Блог

Главная » 2018 » Июль » 14 » Метафизика истории
10:44
Метафизика истории
 
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира,
но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19)
 
Всю историю человечество стремилось жить лучше. Для достижения этой цели оно воевало, устраивало революции, дворцовые и более мелкие перевороты, одна форма правления меняла другую... Добившиеся власти и достатка нещадно эксплуатировали народ, народ, придя к власти, нещадно истреблял эксплуататоров, а затем вновь разделялся на нищих и богатых и повторял участь предыдущих поколений.
Вот, некогда, отстранив от власти царя, а затем и тех, кто его свергнул, провозгласили свободу и равноправие. Но, что легло в основание очередного «светлого будущего»? Материализм. Стоит ли удивляться, что Власть Советов очень скоро перестала советоваться, а на смену социализму вновь пришёл капитализм, ещё более изощрённый и лживый, ибо природа всякой вещи ищет кратчайший и наилегчайший путь. Что же может быть проще, если наиболее алчные до «хлеба и зрелищ» начнут обогащаться без излишней идеологической мишуры?
Мы всё время что-то ищем, нервничаем, возмущаемся. Критикуем правительства, монархов, президентов. Но может быть уже достаточно уроков истории, чтобы понять: мы никогда не построим рая на земле. Тем паче это касается России, которую, быть может, Господь только для того и сохраняет, чтобы хранила веру православную и тем удерживала весь мир от окончательного развращения, ибо «Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога...» (св. Иоанн Кронштадтский).
«Мир лежит во зле» (1Ин. 5:19) и зло преобладает. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). Так было и так будет. Восставшие рабы жаждали себе свободы, но были ли они против рабства как такового? Справедливости люди ищут только до тех пор, пока её не получат, а получив – попирают. Потому что не форма определят дух, но дух творит себе формы. Те же немногие, что ещё удерживают мир от окончательного порабощения злу, подобны игроку, севшему играть с шулером. Если же сравнить наших героев с шахматистами, то они приступают к доске с одной-двумя фигурами и играют по правилам, в то время, как противостоят им люди, не признающие никакие правила. Кто победит?
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Но разве с приходом Христа на земле пресеклись страдания, разве мир покорился Христу? Нет. Господь в Себе победил мир. Значит только в Победителе мира возможно человеку обрести покой. Но для этого нужно мир возненавидеть.
Мы всё мерим столетиями, да эпохами, печёмся о судьбе грядущих поколений, забывая о своей. Тогда как время ограничено для каждого из нас земной жизнью: у кого – год, у кого – два, у иного – век или четверть века и каждый может умереть прямо сейчас. Стоит ли терять драгоценные минуты на то, чтобы исправить мир, если его никто не исправил, но вечная жизнь начнётся совсем скоро? Наша участь будет зависеть не от того, сколько колхоз дал молока, или что ты сделал для блага революции.., но от того, что ты сделал для Христа, которого мир возненавидел. Познавшие же Христа в страданиях обретали великую радость и возрастание. Что им нужда и лишения, несправедливость и притеснения? Ступенька, претерпев которую, тем ближе становятся Богу, чем смиренней принимают страдания.
«Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Значит ли это, что всем нам надлежит забыть о мирском и всецело посвятить себя Богу? Могущие понести сей крест, пусть делают так, а если бы все так сделали, то сами собой исчезли бы несправедливость, глады и болезни. Но не будет так, посему тем, кто между небом и землёй, стоит позаботиться и о временном жилище. Но какова должна быть мера?
Человечество подобно организму, каждая клетка которого – человек. Организм неизлечимо болен, делать операции бессмысленно. Они способны принести временное облегчение, но вместе с тем и кровь, и ещё больше боли. Так в обществе и государстве, не поменяв содержания, бессмысленно менять формы, искусственно создавать то, чему должно родиться. От нечистых мыслей не ждут благих поступков. Не устранив источник болезни,  не возможно исцелить организм. Однако, возможно облегчить страдание и продлить жизнь: освободить раны от гноя, дать выпить больному немного вина... Так следует поступать мирскому человеку: защищать Родину, прилежно работать, обличать несправедливость и власть, если в том есть необходимость, по примеру Предтечи Господа Иоанна Крестителя. Но ровно настолько, насколько душевные силы позволяют это делать без вреда для души. Тем же, кто теряют покой в борьбе с людской несправедливостью, надлежит максимально устраниться от сего душепагубного для них дела, ибо и мир не спасут и сами не спасутся, не дадут миру упокоения и сами покой потеряют, о чём будут плакать и сокрушаться во век.
Самое большее, что может сделать клетка для организма – исцелиться: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи» (прп. Серафим Саровский). Чем больше будет в организме здоровых клеток, тем слаженней будут работать его органы. Так в обществе и государстве приходят в согласие их члены, а механизмы управления принимают общеполезные формы: «если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём» (блж. Августин). Кто и как бы не радел о земном, о благе общественном и сугубо своём, пусть ищет прежде Царства Божия и правды Его, и тогда, по слову Господа, все это приложится (Мф. 6:33).
 
 
А.Н. Миронов. 2018 г.
 
Смотрите по теме: Дракон (мультфильм 1961 года)
                                 Убить дракона (фильм 1988 года)
 
 

 

 

 

 

 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 89 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0