Блог

Главная » 2014 » Март » 8 » Сколько лет вселенной и человечеству?
18:39
Сколько лет вселенной и человечеству?
 
Сколько лет вселенной и человечеству?
 
 
Вопрос праздный, но не редко он, и подобные ему, становятся препятствием на пути к вере и твердости в ней для человека трезво оценивающие очевидные и с высокой долей вероятности доказанные наукой факты. Так ответы на столь не принципиальные для нашей веры вопросы приобретают, наиважнейшее значение и потому не должны игнорироваться. Характерно, что данные вопросы могут быть легко разрешимы, ответы успокоят самый пытливый ум и снимут проблему там, где она искусственно и в силу приписывания Церкви несуществующих догматов создана.
Первое на что сразу же следует обратить внимание: Церкви возраст вселенной не известен, даже приблизительно. Не покусится на вероучение ни тот, кто назовет цифру в 7,5 лет тысяч, ни тот, кто предположит миллиарды лет разделяющие нас от Сотворения мира.
Господь через Моисея донес до сознания древнего, полудикого человека некоторые аспекты мирозданья и жизни первых людей, однако не с тем, чтобы удовлетворить научное любопытство человечества, но с тем, чтобы языком образов, свойственным архаичному сознанию древних, с учетом их мировоззрения, поведать человеку важное в деле спасения его.
Детальные описания в книге Бытия имеют иногда самостоятельное значение, а иные приводятся для полноты и доступности усвоения главного: Бог – которому призывает быть верным пророк – не племенной божок, ни стихия, но Творец неба и земли; человек – благословен был перед Богом, но пал по причине непослушания Ему.
Было бы весьма несуразно видеть в Библии, а тем более в устном повествовании Моисея своему народу указания на точные даты и цифры: «… по прошествии двух миллиардов, трехсот миллионов… лет… сотворил Бог…», если таковые цифры вообще существовали в языковой традиции. Зачем древнему человеку, а равно и тому современнику, что ищет в Библии ответы на духовные вопросы, знать сколь долго длился тот или иной геологический период? Задайте это вопрос геологам.
Так появился в Библии «иом» (др. евр) – промежуток времени: может быть сутки, или светлая часть суток, месяц, год, миллион лет… – все это «иом». Как же перевести его на греческий, русский, другой современный язык, если не известно сколь много в этом «иоме» было секунд, минут, или веков? Самое лучшее, красивое и лаконичное – «день» и трудно представить себе что-то более всеобъемлющее, чем это слово, для определения этапа миротворчества. Так в переводах Библии появились «дни творения».
Важно заметить, что седьмой день от творения мира по учению многих толкователей длится и по наше время. Это день человеческой истории, который завершится восьмым днем, называемый так же «тайной будущего века» – Вторым пришествием Христа и установления Царствия Небесного.
Значительная часть Отцов (прп. Иоанн Дамаскин, свт. Иоанн Златоуст и др.) предлагают нам понимать шестоднев буквально, при этом Василий Великий конкретизирует значение «дня» как 24 часа, охватывающие период вращения Земли вокруг своей оси. Разумеется, рассуждая так, он понимал, что и сама Земля возникла не сразу, равно не было и не могло быть ни «вечера» ни «утра» до её появления. Странно было бы полагать и то, что Господь, благословив день седьмой (Быт. 2:3), благоволил лишь первым суткам, а прочие, длящиеся до ныне, оставил без благословения. Современными учеными так же установлено, что и земные сутки не всегда длились 24 часа, но были значительно короче. Таким образом, цифра «24» привязана святителем к библейскому тексту, исходя из эмпирических представлений своего времени, а не вероучительных императивов.
Важно также отметить, что рассуждения Отцов времен Василия Великого о шестодневе представляли собой полемику с языческими философами, пытавшимися предать миру божественные качества: бесконечность, безначальность. Посему Церковь видела свою задачу не в том, что бы определить значение «дня», но в том, чтобы разрушить душепагубные воззрения обожесвляющие тварь. Предполагаю, что если бы умами древних владели современные данные о возрасте вселенной,  как убедительные и научно подтвержденные на тот момент, то не исключено, что полемика Отцов с язычниками, не изменяя целям, строилась бы совсем в ином русле, чем в отстаивании буквального понимания каждого «дня».
