Церковь и Писание
Невеста была слепа от рождения и только слышала голос жениха своего. Но вот пришел жених и сказал ей: «Завтра прозреешь и найдешь меня в толпе среди прочих. Я буду строен, как тополь, волосы мои золотятся, как спелая рожь, глаза – цвета неба…»
И вот настал день, и увидела невеста тополь, увидела рожь, увидела небо и узнала невеста жениха своего среди тысячи. Только у него одного стан был строен, как тополь, волосы золотились, как рожь, а глаза сливались с небом. Узнала жениха, и подошла к нему, и повенчалась с ним.
Пришли к невесте подруги ее, такие же слепые, как некогда она, и стали спрашивать о женихе. Невеста отвечала: я узнала его по цвету неба, ибо он открыл мне небо, узнала его по тому, как колосится рожь, ибо видела рожь, узнала его по тополю, ибо видела, как строен тополь. Подружки отвечали ей: ты верно выбрала жениха своего, но почему ты думаешь, что небо, которое ты видела, действительно небо, а рожь – настоящая рожь, а тополь почему считаешь тополем, а никаким иным деревом?
Невеста отвечает им: если не доверяете зрению моему, как можете утверждать, что выбор мой верен? Если небо не то небо, что видела я, если рожь не та рожь, если тополь не тополь, значит, и жених не мой.
Если же я верно сделала выбор, значит небо только то небо, что видела я, значит рожью называйте только то, что я называю рожью, значит тополем именуйте только то, что я назову тополем. Если же не желаете верить мне, тогда пойдите прочь от меня, чтобы и мне не ослепнуть.
Разве на знают самочинные толкователи слова Божьего, что толкуют они на свой лад и как хотят именно то предание, которое Церковь выбрала из множества? А от множества отделила по своим, известным Ей законам. Как же можно признавать Писание, а законы, по которым это Писание было и создано, и выбрано Церковью из множества, отвергать? Как же возможно признавать авторитет Писания, не признавая авторитет Церкви на толкование собственного же слова? Ибо и Павел, и Лука – члены Церкви, и члены Церкви толковали Павла и Луку, и тем самым мнением Церкви, что толковали их, смогли удостоверить: это действительно Слово Божье.
Разве возможно говорить, что показания термометра верны, а тому, как термометр измеряет градус не доверять?
Ужели не видят, что раз имеется великое множество мнений на один и тот же текст, значит этот текст сам себя не изъясняет. Цитируют попугаи, человек же, цитируя, толкует то, что цитирует, ибо каждую цитату приводит в том значении, в котором ее понимает. А кто лучше и верней понимает слово Божье? Тот, кто жизнью своей удостоверил снискание Духа самым высочайшим, самым явным образом.
Но мало того. Мнение Церкви это не мнение одного. Это единство мнений Отцов. Как же возможно свой авторитет ставить выше этого?
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:15-17).
Только гордость и невежество могут присутствовать там, где отвергается мнение Церкви. Гордость и невежество ищут себе не суженого, а ряженого, и сами рисуют ему одежды.
Будем читать Писание глазами тех, кто в духовных трудах стяжал чистоту ума и сердца и чистым умом и чистым сердцем познал Слово Божье. И тогда, научаясь у опытных тому, как жить по Божьи, и сами сможем очиститься и сделать свой ум и свое сердце инструментами познания Бога. Впрочем, все, что необходимо нам для спасения, уже имеет Церковь в учении своих Отцов.
А. Миронов. 2010 г.
|