Блог

Главная » 2019 » Сентябрь » 3 » Художник и мир
20:13
Художник и мир
 
Начну с конца.
Есть в российской государственной наградной системе такое почётное звание, как «народный художник Российской Федерации». Это вершина официального признания человека как выдающегося деятеля изобразительного искусства. Но, если народу, даже весьма интересующемуся художественным творчеством, представить список «народных», то едва ли ошибусь, что подавляющее большинство имён окажется для него неизвестными. Собственно, звание «народного» как в формальном, так и реальном значении — продукт исключительно советской эпохи и в немалой степени не адекватно современности.
В имперский период отечественной истории хотя и было создано великое множество потрясающих по мастерству произведений искусства, а их авторы на слуху и поныне, но искусство было элитарным и недоступно большинству населения страны.
В советскую эпоху искусство и живопись, в частности, стали мощным инструментом пропаганды, воспитания и просвещения. Государство непосредственным образом было заинтересованно в качестве художественных произведений, но самое главное — искусство стало доступным широким массам и при этом востребовано. Тогда и появились народные художники как формально, так и по существу.
Прошли времена, когда вернувшегося в Россию из Италии Брюллова с картиной «Последний день Помпеи» встречали, как национального героя. Прошли времена, когда каждый советский школьник мог назвать автора «Опять двойка» или «Ходоки у Ленина», а художественная выставка, театральная постановка, творческий вечер поэта... становились настоящим событием для простого человека труда.
Всё это потеряло былое значение. В эпоху гаджетов обмельчали не только художники, но изменилось и отношение народа к результатам их труда. Но дело не в гаджетах...
Россия от строительства социализма перешла к строительству светлого капиталистического рая. Она широко открыла двери и окна западной системе образования, западным ценностям, западной пропаганде... Наши фабрики, заводы и нефтяные вышки скупили олигархи, наши магазины наводнили товары транснациональных корпораций, мы выстроились в единую систему глобального бизнеса, правда в качестве аутсайдера и сырьевого придатка.
Но капитализм — это не просто экономическая модель. Вторгаясь во все сферы человеческой деятельности, он стремится подчинить их своим целям. Цель: деньги, люди — ресурс. И тогда из уст  федерального министра образования и науки слетает фраза: «...недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя» (А.А. Фурсенко).
Хороший потребитель не разборчив, туп, развратен и управляем. У него не должно быть ни чувства меры, ни чувства прекрасного и вообще никаких критериев истинности. Он должен потреблять всё, что ему могут предложить. Жрать много и без устали, искать всё новых и новых ощущений... А ощущения требуют всё больших падений.
Не углубляясь в историю того, как стало «искусство ради искусства», а затем и просто инструментом развращения и обогащения, скажу лишь, что эти процессы совпали и напрямую связаны с развитием капиталистических отношений и формирования буржуазного общества, вначале на Западе, а затем они проникли и в Россию.
Сменились не просто критерии того, что считать искусством... Рембрандтом и Брюлловым много не наторгуешь. Теперь, чтобы стать известным художником достаточно просто резать холсты (Лучо Фонтана), а хорошо продавать можно и собственное дерьмо: каждая баночка по цене золота (Пьеро Мандзони).
Это глобально. А что на местах?
Дабы не растекаться мыслью по древу, приведу несколько фактов и впечатлений на примере родного мне рязанского края.
Как-то в середине 2000-х посетил я выставку дипломных работ выпускников Рязанского художественного училища, то есть кузницы творческих кадров как никак... Это выставка тех, кто по идее должен перенять эстафетную палочку у мэтров и будет выражать культурное лицо Рязани как внутри края, так и за его пределами.
Не думаю, что в училище всё так плохо, наверняка есть талантливые студенты и добросовестные преподаватели. Потому возникло ощущение, что на суд зрителя выставили самое бесталанное и безобразное. Вопрос: почему?
Следующий эпизод из культурной жизни Рязани.
Был у Рязанского отделения Союза художников России выставочный зал на улице Есенина. Регулярно посещал его. Уровень работ — разный, но в целом —вполне себе достойные экспозиции.
В 2018 году выставочный зал перешёл в введенье Рязанского государственного художественного музея им. И.П. Пожалостина. Зал преобразился, в нём сделали ремонт. «Преобразилась» и организация выставок. На открытии той или иной экспозиции перед посетителями и убелёнными сединами заслуженными, да народными стали ползать по полу какие-то люди. Иногда полуголый мужик с кубом, иногда девицы в неприличных позах, изображающих толи умирающих от передозировки тяжёлых наркотиков, толи сцены изнасилования невидимыми маньяками.
«Пропал Калабуховский дом... Всё будет как по маслу...» (Булгаков. «Собачье сердце»). Идём далее...