Рассудим сами, на примере, который не мог быть известен Отцам древности, но очевиден современнику: расстояния до самых далеких известных нам галактик исчисляются более чем 13 миллиардами световых лет, а видимых невооружённым глазом до 200 тысяч, и то, что свет от них дошел до планеты Земля убедительно говорит само за себя. Будь они на расстоянии 7 и даже несколько более тысяч световых лет, то не как не могли бы иметь соответствующие размеры, вмещающие гигантское количество звездных систем, а надобно сказать, что и наш галактический дом, именуемый Млечным путем, составляет около 100 тысяч световых лет. Невооружённым глазом мы можем наблюдать с Земли звёзды такими какими они были 8 и более чем 16 тысяч лет назад. 23 февраля 1987 года в Большом Магеллановом облаке наблюдалась сверхновая взрыв которой, с учётом расстояния до неё, произошёл 168 тысяч лет назад, а 22 января 2014 года аналогичный взрыв преодолел расстояние в 12 миллионов световых лет. Отрицать приведенные факты, значит отрицать существование звездных систем как таковых, причем не только отдаленных, но и в пределах видимых невооруженным глазом. Может это и не звезды вовсе, а жучки-светлячки на ночном небосклоне?
Рассмотрим ископаемые, грунты… структуру, состав и само существование таких природных феноменов, как каменный уголь, известняк, янтарь… Следы древних животных в них. Ужели не видно, что они свидетельствуют о чрезвычайно длительных периодах образования этих пород?
Не вызвало, поначалу, у Римского Престола особого интереса и учение Н. Коперника, так как в сущности для латинян теория Птолемея не была камнем преткновения в вопросах веры. Но когда в гелиоцентрической системе мира разглядели опасность идей и выводов, развитых в частности Д. Бруно о бесконечности вселенной и множественности миров, когда история человечества стала рассматриваться, как тривиальное событие в  мировой истории, отрицалось личностное начало Бога, Западная Церковь начала активную борьбу с теорией Коперника. 
История Церкви знает и такое понимание шестоднева, в котором он предстает лишь формой изложения для читателя того, что охвачено было мгновением, а не продолжительным действием (блж. Августин).
Отсюда видно, что вопрос о шестодневе, столь призрачный для духовной жизни человека, не занимал внимания Отцов настолько, чтобы предавать его серьезному испытанию уму тем, кто крепко стоит вере: пусть верящий просто верит просто, а, что сверх того – не полезно.
Но коль в наше время открытия ученых пытаются противопоставить Библии и выдать последнюю за сказки, имеется живая необходимость в продолжении темы.
Нет противоречий между наукой и верой, есть ошибочность научных знаний и есть маловерие. Мы не должны подвергать сомнению догматическое богословие и если оно противоречит утверждениям науки, то надлежит отвергнуть эти утверждения. В тоже время нет необходимости отвергать результаты добросовестных научных исследований, в пользу частного мнения того или иного Отца.
Более того, упорное отвержение весьма очевидных для эмпирического сознания вещей, если те не противоречащих согласному мнению Отцов по исследуемому вопросу, нахожу весьма вредным занятием, что, впрочем, не налагает обязательств на частное лицо полагать, что библейский день творения не следует понимать как современные земные сутки.
Вместе с тем, будучи сторонником небуквального понимания  шестоднева, приведу контраргумент на весьма странную попытку некоторых придать буквальности библейской хронологии богословское обоснование. Звучит оно так: «разве Господь не достаточно всемогущ чтобы создать мир за шесть дней?» Таким образом, в отрицании дня творения как 24 часа они усматривают покушение на божественное могущество.
Хотелось бы так же услышать от них как богословское, так и логического обоснование того, чтобы божественное всемогущество измерять временем, то есть составляющей сотворенного Им же мира.
