Блог

Главная » 2013 » Август » 3 » О власти и Отечестве
22:34
О власти и Отечестве
 
О власти и Отечестве
 
 
 
Покуда не обрел человек Отечества Небесного, дано ему Отечество земное: дом, семья и могилы предков, город или в село, в котором он родился, храм, в котором принял святое крещение, государство и народ одной с ним истории, власть которой сей народ достоин... Не может человек достойно причаститься Хлебом Небесным, если не чтит память предков, потому, что зерно для Него, взято от земли сродников. Земля эта удобрена их плотью и кровью и в каждом зерне как в утробе матери лежит весь его народ от дремучей древности и до наших дней, жаждет вместе с тобой соединиться с Господом в одно целое, называемое Церковью и Телом Христовым. Не может быть человек гражданином Царства Небесного не научившись быть достойным гражданином царства земного, ибо мир дольный есть образ мира горнего и в послушание государю и закону – образ служению Господу и соблюдения заповедей Его.
Как же послужить Отечеству? Исполняй заповеди Божьи, живи честно, не делай ни чего с небрежением, соблюдай законы и будет тебе благо. И если все так будут жить, то и Отечество будет богато, и люди в нём будут счастливы.
А страна наша болеет. Да, всегда так было и будет. И Церковь Земная не есть Церковь праведников, не имеющих нужду в покаянии, но грешников стремящихся к выздоровлению. И как враги бестелесные, которые суть бесы и дурные мысли опустошают душу предназначенную для Бога, так враги Отечества внутренние и внешние – землю дарованной тебе промыслом Божьим. И те и другие есть разорители. Посему послужить Отечеству есть дело святое: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13); и «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (2 Тим 5:8).
Отечество Небесное во всем покорно Богу, и на земле имеет Он власть, и власть насаждает. Но так угодно Господу, что бы люди, с тех пор как разорвали живую связь с Создателем, научались от людей и чтобы муж главенствовал над женою и человек начальствовал над человеком, но не пребывали в беспорядке.
Все в мире подчинено друг другу и не только люди организованы между собой, но и в телах наших как и в государстве действует непреложный закон порядка: каждый орган наделен той или иной функцией, каждый необходим, и каждый зависим от другого. Духовный организм живет по законам духовным, животный –  по законам животным. Но и те и другие законы установил Господь, сообщил созданному Им миру и если они нарушены будут, то душа повредится, а тело заболеет или даже умрет. Не только духовные, но и животные законы имеют определенную власть над человеком, им покорился сам Господь: ел, пил и защищал тело от зноя. И хотя власть тела не абсолютна и не должно ей позволять овладевать волей человека, но и не благоразумно во всем перечить этой власти, но в меру необходимую для поддержания естества надлежит быть ей послушной.
Не так ли должно мыслить о государстве, не таковым ли должно быть отношение человека к власти мирской? Да, суетной, да временной, как временна наша жизнь на земле. Но Церковь, освящая человека, освящает его всего и вечную душу и бренное тело, а так же хлеб, воду, жилище... «О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся», – возглашает диакон на Божественной Литургии.
И Господь не уклонился от лукавого вопроса как поступить с уплатой подати, и не сказал только «отдайте Божие Богу», а в остальном чтоб поступали как знают, но прямо повелел: «...отдавайте кесарево кесарю» (Мф. 22:21). И апостол сказал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Свт. Иоанн Златоуст: «Как это? Ужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то, говорю я, ответствует Апостол. У меня идет теперь речь не о каждом начальнике в особенности, но о самом начальстве... Подобно сему, когда Премудрый говорит, что: от Господа сочетавается жена мужеви (ср.: Притч. 19, 14), – разумеет чрез сие, что брак установлен от Бога, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак. Ибо видим, что многие вступают в брак с худыми видами и не по закону... Поелику равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненных, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником... Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, и одни управляют, другие состоят под управлением. То же самое замечаем и у бессловесных животных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец... Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство... Итак, не стыдись подчиненности, говорит Апостол. Этот закон дал Бог и грозно отмщает презрителям оного».
