Блог

Главная » 2018 » Ноябрь » 30 » Комментарий на Символ веры (продолжение)
21:39
Комментарий на Символ веры (продолжение)
Страница 1, 2
 
7 член.
И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
 
Веруем во Второе Пришествие Христа. Если при первом, вочеловечившийся Бог Слово явился в зраке раба, и незаметно для большинства, то в конце времён Он явится во славе, судить живых и мёртвых. В сей миг, всё преобразится, живые и мёртвые восстановятся в нетленных телах, очищенных от первородной порчи. Люди окажутся подобными первозданному Адаму.
Суд Божий означает, что Истина откроется людям в полноте и со всей очевидностью. Перед нами обнажатся грехи от создания мира: злые дела, тайные помышления и движения сердца. Нечистота греха и слава Добра будут настолько разительны и очевидны, что не возможно будет грешникам ни оправдаться чем либо, ни опровергнуть своё зло. Знания упразднятся. Станет явной всякая клевета и неправда, обличится коварство как коварство, подлость как подлость, всякое зло, как зло... С другой стороны, явятся дела правды во славе их виновников.
И тогда, верные обретут полноту блаженства в Царствии Небесном, которое не имели ещё по разлучении души с телом, а грешники низвергнутся «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Вероятно, духовное состояние праведников не будет чем-то недвижимым, но они смогут вечно возрастать в Боге и всё более приобщаться к радости.  
При этом, Страшный Суд будет окончательным, ибо окончательным, то есть неизменным, станет выбор людей в силу полноты открывшейся им Истины. Подобно тому, ангелы лишь раз сделали выбор, между злом и Добром.
Отпавшие навечно укоренятся в пороке, а спасённые обретут, непадательное состояние, чего не имел первый Адам, ибо не претерпел до конца все пути уготованные ему Господом. Не потеряв свободы воли, верные окажутся не способными ко греху: «Велика свобода – быть в состоянии не грешить; но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить» (блж. Августин). Так в Боге человечество обретёт полноту свободы и более не распорядится ей не разумно.
Вероятно так же, что на Страшном Суде те люди, что были осуждены на суде частном, с учётом посмертного опыта, и, наконец, полноты Истины, открывшейся им во Втором Пришествии Иисуса Христа, смогут выбрать добро и присоединиться к верным чадам Церкви.
Обретение Царства Небесного не означает возвращение в Эдем.
Царство или Небесный Иерусалим – явление вселенского масштаба, преображённый мир и вечное блаженство праведников. Времени не будет (Откр. 10:6), а Бог будет всё во всём (1Кор 15:28), то есть ни что не чистое не воспрепятствует Богу воцарится в нас, ибо не войдет в Царство Небесное ничто нечистое (Откр. 21:27). И всё будет предано Отцу через Сына в Духе Святом. Царство ни когда не окончится, оно вечно.
Что конкретно будет собой представлять Царство, о том можно сказать так: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).  
Когда это произойдёт мы не знаем, дабы всегда готовились встретить Господа чистыми делами и мыслями. Впрочем, имеем некоторые знаки, например, Царству Небесному будут предшествовать три с половиной года правления антихриста (Откр. 13:5), некой личности, которая будет выдавать себя за Мессию и ему поклонятся все отпавшие от Истины (Откр. 13:8).
Готовится же мы должны во-первых к суду частному, он и будет для нас Страшным, ибо произойдёт в обозримом будущем. И поелику не ведаем когда каждый из нас умрёт, должны быть готовы к тому на всякий день и час.
 
