Блог
Главная » 2014 Март 31 » Зачем человеку свобода?20:01 Зачем человеку свобода? |
Зачем человеку свобода?
После того как Бог сотворил небо и землю и населил мир животными, пожелал Господь завершить начатое. Ведь и любой художник, скульптор или музыкант, не останавливается на половине пути когда пишет картину, ваяет или сочиняет музыку и приступая к новому произведению стремится сделать его лучше прежнего. А чем еще можно завершить дело совершенному Зодчему и Художнику, как не увенчать его пределом творения?
Довольно было ангелов на небе и разных птиц в воздушных потоках, довольно рыб плывущих по волне, и прочих животных, но не было способных жить как ангелы на небе, идти против ветра и течения на земле.
Свобода есть образ Божий и неотъемлемое свойство человеческого естества, как то душа или тело, разум, способность мыслить, творить и познавать. Назовем ли венцом творения того, кто, будучи связанный чужой волей, не был бы сам волен избирать добро, или по естеству не наделенный свободой, был бы подобен кукле не делающей зла? Что проку человеку если за всякое прегрешение ежесекундно избиваем будет, и будет сторониться зла не по любви к добру, но лишь по причине страха перед наказанием? Или что проку оградить человека от всех соблазнов, лишить его зрения, слуха и прочих чувств, дабы не искушать его внешним миром, а так же погрузить и само сознание в глубокий сон, чтобы не иметь ему дурных мыслей? Таковой не станет совершенным, но так и останется потенциальным преступником замысла Божьего о человеке. Не велико человеку удержаться от зла, если не оказывался он перед выбором поступить по Божьи, или вопреки Творцу.
Господь Иисус Христос от рождения избавлен был от такого выбора добра, но не потому что был ограничен в свободе, как показано выше, а по причине подлинной свободы, обусловленной соединением в Нём божественного и человеческого естества, при котором воля человеческая во Христе была полностью согласна воле Отца, впрочем не подчинена, но и не могла поколебаться, ибо Богу невозможно согрешить, а двум природам во Христе разъединиться. Богу не требуется опытное знание добра и зла, ибо Он есть абсолютное знание, посему «выбор» Христа неизменен, посему Христос имел непадательное состояние, посему разрушил ад, когда по человечеству своему оказался в дьявольских чертогах.
Непорочной свободой обладал и первый человек до грехопадения, но не имея в себе божественного естества, он не был устойчив в ней и легко потерял свою свободу, до времени когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Тогда, с учетом приобретенного опыта, а так же обоженности своей природы во Христе, а следовательно и воли, обретет непадательное состояние подобно тому, как приобрели его те ангелы, что удержали себя от ослушания Богу. Был ли у них выбор? Да. Имеют ли его теперь? Нет, но не потеряли свободу, ибо «велика свобода - быть в состоянии не грешить; но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить» (блж. Августин). В свою очередь, свобода от Бога есть рабство греху.
Из сказанного не верным будет сделать вывод, что только в падении имел возможность обрести бесценный опыт человек. И ангелы тому служат примером. Был у человечества иной путь и не был Адам предопределен к падению, но положительному опыту смирения себя, уподобления Творцу, предпочел опыт гордости и уподобления дьяволу. Не выдержал первую заповедь поста, захотел быть богом без Бога. Бог же смирение есть. И если Безначальный смирен по естеству, человек, будучи сотворенным, только в понуждении себя смирен есть, покуда не обожится, от образа не возрастет к подобию, и тогда святая воля человека, непорочная свобода его станет средством бесконечного и непрестанного возрастание в Боге.
А. Миронов. 2014 г.
читайте также: О свободе
|
|