Гордость
Макарий Великий: «В самой природе человека есть что-то гордостное». Ужели Господь создал нас страстными, вложил в природу человека расположение ко греху?
Способность человека к самомнению и возношению обусловлена свободой человека. Но сама свобода дана вовсе не для того, чтобы нам возноситься. Свобода есть то, что по образу Божьему делает человека человеком. Гордость же есть такое состояние человека, которое обусловлено отречением от свободы. Гордость есть рабство. Человек, избравший противление Богу, отрекается от Того, в Ком одном только и возможно иметь эту свободу.
Способность к возношению подобна тому, как канатоходец способен к падению, если проявляет беспечность. Об этой способности можно сказать и так, что она попущена естеству человека с той же целью, что и бесы допущены до преуспевших в борьбе с врагами внутренними. Св. Феодор Едесский: «Если бы не было бесов, то не было бы и святых».
Младенец чист, но не искусен, и, чтобы ему расти и превратиться в мужа зрелого, необходимы испытания. Гордость служит топливом духовного роста, сжигая которое дух человека обретает возможность взлетать к небу, подобно ракете. Гордость служит ежечасной, ежеминутной альтернативой благому и доброму. Чтобы человеку духовно возрастать, ему необходима воля, но воля не реализуется без выбора. Так, умерщвление гордости позволяет каждую ступень уготованной нам лествицы преодолевать выбором между добрым и злым, Божьим и самочинным, смиренным и гордым. И только когда мы подчиняем себя гордости, выбираем себя, а не Бога, гордость оживает, из топлива, предназначенного для сжигания, превращается в масляное пятно в чистом океане. Непокоренная гордость всегда проявит себя, она способна лишь на время затаиться, заставить забыть о себе, она здоровую клетку обращает в раковую опухоль и тогда распоряжается уже всем телом.
До тех пор будет пребывать в нас гордость, пока не познаем в полной мере, «яко благ Господь» и отвратна гордость. Здесь, на земле – через понуждение себя к тщательному исполнению заповедей и познание себя, по смерти – встретившись лицом к лицу с Истиной, когда уже не будет мнения, но будет абсолютное знание. Тогда в свободном произволении каждый человек окажется перед возможностью окончательного выбора. Избравший Христа обретет непа́дательное состояние.
Однако человек и по достижении безгрешности не перестанет возрастать. Только для этого возрастания уже не надо будет выбора. Когда человек всецело познает добро и зло и сделает окончательный выбор, ничто уже не встанет препятствием на его пути. Не потеряв свободы, он потеряет способность грешить.
Чтобы сделать этот важный выбор, чтобы познать добро и зло, не обязательно грешить. Грех не является необходимостью спасения, но Господу мало видеть нас и безгрешными, Ему угодно видеть нас совершенными.
А. Миронов. 2010 г.
|