8 член.
И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
 
Дух Святой – третья Ипостась Пресвятой Троицы. Мы называем Духа Господом в том же смысле, что и Сына и Отца, то есть исповедуем Его истинным Богом, единосущным, равночестным Отцу и Сыну. Господь – жизнедатель, без него нет жизни. Духовная жизнь человека есть жизнь в Духе Святом. При этом, данное свойство животворящего Духа нельзя рассматривать в отрыве от Троицы в целом, ибо Бог – Троица в Лицах и единица по существу.
Ипостасное (личное) свойство, иначе – форма бытия третьего Лица Троицы есть исхождение от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Духа – человеческому уму не постижимо, довольно нам знать, что это не одно и тоже. Строго говоря, ни рождение ни исхождение применительно к Богу, не могут иметь собственное значение этих слов, равно как и любое определение Бога – условно. Мы говорим: Сын рождается, а Дух исходит, для различения свойств, и вторя словам Господа, а не потому, что ведаем существо того и другого.
Однако, имеем некоторые образы.
Так, например, равноапостольный Кирилл, просветитель славян, для понимания ипостасных свойств предлагал следующее сравнение: Солнце (Отец) рождает свет (Сын) и от Солнца исходит тепло (Дух).
Ещё: ум рождает мысль, а мысль имеет некоторые сердечные свойства и смысл. Виновником же того и другого остаётся ум. И если ум уподобить Отцу, мысль – Сыну, смысл – Духу, то как отделить смысл от ума и мысли? Так Дух Святой исходит от Отца и сопутствует Сыну. Равно свет от солнца несёт тепло. Тепло сообщается предметам. А мы приобщаемся Духа Святого через Сына.
В нашей обыденной жизни мы не мало общаемся. Произносимые слова могут быть одинаковы по форме, но разные по духу. От одних слов веет теплом, а от других холодом. Так и говорят: у этого человека дух чистый, а у того не чистый.
Святой Дух есть как бы восхититель, выразитель, наполнитель и завершитель дел Божьих. Отец творит через Сына, и на всё что творится Богом и совершается людьми во славу Божью налагается Дух Божий. Он словно сургучная печать на божественной грамоте, удостоверяющая достоверность слов и подлинность её подписавшего. Духом открываются нам тайны Божьи, Духом Божьим проверяем: от Бога ли то или иное? Наша духовная жизнь и есть ни что иное как стяжание Духа Святого. На это направлены посты, молитвы, бдения, все наши усилия и чаянья. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
Исполненные Духа Святого волю Отца Небесного глаголили пророки: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Догмат о богодухновенности Ветхого Завета введён в Символ Веры, дабы ни кто не думал, что книги Ветхого Завета есть плод человеческих мудрований. На то, что книги Нового Завета написаны по вдохновению Духа, Символ Веры не указывает, ибо данный вопрос не был предметом спора в Церкви.
 