Куда Господу торопиться, как если бы Солнце, звезды и Луну хотел удивить своей «расторопностью»? Кроме того, почему считают они, что шесть дней творения и 24 часа в каждом из дней вполне укладываются в рамки божественного всемогущества, а миллиарды лет нет? Кто определил меру? И неужели не видно, что подобная логика пожирает саму себя: если миллиарды  лет творения мира умаляют всемогущество Бога, то не многим ли меньше умаляют шесть дней? А почему бы Господу не сотворить мир за три дня, или за два? И зачем 24 часа, почему не за час? Если же за час, то почему не за минуту, Он, что не всемогущ? А если за минуту, то почему не за секунду..? И так до бесконечности.
Вот так навязанная простота может обернутся своей противоположностью и завести человека в дремучую чащу бесплодных мудрствований и фантазий.
У Бога нет времени. А Вселенной было отведено столько времени, сколь необходимо было для творчества и её развития. Вот примеры прямого вмешательства Бога:  «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью…» (Быт. 1:7),  «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его…» (Быт. 1:25)… Есть примеры, когда тварь развивается самостоятельно по сообщенным миру законам и божьему повелению: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод...» (Быт. 1:11), «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1:20), «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22)…
Отмечу среди прочего, что нам надлежит верить в то, что человек был создан, но не принципиально важно из чего, ибо «прах земной» представленный Библией исходным материалом для создания человека, в лексиконе древних охватывает все, что нас окружает, включая не только грубую материю, но и мир ангельский. Так что и после сотворения Адама тело и душа его не перестали быть тем из чего были созданы: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).  И верно подмечено: кусок глины ничем не «благороднее» обезьяны. Впрочем, лично придерживаюсь того мнения, что человек создан живым из неживого, ибо какая надобность была в ином? Если же обезьяна эволюционировала до человека, то он уже не был создан.
Другое дело эволюционное развитие внутри рода и вида, будь то гад, скот или человек, которое возможно и вероятно. Так древний медведь разделился на белого и бурого, а пещерный вымер, наши предки на кроманьонцев и неандертальцев, а по ряду археологическим находкам можно судить и о других ветвях человеческого рода.
Человек есть животное, в лице которого вдохнул Господь «дыхание жизни» (есть мнение, что в оригинале использовано «жизней», но предполагаю, что множественное число здесь не имеет смыслового контекста и употреблено так же, как у нас принято говорить «дай мне силы», но не «дай мне силу»). Человек был создан одномоментно и телом и душой, ибо нет человека в разделении первого от второго, но тогда говорят: «душа человека», или: «его тело», но не о человеке как таковом.
Преподобный Серафим Саровский: «И все сии три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом, подобно другим живущим на земле Божиим одушевленным созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхания жизни, то есть благодати Господа Духа Святого, от Отца исходящего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни совершенно превосходил всех прочих Божиих созданий, как венец творений Божиих на земле, но все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, в богоподобное возводящего его достоинство, и был бы подобен всем прочим созданным, хоть и плоть, и душу, и дух свой каждому по роду их принадлежащие имеющим, но Духа Святого внутрь себя неимущим».
Существуют и некоторые сложности с тем, чтобы совместить наличие смерти, следы которой мы обнаруживаем еще с эпохи зарождения жизни на Земле, и учение о грехопадении, согласно которому смерть вошла в мир по причине отступления человека от Бога.
Останки животных в слоях земли, возраст которых датируется сотнями миллионов лет свидетельствуют о том, что смерть царствовала над миром задолго до того, как был создан человек и прежде того, как появились птицы, звери и даже рыбы. Речь идет о ранних формах жизни, моллюсках, членистоногих и т.п., появление которых, безусловно, предшествовало более сложным видам, что так же следует из Библии. Не имею сомнения и в том, что поедали друг друга динозавры и делали это в весьма отдаленную эпоху.
Можно конечно занять позу религиозного скептика, но для оправдания её следовало бы высказать не менее обоснованные аргументы, чем доводы ученых, о происхождении, например, известняка, каменного угля, следов древних океанов в толщах земли и окаменелостях в них, позволяющие, в частности, определять возраст ископаемых.
