Блог

Главная » 2020 » Май » 10 » Победобесие. Кто придумал и зачем?
16:06
Победобесие. Кто придумал и зачем?

 
С некоторых пор если не на языке, то на слуху очень многих появилось слово «победобесие». Назову его странным, а ещё лучше поганым. Обычно его используют тогда, когда хотят показать отдельные перекосы и перегибы в праздновании Дня Победы. Хотя область применения этого неологизма гораздо шире. У некоторых он вообще заменил словосочетание Победа в Великой Отечественной войне, и неспроста.
Казалось бы несуразности и откровенные глумления связанные с войной и празднованием Победы в ней действительно встречаются, впрочем не скажу, что они имеют массовый характер. Кто по глупости, кто-то вполне осмысленно увешивает себя с головы до ног или домашнее животное георгиевским ленточками, клеит пошлости на заднее стекло автомобиля... Но что-то меня лично останавливало использовать «странное слово». Не наше оно, из чужого лексикона, вражеское, будто бы употребив его ты и сам становившая по ту сторону баррикад, лучше сказать — линию фронта.
Считается, что этот термин придумал и впервые употребил протоирей Русской Православной Церкви Георгий Митрофанов в 2005 году, когда страна отмечала 60-летие Великой Победы. С подачи Митрофанова «победобесие» было введено в широкий оборот.
Отец Георгий личность известная. Помимо своей преподавательской и научной деятельности он известен как «церковный власовец» — клеше, с которым сам священник поспешил согласиться. Так, в 2009 году на «Русской линии» появляется статья в которой, среди прочего авторы отмечают:
«В начале этой недели в петербургском книжном магазине «Буквоед», расположенном на площади Восстания, состоялась презентация уже нашумевшей и вызвавшей много откликов книги протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике». Учитывая, что презентация была нарочито приурочена к 22 июню — дню начала Великой Отечественной войны, один из участников презентации задал отцу Георгию вопрос относительно его апологетики генерала А. Власова, попросив разъяснить аудитории, почему генерал-изменник в глазах православного священника не является предателем.
"Трагедия Власова заключалась в том, что предателем он действительно был, но не в 1942 году, а в 1917-м, когда будучи еще совсем молодым человеком, он сделал свой выбор, пойдя служить в Красную Армию. А в годы Второй мировой войны, он попытался перестать быть предателем той России, которую он предал в годы войны гражданской, повернув свое оружие против Сталина... ", — заявил в ответ протоиерей Георгий Митрофанов».
Священник также сказал, что ему приятно быть «церковным власовцем», ну а далее, что это коммунистический режим уничтожил 27 миллионов русских и именно он в купе с гитлеровским развязал Вторую мировую войну.
Ну что же, едва ли «поганое слово» могло зародиться в голове с другими мыслями, для кого чёрное остаётся чёрным, а белое белым. Словно чью-то голову из Европарламента или американского госдепа прикрутили к туловищу нашего о. Георгия и заставили транслировать то, что гитлеровцы разбрасывали с самолётов в виде агитационных листовок.
Что же  Митрофанов под своим детищем  понимет? Думаете перегибы и перекосы? Не только. В 2019 году на либерально-церковном портале «Православие и мир» опубликована статья о. Георгия «Почему мы хотим повторить войну?». В ней он щедро ссыплет такими словами и фразами как «профанация и беспамятство», «кощунство», «в войне доминируют не подвиги, а преступления – вот что нужно помнить», «можно ли оправдать убийство другого человека тем, что ты защищал свою жизнь? Оправдать в принципе нельзя...» и т.д. Резюмируя, суть статьи  представляется следующей: поелику война это грех, то празднование чего бы то ни было связанное с войной, даже её окончание — по-христиански недопустимо.
То есть победобесие или как выражаются сторонники о. Георгия «истерия на костях» началась уже в 45-м на ступеньках Рейхстага, а затем «кощунственная акция» охватила всю страну в виде салютований, чествования победителей, песен, плясок, парада Победы...
Вероятно по этой же логике праздновать Светлое Христово Воскресение тоже греховно, памятуя о том какую жертву пришлось принести Христу ради нашего спасения и что именно человеческий грех привёл Спасителя на Голгофу.
Конечно, тогда, как и сейчас у многих хоть мало-мальски здравых людей всё это вызвало протест и возмущение. Так, в 2010 году на имя Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла была направлено обращение Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга, в котором в частности говорилось: «Общественная организация "Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга" считает своим долгом обратить Ваше внимание на недопустимые высказывания протоиерея Георгия Митрофанова о Великой Отечественной войне и власовском движении. В своей книге «Трагедия России», как и в скандальных телевизионных выступлениях, он называет «государственным победобесием» святой для нас день Победы, ставший также церковным днем поминовения воинов, павших в Великой Отечественной войне. Предателей, сотрудничавших с фашистами, он объявляет несостоявшимися героями России, а настоящих героев — беспомощными жертвами и чуть ли не "служителями зла"».
Было ли принято какое либо решение священноначалия по существу обращения не знаю. Но, не секрет, что Святая Православная Церковь испокон веков прославляла ратный подвиг воинов вставших на защиту Отечества. Однако, не будем растекаться мыслью по древу.
Как же понимают термин «победобесия» иные участники дискуссии с условным названием «какому Дню Победы быть и быть ли вообще?»?
