Блог

Главная » 2010 » Октябрь » 23 » О преложении Святых Даров
22:45
О преложении Святых Даров
 
О преложении Святых Даров.

 

 

…не переставая быть, Тем, Кем Он был,
Он стал Тем, Кем не был.
Св. Григорий Богослов
 
Содой кислота уничтожается, с сахаром соединяется... Одна плоть порождает другую, и каждая из них существует в отдельности. Но кровь отца течет в жилах сына, и молоком матери растятся его кости мускулы. Так происходит в мире естественном.
В исповедании таинства Евхаристии древней восточной Церкви не было в традиции углубляться в природу святого чуда, утверждая, что хлеб и вино истинно прелагаются в Тело и Кровь Христа, не дерзали рассуждать далее. Однако злоба еретиков заставляло и древних Отцов Церкви переступать этот порог. Так, например, прп.  Иоанн Дамаскин проводил параллель между двумя природами Христа и Евхаристией говорил о двуприродности Святых Даров после освящения: «Угль (пылающий) видел Исайя; но угль – не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством есть не одно естество; но одно – естество тела, другое — естество соединенного с ним Божества; так что то и другое вместе не одно естество, но два». Он же о сочетании хлеба и божества: «И так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют воду и вино, – Он сочетал с этими веществами свое Божество и сделал их Своими телом и кровью для того, чтобы мы через обыкновенное и естественное приобщились тому, что выше естества.» Прп. Макарий Египетский, толкуя  слова Господа «Если кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, не будет иметь жизни вечной» (Ин. 6: 53-54) замечает: «Но мы не должны, братья, мыслить это телесно и вещественно, как многие ученики, слыша слово это, соблазнились, говоря: «Как может Он плоть Свою дать нам есть?» (Ин. 6, 52). Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его и Дух Святой, и вселяется в хлебе Евхаристии, и освящает силой духовной, и становится Телом и Кровью Христовой». Свт. Ириней Лионский: «… как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения». Свт. Иоанн Златоуст: «Как хлеб, прежде нежели освятится, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но достойно называется Телом Господа, хотя естество хлеба в нем остается.». Данные слова Златоуста, известные отцам и не оспоренные ими, ныне подвергаются сомнении, однако не в силу объективных причин, а по причине того, что не вписываются в представления о Евхаристии отдельных современных богословов и слишком уж однозначно противоречат им.
В традиции католической Церкви стараниями ученого-схоластика XIII века Фомы Аквинского было распространено учение о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино преобразуется в Тело Господа вещественно, молекулярно, таким образом утрачивая свое естество. Со временем это учение проникло в Россию и хотя вызвало неприятие среди отдельных богословов и ревнителей чистоты православной веры прижилось, во многом по причине того что в России долгое время не было собственной богословской школы, труды же Отцов Церкви были мало известны, поэтому изучение веры осуществлялось по католическим и протестантским учебникам. И хотя уже в наше время предпринимаются попытки переосмыслить теорию пресуществления, утверждая изменение сущности, избегая утверждать изменение вещества, то разве не вещественное подразумевают, добавляя к тому, что от хлеба остается, только один вид (акциденции), а не сам хлеб? Например, картина с изображенным на ней хлебом доносит до зрителя некоторые признаки хлеба, но ведь вещества хлеба она не имеет, а имеет другую природу.
Таким образом, принимая западную концепцию, уже нельзя сказать, что хлеб перестает быть только хлебом, вино только вином, становясь одновременно Телом и Кровью, но просто перестает быть хлебом и вином, а вместо них имеем натурально мясо и кровь, подаваемые причастникам лишь со вкусом, запахом и с видом хлеба и вина, дабы мы не искушались брезгливостью. Молекулы крови и плоти, попадая на рецепторы человеческого языка, должны вызвать вкус мяса и крови, но языку, равно как и другим органам чувств, подаются акциденции хлеба. Потому Фома Аквинский и пишет: «Нет у людей в обычае есть человеческую плоть и пить человеческую кровь». То есть, если бы не вид и вкус хлеба, мясо лежало бы в чаше натурально, вещественно и со свойственными ему акциденциями, вызывающими рвотный, отвращающий от невареного, да еще и человеческого мяса, рефлекс.