Нет сомнения в том, что если бы Адам не поддался греху, то тлен и смерть не коснулись бы его тела. Вероятно так же, что смерти не было и среди прочих обитателей Эдема, тем более вероятно, что не было страданий. Но в Библии ни чего не говорится о том, была ли смерть за пределами райского сада. Таким образом, не будет преступлением веры сказать, что жизнь на остальной части Земли развивалась по вполне естественным законам известным в день сегодняшний. Предположу также, что животные, окружавшие Адама, теряли свои звериные свойства по причине божественной благодати, исходящей от первого человека, не знавшего греха, подобно тому как свирепые львы в присутствии мучеников превращались в котят и лизали им ноги, как бы видя в них то царское достоинство некогда бывшее в Адаме. Когда же пал Адам, то всё ополчилось против него.
Надлежало Адаму смирить себя тем, чтобы, исполнив первую заповедь поста о невкушении запретного, перейти от образа подобию, достигаемому не иначе как делом. Бог же Смирение есть.
Быть может, возделывать Эдем (Быт. 2:15) то и означало, что бы обожить его через себя от живоносного Древа познания добра и зла, которое по слову прп. Ефрема Сирина ничто иное есть, как причастие самому Богу. Есть мнение, что Адаму надлежало затем возделать таким образом всю Землю, Вселенную. Но человек не выполнил божественное поручение и покусился на источник благодати, ибо захотел быть богом без Бога. Порученную Творцом миссию выполнит Христос, называемый апостолом, вторым Адамом (1 Кор. 15:45-49). Не от того ли же древа познания, установленного на вершине Иерусалимского холма и месте упокоения Адама, разлился по миру живительный источник райской благодати, спасающей, смиряющей и разделяющей нас от смерти и греха? Все тоже испытание имеем по ныне: смирить себя и не в осуждение причаститься святых Христовых Тайн.
Следующий вопрос, который следует в продолжение темы, это возраст человечества.
5,5 тысячелетий от Адама до Христа – период, рассчитанный из сложения поколений, описанных Моисеем и двумя евангелистами.  Однако и это учение никогда не догматизировалось Церковью. Постановление  7 Вселенского Собора. О том, что «Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям…» не ставило задачу определить возраст человечества. Не было и необходимости засорять сознание чад Церкви, и без того раздираемой ересями и противоречиями, альтернативными летоисчислениями, ибо общепринятый возраст человечества нисколько не противоречил научным представлениям современников древних Отцов.  Опять же ни бытописатель, ни евангелисты не ставили своей целью определить возраст человечества, но для иудея, ожидавшего Миссию, необходимо было донести, что Христос – прямой потомок того самого царя, из рода  которого согласно пророчествам должен произойти Спаситель.
Посему, когда Христа называли «сын Давидов», конечно же не имели в виду, что между Давидом и Христом не было промежуточных поколений. Посему Авраам родил не только Исаака, но и Иакова и Давида тоже. Аналогичным образом допустимо смотреть и на значительную часть родословной Христа по тексту Писания, в которой «Исаак родил Иакова» не означает, что прежние и последующие имена соотносятся между собой так же определено, как отец и сын без промежуточных родовых звеньев. Представьте, если возраст человечества действительно составляет сотни тысяч лет, как должна была бы в таком случае выглядеть родословная Христа с указанием всех родителей поименно и какой смысл в этом?
Таким образом, мы не можем однозначно отрицать буквальную хронологию Писания, но странным выглядит и другое, когда интерпретация возраста вселенной и человечества отрицается по причине отсутствия того, что не могло быть в принципе, причем не зависимо от верности или ошибочности оспариваемого утверждения.
Впрочем, если кому либо, миллиарды лет от сотворения мира препятствуют верить во Христа, пусть забудут о них и верят в 7,5 тысяч…          
 
 
А.Н. Миронов. 2014 г.
 

 

 

 

                                          
 

 

 

 

 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 781 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0