9 член.
Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
 
Церковь есть собрание всех живущих и усопших православных христиан под единой главой Господом Иисусом Христом, объединённых верою, любовью Божьей, священноначалием и святыми Таинствами.
Церковь – единство в Духе Святом, людей, пытающихся жить по Евангелию.
Церковь есть Тело Христово (Еф. 1:22-23). «Как члены нашего тела с головою составляют один живой организм, водимый главою, так верующие, крещением втелесяемые Христу, как главе, с Ним образуют один телесно-духовный организм» (свт. Феофан Затворник).
Существует расхожее выражение Фейербаха: «человек есть то, что он ест». Отчасти это справедливо, в том числе, что касается жизни Церкви. Ибо Церковь объединяет людей не только единством веры и крещения, но и Святой Чашей, когда в таинстве Евхаристии, подаются истинные Тело и Кровь Христовы. Приобщаясь Святым Дарам человек духовно и телесно единится со Христом и во Христе друг с другом, составляя одно целое.
Церковь едина, то есть одна и неделима по существу. Нет множества Церквей, есть раскольники полностью или частично потерявшие единение со Святою Церковью и самочинные сборища. Она создана один раз и ни когда не пребудет. Самостоятельность поместных Церквей не означает оторванность друг от друга, всё они суть члены одного богочеловеческого организма, единой Церкви, разделённой территориально и историческими судьбами народов. Православные Церкви подобны ветвям одного дерева питающихся единым соком от его корней.
Верить в Церковь, означает верить в её спасительное значение, деятельно следовать её Преданию, то есть Священному Писанию, определениям Вселенских Соборов, опыту духовной жизни святых Отцов.
Церковь называют святой потому, что Она освящена святостью Её главы и основателя Иисуса Христа. Если вочеловечиванием Бога Слово освятилось человеческое естество, то Духом Святым, поданным через Сына, освятилась человеческая общность, именуемая Церковью. С того времени как Дух Божий сошёл на апостолов Церковь имеет дар благодати совершения святых таинств. И даже простой мирянин, не в силу личного благочестия, но в силу причастности святой Церкви способен совершать таинство крещения.
Церковь так же свята потому, что её составляют святые, то есть угодники Божьи. При этом свят – ещё не означает безгрешен. Сие обстоятельство не препятствует Ей оставаться святой, ибо к слову грешник надлежит здесь добавить – кающийся. Покаяться значит измениться. Церковь свята по своему предназначению: приняв святое крещение, человек не становится святым в силу совершенного таинства, но встаёт на путь святости, духовного совершенствования и доброделанья. Церковь – это больница, где духовно больные люди прилагают силы и средства для избавления от недуга (страсти) и её проявления – греха. В помощь тому берут пост, молитву и участие в таинствах. В свою очередь, нераскаявшиеся грешники отсекают себя от святой Церкви нежеланием исправления и упорством во грехе.
Церковь называют соборной (иначе – вселенская, ближе к оригинальному тексту – «кафолическая»). Греческое слово «καθολικός» выражает высшую степень всеобъемлемости и полноты.
Господь пришёл спасти всё человечество, на каждом уголке Земли, спустился до самого ада, и обратил проповедь ко всем народам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20).
Церковь называется соборной, потому, что Она не ограничена во времени и пространстве, включает в Себя все истины и средства необходимые для спасения человека в полноте сообщённые Церкви от Её создания. И подобно тому, как в каждой Евхаристической чаше и на каждой литургии присутствует весь Христос, а не какая то его часть, так поместная Церковь, будучи частью Вселенской, не вмещает в себя лишь часть Её благодати, но обладает всей полнотой церковности. В этом смысле каждая местная Церковь управляемая епископом кафолична.
Церковь называется апостольской, так как Она берёт начало от апостолов, ставших первыми членами Церкви и которых Сам Господь избрал на служение. От апостолов непрерывно и неизменно сохраняет Церковь и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Епископы рукополагают священников и каждый епископ ведёт свою историю от того или иного апостола через множественную череду непрерывных рукоположений. Разрыв подобных связей означал бы потерю даров Святого Духа и как следствие, недействительность дальнейших рукоположений и совершаемых таинств.
При этом личные дары Духа Святого не наследуются и не приемствуются. Вообще, любой Божий дар, есть дар, то есть свойство сообщённое человеку, но не собственное свойство человека, как если бы он имел благодать без Бога.
Есть благодатные свойства человеческого естества – основание для принятия Духа Божьего, ибо человек создан по образу и подобию Творца. Например, каждый человек по своей природе наделён дарами богопознания, разумом, совестью, ощущением неправоты… которые, впрочем, в продолжении греховной жизни умаляются и извращаются, от того порочные страсти иногда называют извращёнными добродетелями. Есть дары, которые имеют силу от причастности святой Церкви и священству в частности. И потому мы не вправе судить о действительности таинств по тому насколько праведен священник или нет. И есть дары личные. Но и они случаются по причине, когда душа праведника, очищаясь от грехов, позволяет Духу Божьему воссиять в ней и даже телу придать некие признаки будущей славы. Посему случается, что тела святых, не подчиняются закону тяготения, а по смерти сопротивляется естественному тлению.
Чем больше отверстие в стене, тем больше света проникает внутрь и чем больше сора и меди высвободит человек из души, тем более золота сможет приемлить.
 