Наши украинские «друзья» подошли к данному вопросу со всей основательностью создав отдельную статью в украинской википедии, согласно которой «победобесие» представляет собой обобщающее название гипертрофированной «победной» истерии и «культа Победы» в путинской России.
Некий фонд «Свободная Россия» пошёл ещё дальше, посвятив «победобесию» целый сайт. На главной странице можно прочитать следующее:
«Слово “победобесие” изобрел протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов еще в 2005 году... Вокруг термина завязались дискуссии, но по-настоящему востребованным «победобесие» стало девять лет спустя, после того как Россия аннексировала Крым и вторглась в Донбасс. Возрождение фашизма в России, во всем его милитаристском и пропагандистском блеске, сопровождалось восхвалением дедов, которые воевали. Сегодня победобесие — главная скрепа режима, основа сакрального государственного мифа. Это единственно верное учение и уход от трудного разговора о прошлом и будущем. Это отказ от проработки травмы. Это “плановые мероприятия” вместо живой памяти. Это триумф агитпропа. Это оправдание прошлых и нынешних преступлений. Это милитаристская истерика. Это затыкание ртов несогласным. Это шовинизм и сталинизм. Это инструмент репрессий и гибридной агрессии».Разве это похоже на несогласие с отдельными перегибами и перекосами? По мне так это несогласие с Победой.
А что персонально? Кто эти люди? Имя им легион, потому что много (Мк. 5:8-9). Но некоторых всё же отметим. Например, ныне опальный протодиакон о. Андрей Кураев увидел победобесие в песнях «У незнакомого посёлка» и «Землянка» включённых во всеуслышание в магазине «Детский мир». Заметка о. Андрея так и называется «Победобесие на марше». Представляю, как бесы веселились и радовались, когда детям вместо «Жги, жги, зажигай...» завели «Бьётся в тесной печурке огонь...».
«Поганое слово» очень любит Александр Невзоров. Как то, в очередном эфире «Эхо Москвы» от 15.05.2019 г. Александр Глебович, очевидно не без удовлетворения заявил, что «некогда запретный совершенно термин "победобесие" вылез из интернета и пролез уже и откровенно хорошо себя чувствует в большой прессе». В продолжении темы, День Победы он заменил на краткое «ДП», резюмировав очередную мысль словами, что «культ так называемого ДП, он работает не на развитие страны, а на её деградацию».
И мне тоже много чего не нравится в нашем отношении ко Дню Победы. Но почему меня всегда коробило от этого «странного слова»? Кажется оно обозначает не проблемы празднования, оно отражает духовную суть тех кто им пользуется, оно десакрализирует священный для каждого советского человека день, оно выражает отношение ко Дню Победы как таковому, оно вскрывает их истинные планы, замаскированные под благие цели: обличение перегибов и перекосов.
И в нашей церковной жизни много чего не так. Случаются не верное понимание христианства, слов Спасителя, канонические отступления в праздновании церковных праздников. Но разве благочестивый христианин, для которого вера христианская и символы её священны, примет в употребление термины «христобесие» или «пасхобесие»?
Проблемы церковные и мирские видны всем, а вот терминология используется разная. Для одних «поганое слово» приемлемо, для других нет. Значит дело не в проблемах, не в георгиевских ленточках и не в военной форме на карапузах... Может это ненависть к самой Победе?
Победу ненавидят те, кто проиграл. Победа — единственное, что ещё всех нас объединяет, представителей различных народов и религий. Вот почему она становится мишенью для врагов России как внутри страны так и за её пределами.
Что же является объединяющим признаком тех, кто принял в свой лексикон «поганое слово»? Если хорошо присмотреться, всех их (обозначу так: проигравших бесов) объединяет одно: ненависть к Советской власти. Причём не к её перегибам и перекосам, ибо бедствия людские, голод и прочее, случались как при царе так и при Ильиче, а зверства творились в Гражданскую как со стороны как красных так и белых… Нет. Это ненависть к Советской власти как таковой, власти отобравшей власть у помещиков и капиталистов, давшей каждому человеку равные права и возможности… А кто ненавидит Советскую власть рано или поздно встаёт на строну тех, кто с ней воевал и вместе с этими врагами ведёт войну уже не с Советской Властью, её давно нет, а с нашим народом, которого Советская власть воспитала, накормила, защитила и дала ему возможность существовать до сегодняшнего дня.
Не удаётся вытравить из памяти народной Великую Победу? Так давайте превратим её в траурное шествие. Сосредоточим внимание исключительно на потерях, на голоде, на страхе и отчаянье. Будем снимать фильмы о войне полные грязи, секса, фальши и очернения наших военачальников. Не удалось? Тогда расскажем, что «Гитлер это ангел русской истории, и если бы Сталин проиграл, то...» дальше на выбор: «пили бы баварское» или «союзники бы нас освободили». На удаётся? Поменяем название, с Победы на «победобесие», как будто ничего кроме перегибов и перекосов в этом празднике нет. Не так сразу, пока введём это слово в оборот. И если примут и проглотят, тогда следующим этапом заставим этих дикарей, некогда непокорённых, вставших костью в горле, непробиваемой стеной Бресткой крепости с первого дня войны на пути к всемирному деспотизму, шовинизму, империализму... ненавидеть собственное прошлое. А затем каяться, и платить. Бесконечно платить за то, что победили, за то, что  ущемили гордыню жадного и беспощадного врага ждущего реванша и до ныне.   
 
 
А.Н. Миронов. 2020 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Публицистика | Просмотров: 49 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0