При этом справедливо возникает целый ряд затруднительных вопросов. Если вино натурально превращается в кровь, то почему пьянеют причастники, а иногда даже спиваются дьяконы, потребляя оставшиеся Дары? Опьянение тоже ложное? Или же почему Святые Тайны подвержены плесневению и брожению? Как быть с изменением калорийности после этого «атомического чуда», как иронично высказался по поводу концепции пресуществления выдающийся русский мыслитель А. Хомяков. Вводится ли в заблуждение желудок относительно вещества и, если поглощает как хлеб и расщепляет как хлеб, тогда на что расщепляет и на каком же этапе эти метаморфозы заканчиваются, учитывая что в желудке уже обманывать некого? Если в потире натуральная плоть, то весь Христос или Его часть? Видится неуместным ни то, ни другое. Второе даже не буду обсуждать, потому что нехорошо. Первое, если рассматривать этот вариант в транскрипции католической доктрины – абсурдно. Если весь Христос вещественно, то и в каждой частичке, молекуле, атоме… Ужели в природе есть атом Тела Христа? Но ведь и атом подлежит дальнейшему расщеплению, а само Тело Спасителя не было чем-то однородным, по веществу элементарным и даже по воскресении имело, например, кости, о чем Сам свидетельствовал Спаситель. Если естество Тела Христа не сообщается хлебу, но целиком преобразуется в него, то вынуждены говорить о множественности Тел, бесчисленном количестве почек, сердец, рук и ног.., и оперируя естественными терминами (атом, вещество) вынуждены придавать им противоестественные свойства.
 Очевидно, что преложение Святых Даров не следует вообще рассматривать на уровне вещества, таинство происходит глубже. Даже если принять, что вещество евхаристического хлеба не меняется, выходит, что либо Тело Христа имеет вещество хлеба, либо Тело Христа не имеет вещества совсем.
Верю, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся истинным Телом и Кровью Христа.
Предполагаю, что вещество хлеба остается без изменения: хлеб хлебом, а вино вином – и что в Таинстве Евхаристии не вещество преобразуется одно в другое, но изменяется принадлежность вещества с сохранением естества и всех своих физических свойств. В этом смысле можно сказать, что Тело и Кровь Христа подаются под видом хлеба и вина, но не посредством обмана органов чувств, пусть даже и реальными акциденциями, а с натуральным хлебом подается действительное Тело Христа: и не так, чтобы хлеб и Тело Христа были порознь, и не так, чтобы Тело Христа имело вещество хлеба.
Как же это может быть?
Нам не дано в полной мере постигнуть существо великого Таинства, ибо оно Таинство, но иногда возможно понять, если не сущность чего-либо, то хотя бы ее формы. И Бог открывает нам то, что Сам считает нужным и возможным. Удивительно, как Господь, никого не отлучая от Себя: ни праведников, ни грешников, - стучится в душу каждого и, более всего желая подвига молитвенников, не отвращается и от подвига ученых. И, что возможно рассказать через науку и человеческое рацио, рассказывает. Так бывало нередко: приводя к вере одних и укрепляя в вере других. И вот ученые постигли удивительную правду о материи…
Что значит изменение принадлежности?
Ключ к ответу, как мне кажется, можно найти в последних открытиях физики. Проникнув в мир атома, ученые обнаружили странные вещи. Так, например, составляющие атома суть частицы и волны одновременно. Элементарно же существует только энергия. А то, что мы называем материальными образованиями (воздух, вода, стул, бумага, хлеб, вино), есть своего рода конденсат этих энергий и не более. Так вот, энергий воздуха, воды, стула, бумаги и т.д. не существует, это лишь различные формы, если возможно так сказать, закостеневшей, огрубевшей, но одной и той же энергии. Одной на весь мир.
