Блог
Главная » 2018 Ноябрь 30 » Комментарий на Символ веры21:10 Комментарий на Символ веры |
Видеоверсия статьи Страница 1, 2
Символ веры – краткое и точное изложение основ христианского вероучения, утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Символ Веры состоит из двенадцати членов, каждый из которых содержит догмат православной веры.
1 член. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. Русский текст: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Верую – то есть выражаю своё отношение к невидимому как видимому, неочевидному – как очевидному. Верующий не просто признаёт учение Церкви, но прилагает его к своей жизни, ибо «вера без дел мертва» (Ик. 2:20); «вера же есть осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1). Иногда веру противопоставляют знанию. Однако, строго говоря, есть только вера, знание – у Бога. Мы не знаем, вращается Земля во круг Солнца или наоборот, мы просто верим учёным, утверждающим, что вертится Земля, в то время как наши глаза свидетельствуют об обратном. Наблюдая за окном дождь, мы не знаем, идёт дождь в действительности или нет – мы доверяем своим органам чувств. И так во всём, с большей или меньшей вероятностью достоверности. Православная вера зиждется не на фанатической и безосновательной уверенности, но на живом и реальном действии Духа Святого, многочисленными свидетельствами в преданиях Церкви и личным опытом верующих людей: «тщетно именуется христианином тот, кто не имеет в себе благодати Христовой ощутительно» (прп. Симеон Новый Богослов). При этом и людям внешним довольно будет аргументов: исторических, вероучительных, духовно-нравственных, логических и собственно научных (то есть подтверждённых наукой) оснований веры. Верую, а не веруем – форма используемая в богослужебной практике, так как вера – личное дело каждого, область свободного волеизъявления человека. Вера одного человека может послужить другому, но нельзя верить за других. во еди́наго Бо́га Отца́ Единаго – то есть единственного. Мы веруем не в одного из множества богов, но Единственного в своём роде: нет Бога, кроме Того, Кого Церковь исповедует Богом.С другой стороны, мы исповедуем единство как единение. Единение возможно между кем-то и кем-то. Бог один по существу, но троичен в Лицах. Таким образом, три Лица Пресвятой Троицы образуют единство между собой. Существо Бога познаваемо только Богом, тварь не может познать Творца. При этом, человеку доступно приобщение к нетварням энергиям Господа, то есть проявлению Его божественной сущности, что достигается уподоблением Творцу, участием в таинствах, жизни по заповедям. Человеку также даны некоторые понятия о природе и свойствах Божьих, которые, впрочем, следует рассматривать как их слабые земные отражения. Бог есть абсолютный, самодостаточный Дух. Он пресвятой, всеблагий, всеправедный, всемогущий, премудрый, неизменный, вездесущий, всеведующий, вседовольный. «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И лишь христиане вправе утверждать это, ибо любовь не может пребывать в пустоте, любовь всегда имеет вектор, всегда на что-то направлена и ничтожна, если обращена только к самому себе. Поелику Бог неизменен и Любовь существовала прежде создания мира, то где как не в Троице, между Отцом и Сыном в Духе Святом могла существовать любовь? Три Лица, иначе – ипостаси (Отец, Сын и Святой Дух) – разнятся по образу своего существования. Отец – собственное имя Первого Лица Троицы. Свойство Отца в том, что Он не рождается. Мы называем Бога Отцом, потому, что от него рождается Сын – (вочеловечившееся Бог Слово), через которого, живя по заповедям, то есть уподобляясь Сыну, мы все усыновляемся Отцу, не по естеству, но по благодати. Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Бог называется вседержителем, потому, что держит в Своей силе и в Своей воле всё существующее. Он есть Бытие. Свт. Григорий Палама: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует лишь в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». Бог – Творец, создатель мира, как видимого, так и невидимого. Под небом понимается невидимый мир духов, то есть ангелов, часть из которых в последствии отпала от Бога и обратилась в демонов. Под землёй – всё прочее творение Божье (звёзды, планеты, атмосфера, животный и растительный мир и т.д.), то есть видимый, чувственный мир. При этом, ангелы, хотя и называются духами, но не имеют туже природу, что Бог – Дух абсолютный. Ибо ангелы, будучи тварью, не лишены тонкой телесности и иногда предстают человеку зримым образом. Образы Божьи – человечество Иисуса Христа, а так же явление голубя и гласа во время крещения Господня, не были явлением Бога по естеству. В акте творения участвовал не один только Отец, а в равной степени все Лица Пресвятой Троицы сообразно своей форме бытия: Отец, как бы зачинатель дела, творит через Сына в Духе Святом. Тем же образом Отец Небесный устрояет, подает и созидает всё в нашем мире до сего дня и часа. Аналогично действует обратная связь: человек приходит к Отцу в Духе через Сына.