10 член.
Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
 
Исповедовать – значит открыто признавать, следовать исповедальному учению.
Крещение – таинство, приняв которое человек становится членом Церкви и может принимать участие в других таинствах. Крещение есть духовное рождение, оно совершается над человеком только раз и потому называется единым. Как физическое рождение возможно только однажды, так и духовно родится можно только раз.
Крещение совершается во оставление грехов, поскольку крещаемый принимает решение оставить греховную жизнь и встать на путь покаяния. Оставление грехов означает, что человек рождается для святой, безгрешной жизни.
Конечно, подобное решение можно принять и не крестясь, но в этом случае не происходит перерождения человека, он остаётся оторванным от спасительного тела Церкви, Её таинств и следовательно, благодати Божьей.
В крещении человек разрешается от прежних грехов, а в дальнейшем – в таинстве исповеди. Однако, последствия греха прародителей, остаются с ним до всеобщего Воскресения, ибо как и не принявшие крещение, крещённые продолжают стареть, страдать и умирать.
Духовное рождение как и всякое другое таинство не происходит механически, в силу совершённого священнодействия. Вот, что по этому поводу пишут святые Отцы: «…твердо верующим Дух Святой дается тотчас по  Крещении, неверным же и зловерным и по Крещении не дается» (прп. Марк Подвижник). «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет» (свт. Кирилл Иерусалимский).
Суть крещения хорошо обрисовал прп. Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». Как видим, крещение подобно всеванию семени, прорастить которое есть дело всей последующей жизни человека.
С вознесением Иисуса Христа в Церкви продолжается начатое Им дело спасения человеческого рода. И хотя вне Церкви нет спасения, страшно и невежественно думать о Боге, будто бы Он не даст и самой возможности спастись тем людям, которые не приняли крещение по независящим от них причинам. Ибо Господь пришёл для спасения всех, и любовь Божья не потерпит того, чтобы дать человеку бытие и обречь его на вечные страдания.
Подлинно, не родившийся духовно (Ин. 3:5) и не питавший себя Телом и Кровью Христовой (Ин. 6:53) царства Божия не наследует. Но по окончанию времён, всё будет предано Богу, упразднятся и формы приобщения ко святому Телу Христову, принятые в видимой, земной Церкви, но не само приобщение. И кому как не крещёным и не причащённым проповедовал Христос сойдя во ад и вывел из него всех, кто внемлил этой проповеди?
Впрочем, это не значит, что вхождением в Церковь можно пренебречь. Если человеку проповедано Евангелие и он гнушается Церковью, тем самым выражает своё неверие и нежелание спасаться, а так же гордость и неразумие, думая себе «У меня Бог в душе…», «Мне не нужны посредники…» и, что он сам, без Церкви, Богом установленной спасения нас ради, способен спастись. «Не лишение таинства, а презрение к таинству влечет за собой осуждение» (Митрополит Московский Платон (Левшин).
В свою очередь и формальное членство в Церкви не является пропуском в Царство Небесное. Трудно спастись тому, кто не приобщился церковной жизни. В свою очередь, приобщённый идёт верной дорогой ко спасению, но если только прилагает к тому необходимые усилия. В противном случае, бит будет больше первого, о чём поведал Сам Господь (Лк. 12:47-48). А свт. Иоанн Златоуст, глядя на одновременное умножение и развращение христиан так рассуждал «Такие (люди) подают повод к хуле на Бога более, не­жели когда бы они не были христианами. Какая мне нужда во множестве? Только больше пищи для огня».
 
11 член.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых.
Ожидаю воскресения мёртвых
 
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20) – читаем мы в последних строках Святого Писания. Ожидаем Второе Пришествия Христа которое ознаменует воскресение мёртвых и окончание седьмого дня творения, то есть дня человеческой истории.
Мир станет другим. Живые преобразятся и мёртвые воскреснут. Тела людей когда либо живших и живущих станут духовными, нетленными, бессмертными, не будут иметь увечий, болезней и прочих недостатков, которые даже имели во время земной жизни человека. Господь восстановит мёртвых из праха, как сотворил из праха первого человека. При этом, всё же речь идёт не о новом творении людей, а о их воскресении, то есть в прежних, собственных телах, но духовно свойства.
О дне же и часе том, мы не ведаем.
 
12 член.
И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
и жизнь будущую. Аминь
 
Будущий век наступит после всеобщего воскресения и Суда. Праведники обретут полноту блаженства, однако каждый в меру духовного возраста: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:41). И не одна лишь душа, но и тело будет участвовать в духовной радости.
«Молчание есть тайна будущего века...» (прп. Исаак Сирин).
Блаженство то неизъяснимо и оно в безмолвном созерцании Бога. Бог будет всё во всём (1Кор 15:28), а человек в Боге, и лишь Им одним, всесовершенным и всеблагим будут занято сознание и всё существо человека.
Если же человек зол, то как сделаешь его счастливым в мире, где злу больше нет места? Если спасение в любви, покаянии и смирении, как спасти того, кто не желает любить, каяться, смиряться? Так, осуждённые, то есть не пожелавшие жить в чистоте, не примерившиеся с правдой, погнушавшиеся раскаяньем и любовью Божьей «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Не потому, что Бог не желает им спасения, но потому, что сами отвергнут Бога, источник радости и подлинной жизни.
Спасение, как и погибель человека не приговор, но отражение духовного состояния человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). И если для земных и воздушных жителей солнечный свет бывает в радость, греет и дарует им жизнь, тот же свет для подземных тягостен и горяч. Посему уже в сём веке ад и рай внутри человека.
Аминь – то есть истинно так, верно, да будет.
 
 
А.Н. Миронов. 2018 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Разное | Просмотров: 11 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0