Блог
Главная » 2014 Ноябрь 6 » О догматах, мнениях и православном взгляде21:20 О догматах, мнениях и православном взгляде |
О догматах, мнениях и православном взгляде.
По вопросам вероучительным, православному человеку надлежит строго придерживаться догматов и согласного мнения Отцов. И в том находим убедительнейший и несравненный критерий истинности перед множеством мнений, ибо кто лучше способен осмыслить духовные тексты и законы как не святой, не словом только, но делом посвятивший себя исполнению воли Божьей, кто на себе испытал все взлёты и падения, на себе проверил открытые в православии духовные законы, самой жизнью засвидетельствовавал дары Духа Святого? Что же можем сказать, если целый сонм святых единодушны в том, или другом?
Вместе с тем, надлежит быть разномыслиям, дабы открылись искуснейшие (1 Кор. 11:19) и не всё полезно знать доподлинно, потому и не всё открыто. Так же много праздного, о чём и не должно рассуждать, а тем более спорить, если только не станет камнем преткновения в вопросах веры и спасения. И что полезно одному – не полезно другому, и что посоветуют правому – не посоветуют не правому. Так же и у Отцов случаются ошибки, а сказанное ими в юности не тоже, что в духовной старости. От того среди Отцов существуют множество мнений по одному вопросу. А еще добавим, что бывают и такие, которые вполне чистые душой, но злобой младенствуя, не совершеннолетни умом (1 Кор. 14:20).
Не погрешит против православия тот, кто среди множества мнений Отцов по единому вопросу будет придерживаться одного, впрочем, не выдавая его за единственно верное и обязательное для всех. Не погрешит против православия и тот, кто выскажет суждение не отражённое в святоотеческой литературе, но и не противоречащее ей и соборному духу Церкви. Это естественно, ибо человек есть существо мыслящее, ему свойственно искать и допытываться до истины там, где чувствует пробел или изъян, это полезно, ибо мысли о духовном отрывают от суеты, покуда не омрачены какой либо страстью. А случается когда и не сильному умом приоткрываются тайны Божьи. Равно на ошибку имеет право человек, она простительна, покуда осознав её, не будет упорствовать. Так и Отцы, богословствуя, не считали себя Отцами, но вступали в дискуссии и дерзновенно высказывались, дополняя предшественников, а то и споря с ними, наполняя святотеческую литературу новыми гранями, мнениями и образами.
Допустимо ли, если кто из святых один высказался по тому или иному вопросу и не принять мнения его? Рассмотри предмет спора, исследуй рассуждения Отца, от Духа ли они, или от праздности ума, откровенны или подобны тому как учёный сопоставляя факты и наблюдения извлекает выводы, а философ прибегает к логике… Вера не терпит фанатизма даже к утверждениям отцов, тем более, если вопрос не является предметом веры, а между прочим, рассудим и мы: если частное мнение касается вопросов духовной жизни, то во-первых едва ли то высказывание единственное у святых. Во-вторых, по какому критерию судишь? Если по опыту духовной жизни, то разве он не жалок у тебя и велик у Отца? Если же единственное, то вероятно малозначимое, следовательно не влияет на дело спасения нашего и едва ли от Духа, но скорей от рассудка. Кроме того, если обязаны принять его как верное при отсутствии прочих, то частное мнение Отца самочинно превращаем в догмат.
А, что если бы два Отца высказалось по вопросу одинаково, то возможно ли что бы оба были не правы?
Где два мнения, там могло быть и три, а третье противно двум первым и если сама Церковь соборно не признала их единственно верными, то как можем мы? Значит, могут быть как правы, так и ложны. Для нас же лучшим будет, как сказано выше, придерживаться их, хуже – если ум не смирен, требует и выискивает иных ответов. Поелику, ни уму, ни сердцу не прикажешь, и если ум противится высказываниям святых и, быть может, не без оправдательной причины, в вопросах праздных, о которых и Отцы судили по-человечески, останемся при своём. Однако, позаботимся, что бы иметь на противное мнение достаточно оснований, как то научные факты, не известные Отцам, из которых, быть может, и они извлекали бы совсем иные выводы.
Все же отдавая честь рассуждениям о вещах духовных, не умалим дела любви, не перейдем от диалога к ругани, от беседы к ненависти и раздору, ибо нет истины в правде, если нет в ней любви.
А. Миронов. 2014 г.
Смотрите так же по теме: Церковь и Писание
|
|