Мысль святого Златоуста продолжает свт. Феофан Затворник: «Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские».
Подтверждение этому видим на страницах истории и в самом недавнем прошлом. Когда большевик и богоборец А.В. Луначарский обвинял архиепископа Иллариона (Троицкого) в лицемерии: «вы чтите Писание, в котором говорится «несть власти не от Бога», а советскую власть не любите, а советскую власть ругаете…» будущий священномученик ответил ему: «А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? От Бога… В наказание нам за грехи!».
Иногда власть идет против божьего установления, и это дает право на сопротивление, подобно тому, как человек борется с неустройством внутри себя: благо деторождение и плотское влечение естественно, но недопустим разврат. Нет греха в питании организма, но если желудок верховенствует, благо сопротивляться ему. Хорошо держать тело в чистоте и следить о здоровье телесном, но не допустимо заботу о теле превращать в культ. Не должно христианину служить богопротивным целям, ставить земное выше небесного, даже в послушание закону, о том, Господом сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37), «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33) и «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).
Подобно тому, как во Христе не слитно, но и не раздельно сочетались две природы, в том же созвучии и согласии на время земного бытия сочетаются две власти, как идеал взаимоотношений между Церковью и светской властью. Этот принцип получил название «симфонии»: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни... И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу и благо человеческого рода» (Юстининан Великий).
Издревле, от первых веков христианства, патриархов и  царей изображали в лучах божественной славы не зависимо от личной святости тех и других, но по причине святости служения к которому они призваны: вот Ирод отдает приказ убить младенцев, Иуда предает Христа… Но лики царя и апостола увенчаны нимбами.
Воинство и священство! Нет большего служения как на поле брани и на божественной литургии, нет большей жертвы как само Тело и Кровь Христовы, нет большего подвига как положить жизнь за Веру и Отечество. А любовь к Богу не мыслима без деятельной любви к ближнему.
Воинский долг – есть долг. А всякий долг платежом красен. Зададимся вопросом: кому мы должны?
Вот, не в меру заботливая мать хлопочет за сына чтобы тому не пойти в армию: «пусть другие служат, а мой сын ни кому ни чего не должен...», или: «я вырастила его, воспитала, почему теперь должна отдавать его государству?». Ты вырастила его только потому, что твои предки служили, дали возможность родится тебе, при том на своей земле и говорить на родном языке. А ныне пришла очередь твоего сына. И не суть, какая власть, хорошая или плохая. Родину надобно защищать при любой власти.
Не менее почетна чем борьба с врагами внешними, борьба с врагами внутренними, смутьянами Отечества коих не мало было во все времена. Из воспоминаний о любви преподобного Серафима Саровского к Отечеству: «Однажды перед теми событиями, когда вражеская злоба вооружилась против Священной царской власти и произвела смятение в Петербурге, ученик преподобного Иоанн, идя к нему, увидел его около источника пристально смотревшего в оный. Тут же он увидал, что какой-то военный человек быстрой походкой направляется к преподобному. Когда он подошел к последнему и стал просить у него благословения, старец лишил его оного и сказал: «Гряди туда, откуда пришел». Пришелец снова протянул к нему свои руки, но тут преподобный с удвоенной уже суровостью строго заметил: «Я тебе сказал, гряди туда, откуда ты пришел!» Пораженный гневным видом и голосом святого старца, военный смирился, но все-таки стал снова просить у него благословения. И тут преподобный не только по-прежнему лишил его оного, но на этот раз закричал громко и немилостиво, как на самого величайшего противника и отступника Церкви.
Ученик преподобного, увидев его в таком страшном гневе, смутился и подумал, уж не находится ли старец в каком-либо искушении, потому что даже страшно было смотреть на него в эти минуты. Между тем, когда военный посетитель удалился, преподобный сказал своему ученику: «Видел ли ты этого человека, который ко мне приходил?» Ученик отвечал, что видел. Тогда святой старец снова обратился взором к своему источнику и сказал ученику: «Посмотри в источник: он-то мне и показал этого человека, кто он такой». Ученик посмотрел в источник и увидел, что он сильно взбаламучен. Вода в нем до крайней степени в эту минуту была мутна и грязна... Когда после этого ученик взглянул на старца, тот сказал: «Вот видишь, как возмущен источник. Так этот человек, который приходил, хочет возмутить Россию».