2 член. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бога и́стинна, рожде́на, несотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́ Вновь, читаем «во единаго...», то есть единственного Сына и Господа Иисуса Христа, единого в Троице с Отцом и Святым Духом. Господь – одно из имён Бога, применяемое как к Пресвятой Троице, так и к каждому Её Лицу. Сим удостоверяется, что, Тот, о ком идёт речь, действительно Бог. Иисус – значит «Спаситель». Этим личным именем наречён вочеловечившийся Бог Слово (Вторая Ипостась Пресвятой троицы). Христос (по-гречески «Мессия») – «помазанник». Помазанниками в Ветхом Завете назвали Царей, Первосвященников и Пророков по данной им от Бога благодати, выражаемое в символическом помазании их священным миром. Именование Сына Божьего Христом указывает на то, что его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа, подаваемые Царям, Первосвященникам и Пророкам. Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго Вочеловечившись, Бог Слово не перестал быть Сыном Божьим, ибо в Богочеловеке Иисусе Христе не образовалась новая сущность. В Нём неслитно, а равно неизменно, нераздельно и неразлучно соединились две природы: божественная и человеческая. Таким образом, Иисус Христос – подлинно Бог, подлинно человек, подлинно Сын Божий. Следовательно, Его можно именовать как Богом, так и человеком, и Богочеловеком. Сына Божьего называют единородным, так как по божественной природе, Иисус Христос – единственный Сын Бога Отца, и поелику рождён из существа Отца, един с Ним по существу. И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век «Прежде всех век» сказано, дабы не подумали, что было время, когда не было Сына Божьего. Бог Сын рождается прежде того, как появилось время и вне времени, то есть вечно. Это рождение ни когда не начиналось и не заканчивалось, оно совечно Отцу. Бог Слово суть Вечный Сын Божий. Рождение Сына от Отца не есть отделение некоторой части, как если бы Отец чего-то лишился. Это рождение неразлучное. Господь родился, но не отделился. Он единое Существо с Отцом и Святым Духом. Све́та от Све́та «Света от Света», значит Бога от Бога. В Писании Бог неоднократно сравнивается со светом. Например: «Я свет миру» (Ин.9:5); «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Так же, этими словами Отцы Церкви пытались несколько объяснить акт рождения Предвечного Сына, нераздельность и единосущность Сына и Отца. Так, например, Солнце есть свет и рождает свет, но рождаемый свет неотделим от источника света и оба они имеют одну природу. Бо́га и́стинна от Бога и́стинна Сын Божий называется Богом в том же смысле, что и Отец: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Иисус Христос есть истинный Бог, рожденный от истинного Бога: «да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5:20). рожде́на, несотворе́на, единосу́щна Отцу́ Подобно тому, как всяк рождённый – одной природы с родителем, так Сын Божий одной природы с Отцом. Если бы Сын был сотворён, то не был бы Богом, ибо творение не равночесно творцу и не одной с ним природы. Поелику Сын Божий есть Сын, Он рожден, несотворен, а равно единосущен Отцу, то есть одной природы, единого Существа с Богом Отцом. Смысл каждого слова триады вытекает друг из друга, и столь подробное изложение кажется излишним. Связанно это с тем, что Отцы ещё первого Вселенского Собора сделали некий акцент в этом вопросе, чтобы максимально ясно изложить православную веру о природе Иисуса Христа против ереси Ария, вносившего нестроение в Церковь и учившего о том, что Бог Слово хотя и родился, но во времени, следовательно, не единой с Отцом природы и есть творение Божье, а не Бог. И́мже вся бы́ша Отец творил через Сына, на что и указывает Символ веры, вторя словам Писания: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
3 член. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком
Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с Бог, будучи вездесущим, всегда пребывает на земле и на небе. Бог сошёл с небес – означает, что Господь отказался от вечного блаженства по своей любви к падшему творению. Божественные свойства Иисуса Христа остались при этом неизменными. В этом смысле, Слово сошло с небес не покидая их. Слова «Сшедшаго с небес» – выражают то, что «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Бесплотный Дух умалился до вещества, Творец сочетался с тварью. Божественное Слово соединилось с человеческой природой, и зримым, по человеческому естеству, образом, явилось людям, для людей и спасения их ради. От чего Господь восхотел нас спасти? От дьявола, от греха и смерти. Ибо сатана соблазнил