И этот мир есть продолжение нас с вами…
Пал Адам, огрубел и мир вслед за своим царем оделся, по слову пророка, в «кожаные ризы». Но не было Евы отдельно от Адама, не было Адама отдельно от земли или травы, однако в том смысле не было и нет, что основа всего – единые энергии, преизлитые от Творца. Эти энергии образуют единый организм, единое тело и в существе своем не имеют разделений на воздух, небо, землю, вино, хлеб... Однако при всем том, что в основе вещей лежит единая и неразрывная составляющая, она разделена на части не существом, но веществом и принадлежностью: одно – тело Адама, другое – Евы, третье – птицы или зверя. А существе своем все прах земной: и ангелы и звери, и все прочее, что не Бог. Из земли сотворены душа и тело Адама, но и по творению душа и тело его не перестали быть землей: «… ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Господь и при земной жизни говорил о себе как о хлебе (Ин. 6:32-33) но не в натуральном смысле, а муж и жена истинно одна есть плоть (Быт. 2:24), и всё же две плоти вещественно.   
Таким образом, говоря о веществе материи, говорим о форме бытия энергии, говоря о существе материи, говорим собственно об энергиях. Не можем сказать, что принадлежность энергии в той или иной форме определяет ее сущность, однако если речь не идет о Боге… В Таинстве евхаристии происходит именно это. Впрочем, даже если сущность энергии в евхаристическом хлебе не меняется, то вполне возможно говорить об изменении принадлежности.
Итак, во всех объектах материального мира элементарно лежит одна, единая составляющая. Потому и сущностные изменения материи не могут лежать на уровне вещества, а значит и атома.
Сущностное изменение, лучше сказать преображение, евхаристического хлеба состоит в том, что энергия, из которой хлеб соткан, перестает быть нечто внешним Телу Христа, но соединяется (преобразуется) в одно целое с энергиями Тела Господа: не переставая быть тем, чем он (хлеб) был, он становится тем, чем не был, неслитно, неизменено, нераздельно, неразлучно, ибо  «…Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Энергии хлеба становятся энергиями Тела.
Так наши тела на протяжении всей жизни соединяются с внешней средой, и от тела, которое имели при рождении с течением времени совсем ни чего не остается, но каждая клетка, каждый атом организма обновляется, и тогда внешняя материя становится частью нашего естества, а из неживой преобразуется в живую. Так мы, подобно мертвым атомам и молекулам, став причастниками бессмертного Тела, приобщаемся бессмертию. Настанет день и весь мир преобразуется в единую вселенскую Евхаристию, весь мир станет телом Христа и «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
Исполнится предвечный замысел Божий. В таинстве Евхаристии мы видим предназначение первого Адама в том, чтобы через себя обожить весь мир, сначала Эдем, затем Землю, наконец весь Космос. Адам не справился с поручением, его исполнит Новый Адам – Христос. Христиане – первые причастники обожженного естества.
Сам Бог вошел в Свой тварный мир и стал его частью в плоти Сына Своего. И здесь, как видим, рассуждая о преложении, уже некорректно и неверно говорить о мясе Христа, как нередко встречается в литературе. Отпадают сами собой рассуждения о том, весь Христос в Святых Тайнах или частью, отпадают и все прочие несуразные и во многом недостойные предмета вопросы, но возможно говорить просто о Теле, ибо не существенно важно, в какую форму и вид облечена энергия Божья: кровь или вино, хлеб или мясо, тленное или преображенное... Важно, что Христос воскрес, преобразил свое Тело, не меняя его одно на другое. Апостолы причащались телом Того, Кто воскреснет, мы – Того, Кто воскрес. В вечности же все одно: и Христос один, и Тело Его. Важно, что эта энергия, элементарно лежащая в основе всего, в хлебе и вине становится энергией Христовой плоти.

 

 

А. Миронов. 2010 г.
 Исправлено и дополнено в 2014 г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Духовные записки | Просмотров: 1613 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0