Директором «преображённого» заведения стала бывшая рязанская галеристка, прибывшая к нам из культурной столицы страны Санкт-Петербурга, искусствовед, активно сотрудничавшая как с вполне достойными творческими людьми, например, акварелистом Павлом Поповым, так и...
Новомодный ныне перфоманс, организованный ею в Рязани в 2017 году: абсолютно голый мужик в присутствии зрителей раскрашивает себя и окружающие его предметы синей краской. Кульминация действа: отпечаток выступающих частей тела на прикрепленном к стене холсту. А ещё картина, в раме... За рамой осиянное нимбом существо в окружении надписей, прокламаций..?: «имей, владей, бей, властвуй, унижай...». Смело, модно, современно...
Считаю здесь излишним рассматривать смысл, формы, интерпретации, давать оценки новым средства выражения... Я оцениваю дух происходящего. Разумеется, субъективно.
Следующий эпизод из культурной жизни Рязани.
Головное учреждение оного выставочного зала — Рязанский областной художественный музей. 25 июля 2019 года в его стенах, украшенных шедеврами Тропинина, Венецианова, Айвазовского, Репина... проводится выставка московского художника Павла Попова «Быстрая фаза сна». Видео
На открытии — бессменный с 2009 года директор музея Марина Котова: «Работы Павла Попова подчеркнуто декоративны, но их яркость не должна обманывать зрителя — за ней скрывается глубокий подтекст, требующий вдумчивого отношения». Ольга Юшкова, искусствовед: «Каждая его картина — это своеобразный посыл, диалог со зрителем, наполненный литературным подтекстом...». Мила Маркелова, художник и жена художника, чья выставка только что завершала работу там же: «У него настолько богатые холсты, он работает без мазков, поверхность его холстов богата, настолько, что когда к нам приезжали гости из Германии, они ходили и удивлялись — подобные картины — большая редкость сегодня».
Не буду вдаваться в характеристики полотен творческой пары, но полагаю, что у большинства вменяемых людей, ещё сохранивших хоть какие-то представления о прекрасном, глядя на них, должен возникнуть вопрос: господа, культурные работники, вы действительно верите в то, что говорите? Если врёте, это ещё пол беды... Родина вам культуру доверила, а вы кунаете людей головой в дерьмо, за их же собственные деньги и деньги налогоплательщиков.
Хозяина нет на земле русской, людей мыслящих государственно. Всюду клерки и местные князьки, а личный и корпоративный интерес — преобладают. Угодить, взять под козырёк, быть в тренде... И формально их даже не за что обвинить. Выставку провели известного и востребованного, перфоманс — модно и современно... Что до пользы — оставьте, не навредили и то хорошо.
В той или и ной степени государственное и общественное служение всегда соприкасались с человеческими слабостями, но в эпоху, когда за всеми зорко следило государство (не без перегибов, надо признать), противоречия микшировались.
После крушения СССР две структуры, государственная и общественная возникли на обломках страны: Российская академия художеств и Союз художников России. Первая хоть и является государственной, но по сути, предоставлена сама себе. Основная задача РАХ — проедать государственные деньги и распределять почётные места. По весьма странному совпадению значительная часть академиков, в том числе состоящих в Президиуме, являются детьми академиков и членов Президиума живых и уже почивших. Творчество отдельных её членов не просто сомнительно, но глядя на их произведения, не уверен стоило ли им вообще браться за  кисти и краски, обманывать себя и общество.
СХР — формально общественная организация и формально находится в равном положении с другими творческими союзами, более менее приличными и маргинальными. Но главным образом именно через эту структуру государство, учреждения культуры,  региональные и местные органы власти проводят культурную политику в массы через предоставление союзу мастерских, выставочных площадей, творческих дач, коммунальных льгот, проведение всероссийских выставок и т.д. Именно Союзу художников России власть делегировала функции по поиску и продвижению молодых талантов, распределению госзаказов, почётных званий, премий и т.д. Причём на звания и прочие регалии как по линии СХР, так и РАХ, судя по всему, установлены некие негласные лимиты, а в каждом региональном СХР существует очередь.
Очередников иногда перемещают из конца в конец, по своим, ведомым одному правлению законам, зачастую, никак не связанным ни с качеством работ, ни с реальной пользой, принесённой культурному достоянию страны.
Нет регалий от губернатора? Напишем представление, причём, только для того, чтобы затем получить «заслуженного...». Получил заслуженного, встань в очередь на «народного». Простоять в очереди можно всю жизнь, но личные связи, хорошие отношения с нужными людьми во власти, бизнесе, правлении, указание сверху... — конечно не единственный, но ключевой двигатель официального признания. И если признание на самом высоком уровне уже есть, писать и ваять можно что угодно и как угодно — регулярное участие на престижных выставках, открытые двери музеев и галерей, правильные статьи искусствоведов гарантированны. Кстати, правильных искусствоведов, больше похожих на карманных журналистов, полезно держать при творческой организации для взаимовыгодного сотрудничества.