И далее автор повествует: «Да, поистине, преподобный был верным сыном своей Родины, всегда готовым положить саму душу свою за други своя. Последуем же, братие, примеру святого и потщимся в любви к Отечеству себя утвердить. А посему всегда будем смотреть на него, как на родной свой дом, в котором мы все по духу и любви родные дети» (прп. Серафим Саровский. Радость моя).
Не менее удивительным и поучительным было благословение святого равноапостольного архиепископа Японского Николая (Касаткина) своей пастве молиться о победе Японии над Россией, во времена когда между двумя державами разразилась война: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране.». Удивленный таким решением, император Японии повелел охранять православные храмы, чтобы ни один злоумышленник не смог причинить вред христианам.
Говорят в народе: «дай человеку власть, и ты узнаешь кто он». Английский историк 19 века Актон: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Трудно богатому войти в Царство Божие (Мф. 19:24), трудно власть имущему сохранить смирение. Посему, когда обвиняем обличенных властью людей за беззакония и обвиняем нередко справедливо, не себя ли, между тем, должны видеть в них?
Когда общество высказывает свои претензии к органам власти, вполне имея на то право и во многом эти претензии могут быть обоснованны, оно, тем не менее, должно задаться вопросом: чиновник это кто? Иммигрант, вражеский лазутчик, может быть марсианин?
Власть – это часть общества, та её часть, на примере которой все наши грехи и страстишки наиболее заметны и зловредны. И если что-то не в порядке с той или иной частью общества, спросим: не «почему они такие? Чиновники, депутаты, губернаторы…», а «почему мы такие?». Стоит еще вчера вполне благопристойному человеку одеть белый халат врача, как он становится черствым к чужой боли, встать за прилавком магазина и уже готов отравить собственного соседа лишь бы реализовать просроченную продукцию, взяв в руки полосатый жезл, – опустошает карманы водителя, а заняв ответственный пост, – забывает обещания данные народу. В своей обыденной жизни и повседневной работе, пусть малой и незаметной, мы так же честны и добросовестны, как того требуем от власти имущих?
Часто спрашивают: когда же власть научиться уважать общество? Это произойдёт, в частности тогда, когда общество начнёт уважать власть. Сие не значит, что мы обязаны соглашаться с решениями каждого отдельно взятого чиновника или даже правительства. Но надлежит уважать государственность, мундир офицера, закон и порядок.., уважать себя и друг друга, жить честно, работать добросовестно какую бы должность не занимали, каждый на своём малом или ответственном посту: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф.25:21). И каждый даст ответ за то, как прожил свою жизнь, а не чужую, и «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2).
Всё же воздавая честь служения Отечеству не забудем о том, что все мы странники и гости. Святые Отцы научают нас не прилепляться ни к чему тленному, относится к земному Отечеству как к гостинице: должно временное жилище охранять и поддерживать в нём порядок, но не так чтобы посвятить ему всю свою жизнь, чтобы земное возобладало над небесным. В связи с этим, и в довершении повествования скажу несколько слов о патриотизме. Привязанность к Родине, забота о близких и своём народе – это хорошо и естественно. Однако не редко патриотизм принимает такие формы, когда некая идея государственного или общественного устройства возводится в культ и некую самоценность. Сие особенно уродливо если преподносится под личиной православия, а на деле ни чего кроме ненависти не несёт. И если псевдопатриотам и удалось бы всё устроить так, как они хотят, они не остановятся и начнут уничтожать ими же возведённое, перессорятся и поубивают друг друга, ибо подменив первенствующее второстепенным не имеют в себе истины способной объединить и примерить всех жаждущих правды и справедливости.           
 
 
А. Миронов. 2013 г.
 
                           Русские
                           Грех ли воевать?
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 1338 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0