на грех, а за грехом пришла смерть. Человек попал под власть дьявола, став удобопреклонным ко греху, а по смерти душа человеческая следовала во ад, где как грешники терзались так и праведники не имели блаженства по причине разобщённости с Богом. Ни Цари, ни Первосвященники и не Пророки, не были способны исправить повреждённую в грехопадении прародителей человеческую природу. И ни какая личная праведность не могла избавить человека от многовековой пропасти между ним и Отцом Небесным. Смерть царствовала над миром, ибо человек отпал от источника жизни духовной и телесной. Требовался Тот, Кто станет связующим звеном между Богом и человеком, соединит в Себе божественную и человеческую природы, чтобы исправить последнюю в Самом Себе. «Нужно было человеку освятиться человечеством Бога» (свт. Григорий Богослов). Так свершился беспрецедентный в истории мира сверхестественный акт. Бог Слово вочеловечился, дабы исполнить Предвечный Совет о человеке, ибо Господь прежде сотворения человека знал о его падении. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим» (свт. Ириней Лионский). и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася Воплотился значит облекся в человеческое естество. Как это произошло? Духом Святым Бог Слово вошёл в утробу Девы Марии и в сверхъестественном зачатии, соединился с человеческим естеством. Не переставая быть Богом Он стал душою и телом, причастился роду человеческому, стал одним из нас (вочеловечился). Воспринятое естество, как и естество каждого человека, носило печать первородного греха, заключаемого в непорочной страстности: тленности, смертности и подверженности страданиям, однако не было обременено каким либо родовым грехом, то есть грехом ближайших предков, по причине благочестия родителей Девы и Её личной праведности. При этом важно понимать, что первородный грех является личным грехом Адама и Евы, в отношении же потомков – последствием греха, а не собственно грехом. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»: «...исповедуем, что Христос восприял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он восприял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха... Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови... Он восприял все, для того чтобы все освятить. Он был искушен и победил, для того чтобы приготовить нам победу и дать естеству силу побеждать противника...». Богочеловек Иисус Христос, по воспринятому от непорочной Девы естеству, не только был избавлен от порочных страстей, но не был способен ко греху, ибо будучи человеком, не перестал быть Богом, имея две природы и две воли, добровольно подчинил человеческою волю божеству. В свою очередь, непорочная страстность в человеческой природе Иисуса Христа была необходимым условием спасения человечества, ибо «Что не воспринято, то не исцелено» (свт. Григорий Богослов).
4 член. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́на. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
Иисус Христос служил людям. Он проповедовал, пророчествовал и совершал различные чудеса. После сего был оклеветан и предан смерти через распятие во время, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат. Имя Понтия Пилата внесено в Символ веры, дабы подчеркнуть историчность Христа и обозначить время, когда был распят Спаситель. Исповедуем, что Христос был распят за нас. Не вместо нас, хотя и достойных осуждения, но ради нашего спасения. Господь пострадал за грехи человечества, не имея личного греха, и ни кто другой не смог заменить бы Его на Голгофе в деле нашего спасения. Страдания Его были подлинны, а не мнимы, как учили некоторые, считавшие, что Христос принял лишь вид страданий. Страдал человеческой, а не божественой природой, ибо божество не может страдать. Страдания и смерть Господь принял добровольно, но не в том, смысле, что Его тело было подобно первозданному Адаму и Христос своей волею причинял или попускал боль, вопреки естеству, но в том смысле, что добровольно пришёл на землю имея цель пострадать и умереть, добровольно попустил Себя распять когда пришло время, и страдал по естественным причинам. Поелику воля божья предвечна, то есть предшествовала страданиям и самому человеческому естеству, и в силе божьей было всё остановить, даже запретить естеству что-либо чувствовать – мы говорим о добровольности страданий. Так, три отрока в вавилонской печи избавлены были от естественного действия огня, но не потому, что тела их были первозданными, но во воле Божьей. Противное, сему, прп. Иоанн Дамаскин в своей книге «О ста ересях вкратце» относит к неправославному учению афтартодокетов, учивших, что «тело Христа с самого своего образования было нетленным. И что Господь претерпел страдания, они исповедуют, я имею в виду голод, и жажду, и утомление; но утверждают, что Он претерпел их не таким же образом, как мы. Ибо мы переносим страдания по естественной необходимости, Христос же, по их словам, переносил их добровольно и не был рабом законов естества». В данных словах, впрочем, не отвергается добровольность страданий в том значении о котором говорилось ранее. Он же в «Точном изложении православной веры» пишет: «Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все – как добровольное. Ибо, желая – Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер». Не сами по себе страдания и смерть были целью Господа Иисуса Христа. Не для того Господь претерпел мучения и умер, чтобы преподать некий урок или совершить другое внешнее действие. Господь – врач. Нельзя исцелить смертельно больного видами чужих страданий и нельзя исцелить здоровое. Для человеческого рода страдания и смерть Христа имели не внешнее, но собственное и притом метафизическое значение. Проповедовать, совершать чудеса и умереть на кресте могли бы и пророки, но сего недостаточно. Для того, Господь и воплотился, чтобы пострадать, умереть и в Себе, Богочеловеке, исправить повреждённое человеческое естество: «Так как грехопадением было повреждено все существо человека, и тело, и душа, и ум, то Господь принял все это греховное существо, чтобы восстановить всего человека» (свт. Кирилл Александрийский). Каким точно образом произошло исцеление нам не ведомо. Виновниками тому были как безграничное смирение Господа во время тяжких мучений, так и сама смерть и воскресение. На кресте, превозмогая боль, Христос ни малейшим движением души не изменил Богу, смертью же и воскресением, получил втрое рождение. По разлучению души с телом, дух Божий как и было положено душе человеческой опустился во ад. Что представлял собой ад? Место без Бога. А чья душа посетила его? Богочеловека. Свершилось! Нет больше непроходимой пропасти, нет неразрушимой стены. Бог и человек разлучились на небе, а сочетались на земле. «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!...» (из огласительного слова на Пасху свт. Иоанна Златоуста). Тело же Христа погребли в пещере. Сказано о погребении для уверения в том, что Иисус действительно умер, а после воскрес. Победа над дьяволом в преисподней, ещё не была окончательной победой над смертью.
5 член. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
Исповедуем, что по прошествии трёх дней Господь воскрес из мёртвых, то есть восстановил к жизни своё мёртвое тело, сочетавшееся с душой. Но воскрес не прежним. Апостол Павел Христа называет вторым Адамом, потому, что Он как бы скинул «кожанные ризы» падшего прародителя, исправил в Себе повреждённое человеческое естество. Тело Его стало бессмертным, нетленным, бесстрастным, каким было в раю у первого Адама. И как первый Адам есть родоночальник всего человечества, и тем сообщил нам своё падшее естество, так Господь стал новой главой для людей, которых соединяет посредством веры и причастия своему бессмертному Телу, которое есть Церковь Христова, а каждая клетка её – человек. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Воскресением Своим, Господь смертью смерть попрал. Конечно, люди как и прежде продолжают умирать. Победа над смертью, означает здесь во-первых личную поведу над смертью первенца из мёртвых, то есть Христа. Во-вторых, смерти нанесён такой удар, после которого она ещё присутствует в мире, но учесть её уже предрешена и со вторым Пришествием Христовым будет уничтожена окончательно. Воскресение произошло на третий день согласно Писанию, то есть как возглашали пророки Ветхого Завета. Например, образом пребывания во аде и последующего воскресения Христова является трёхдневное пребывания во чреве кита пророка Ионы и его последующее освобождение.
6 член. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́ восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
На сороковой день после своего Воскресения Господь Иисус Христос вознёсся на небеса с горы Елеон, очевидцами чего были его верные ученики. Речь идёт о телесном (человеческом) вознесении Иисуса Христа, ибо божеством, Он всегда пребывал на Небе. Вознесение ознаменовало окончание земного служения Христа и то, как по Втором пришествии Господа в Царство Небесное возьмутся все верные. Слова «Седяща одесную Отца», то есть по правую руку от Отца, следует понимать духовно. Сие означает, что Господь Иисус Христос имеет с Отцом одну славу и власть. Человеческое естество не умолило чести Бога Слово.
|
|