасение, как если бы Сам приговорил их к смерти, обрек на вечные муки и тех, кто жил по совести, но не был погружен в купель Святого Духа?
Не хулой ли на Бога будет утверждать, что Господь вочеловечился и распялся не ради спасения всех, а только ради спасения некоторых, пребывающих в границах канонической Церкви? Ведь одно дело когда человек сознательно отверг Истину и совсем другое, когда человек и не имел возможности принять Истину!
Во-вторых, если возможно было Христу спасти Давида и Авраама, Исайю и Моисея, коих ни крестил и не причащал, но без сомнения вывел из ада и уготовил Царство Небесное в будущем веке, то не иначе как не человеческой, а какой то иной природы, те, что рождаются после пришествия Спасителя и не могут спастись без крещения и причастия на земле, как их предки, либо могут, если того захочет Господь, но не любимы Христом, что не возможно.
Знаем, что язычники судимы будут по закону совести, написанному на сердцах их (Рим. 2:12-16), что само по себе убедительно свидетельствует о возможности спасения тех, кто не был приобщен Церкви при жизни, но дает ли нам это право в заповеди Христа о необходимости крещения делать исключения? Нет. Мы все носители одной природы и знающие закон и не знающие и те, что прежде Христа жили, и те, что во время и после Его земной жизни. Конечно, можно судить нечто, предвосхищая суд Божий, о духовном состоянии тех людей, которые имея откровение Божье не захотели вступить в лоно Церкви. «Простой индус, верящий во всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его,  – спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским мистическим путем – нет» (прп. Нектарий Оптинский). Быть может они останутся в этом решении неизменными и на Страшном Суде, хотя нам в словах святого важно обратить внимание на то, что он допускает возможность спасения индуса, то есть человека не только не крещённого, но и не верящего во Христа как Сына Божьего. В любом случае кажется очевидным: вопрос крещения как необходимого условия спасения это не вопрос только личной веры, но метафизический, ибо о Христе, в конце концов, узнает всякая душа, достаточно ей будет лишь отделиться от тела и предстать на суд Божий. У Бога же нет иных забот, как использовать любую возможность и все средства для спасения людей и каждого человека в отдельности.
Ты знал Закон и не принял Его, сознательно отверг крещение предложенное тебе? Ну что же, придет время, когда всякое знание упразднится, и все мы будем судимы по закону совести будь то эллин, иудей или христианин. Более того мы все воскреснем. Воскреснет жертва и его палач, воскреснет праведник, воскреснет грешник, воскреснут святые Стефан, Константин, Владимир.., воскреснут Ирод, Калигула, Нерон… в преображенных, не тленных, бессмертных телах. Духовных! А значит телах причастных Телу Христову! Ибо если не причастны будут бессмертному телу Христа, имя которому Церковь, то как воскреснут? И о каком крещении здесь может идти уже речь? О том, которое есть крещение по существу, а не по форме. Крещение по сути – принятие Духа Святого, а не погружение в купель. Ведь и в земной жизни способы крещения различны: апостолы исполнились Духа крестившись огнём (Деян. 1:5), первые мученики собственной кровью… История Церкви так же знает крещение песком в пустыне, слюной в темнице. Неведомым образом приняла крещение и само Святое Причастие Богородица в тайне боговоплощения. Свт. Григорий Богослов указывает на возможность посмертного крещения огнём в День Судный: «этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». Свт. Григорий Двоеслов, молитва которого о посмертной участи гонителя христиан Траяне, была услышана писал и о возможности крещения слезами тех, кто горячо молится о прощении умерших во грехе: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он [Траян] был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами».
Таким образом, Церковь, установив проследование таинства крещения, исполняет канон, как наиболее приемлемый, полный и торжественный способ приобщения человека святой Церкви. И когда возможно ему следовать, то незачем и что либо менять. Но то вовсе не значит, что при других обстоятельствах, в земной жизни, или по воскресению из мёртвых, ни как нельзя креститься иначе, кроме как известным нам способом. 
Крещение есть умирание ветхого и рождение нового человека Христа ради. Без этого таинства человек даже умом внимая необходимости духовного перерождения не получит такового, если само естество его не будет таинственным образом приуготовлено к принятию Святого Духа. А далее все зависит от искренности и решимости самого человека, будь то при жизни или по смерти, ибо дух принуждаем не бывает. Не будет так, чтобы человек в крещении лукавил, а спасся совершенным над ним священнодействием: «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет» (свт. Кирилл Иерусалимский), «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник), «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!» (прп. Серафим Саровский), а свт. Иоанн Златоуст пишет, что Иуда на Тайной вечере причастился, но вместе с причастием вошел в Иуду сатана. Сложно представить и того, как если бы трое великих святителей Василий, Григорий, Златоуст, смолоду подвязавшиеся в благочестии, но крестившиеся поздно, не сподобились бы спасения, если бы умерли до совершения над ними обряда крещения. Но думаю так: кто в земной жизни погружен был в крещальную купель, но жил не по совести, тот не получил ещё крещения Духом, хотя быть может, пройдя посмертные страдания и наконец воскреснув раскаяньем воспримет Духа Святого и будет ему полнота крещения. Тот, кто до смерти жил по совести, но не знал таинства, по воскресении из мертвых переродится телом и душой, впрочем как и все прочие, и будет для него посмертная жизнь и гробом и купелью и смертью и рождеством. Таким образом, приготовится он к тому, чтобы принять Духа духовно и если произойдет это, не падет уж более ни когда. 
Те же, кто и по воскресению из мёртвых отвергнут Духа Божьего, сохранятся навечно, но для жизни без радости, как бы в Боге без Бога, ибо Бог будет все во всем (1Кор 15:28). Словно сочетаются с Телом Христа, как нечто инородное, будут своими среди чужих, подобны младенцу который родился, но не на что пригодился. Родятся во смерть, умрут для жизни. Это граждане без гражданства, наследники без наследства, причастники без благодати о которых сказано: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…» (1Кор. 11:29).
Справедливо сказать, что вне Церкви нет спасения, но не так чтобы все язычники, иудеи или мусульмане погибли по причине веры в ложных богов, не верных представления об Истине и как следствие не были Ей приобщены, ибо по смерти, когда Истина откроется всем лицом к лицу, уже не будет язычника, иудея или мусульманина. Справедливо сказать, что вне Церкви нет спасения, но с тем, что есть Церковь земная, а есть небесная, и жизнь делится на «до» и «после». У Бога же всё одно, и Церковь одна, и жизнь человека одна, коей положено, начало но нет конца. Господь найдет способы и крестить и причастить овец своих, не при земной жизни так по воскресению из мёртвых, если все прочее, что нужно для спасения, а именно желание и готовность принять Духа Святого, увидит в человеке. И что есть воскресение из мёртвых как не заветное рождение от Духа и причастие бессмертному Телу Христа, имя которому Церковь?
Впрочем, разумнее всего не искушать Бога и ни что не откладывать на потом, из того, что можно и надлежит сделать сегодня. 
 
А. Миронов. 2014 г.
 
читайте по теме: О крещении младенцев
                           О прощении грехов в таинстве Крещения
                           О спасении
                           Во аде ли Христос?
 
 
 
 
 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 4158 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0