Заметить, оценить и продвинуть молодую и не очень молодую творческую поросль могут и сами органы власти, учреждения культуры, но в реальности эти вопросы решаются в лучшем случае с оглядкой на мнение СХР, а чаще — исключительно по его представлению. И в союзе очень трепетно следят, чтобы это наиважнейшая прерогатива не поколебалась.
В моей творческой практике был случай, когда неожиданно для себя, я был всё же приглашён на региональную выставку мастеров народного творчества в обход компетентного мнения местного СХР, где выставил несколько живописных произведений. Уже незадолго до открытия появились люди из союза. Как мне потом рассказывал один из организаторов мероприятия, глядя на мои картины один из них спросил: «Это кто?». Оказалось не член... «Снимите, мы повесим своих...». Надо отдать должное, не сняли.
Очень сложно человеку пробиваться одному. Не будучи членом... Ему закрыто участие на престижных выставках страны, почти не доступно официальное признание. В своё время я достаточно поездил по маргинальным выставкам и конкурсам, зачастую платным, на которых основной задачей организаторов было заработать на рвущихся к славе талантах и бесталанных.., был свидетелем тому как даже награды лауреаты оплачивали из собственного кармана.
У некоторых может сложится мнение, что для признания и восстребованности достаточно просто творить и выставляться здесь и там... Не достаточно провинции, поеду в Москву, уже там-то обязательно что-то произойдёт. Не произойдёт. Простой обыватель — всюду обыватель, знающий толк в искусстве и дилетант. Одни похвалят, другие останутся равнодушными — не суть. За художником должны стоять люди или организации, которые бы фиксировали твое бескорыстное или корыстное служение, искренние или льстивые слова, лояльность... Которые ходатайствуют, продвигают, приглашают на выставки нужных людей и т.п. Художник должен быть частью системы, художественного сообщества, ну или иметь влиятельных покровителей.
Таким образом, карьера художника напрямую зависит от членства в творческих союзах и в первую в Союзе художников России, как наиболее многочисленной и авторитетной организации. Данный принцип закреплён и законодательно Федеральным законом «О государственной поддержке изобразительного искусства Российской Федерации».
Справедливости ради следует признать — это нормально. Как нормально и то, что общеполезные цели возложенные на Союз, согласно его устава, реализуются через создание необходимых условий для творческой деятельности самих же членов СХР. То есть интересы членов СХР — превыше. Но всегда ли они согласуются с общественными? Конкуренцию никто не отменял. Следовательно не каждого одарённого да целеустремлённого рады видеть в своих рядах заслуженные, да народные.
А что нужно самому художнику? Самореализоваться? А, что это такое? Полагаю, он должен стремится принести максимальную пользу людям, через совершенствование мастерства и создание высокохудожественных произведений. Но произведения нужно донести до зрителя, и здесь известность с признанием выступают не целью, но средством и играют ключевую роль.
Если хорошенько, а впрочем достаточно и поверхностно покопаться в биографиях успешных художников, картины которых украшают престижнейшие музеи, галереи, а некоторые и при жизни удостоились персональных галерей, то становится очевидным, что слава и признание идут рука оброку с властью и деньгами, то есть сопряжены с помощью власть имущих и богатых людей. Кто-то, когда-то оказался в нужном месте с нужными людьми, случайно или целенаправленно... Имеет значение положение художника в творческом союзе, академии художеств, наличие тесных, дружеских связей с людьми из правления союза, президиума академии и т.д. Вообще, личные отношения — вот та сфера которая главным образом определяет карьеру не только художника, а карьеру как таковую.
Впрочем, иногда художнику, чтобы стать классиком достаточно оказаться в числе немногочисленной группы лиц, объединённых каким-либо направлением, достойным как вполне оправданного внимания, так и с искусственно созданным ажиотажем. При чём собственный талант художника может быть не велик, но он есть хрестоматийная личность уже в силу причастности к тому или иному хрестоматийному направлению в искусстве.
Пионеры в этом деле добиваются наибольших успехов, но одни пионеры добиваются, а другие, которые могут быть не лучше и не хуже — нет. Почему так получается? Причины также могут быть разные и зачастую не связанные ни с талантом, ни с понесёнными трудами. Скандалы, полезные знакомства, особенности эпохи.., в которой одни художники оказываются в тренде, другие нет, но окажись они в иных исторических условиях — могли бы поменяться местами.
В современную эпоху разгульного «купи-продай» особое и перспективное направление раскрутки художника приобретает его продаваемость, в частности на престижных аукционах. Здесь официальные звания и регалии уже не так важны, впрочем как и художественный уровень работ не важен. Своего рода параллельная линия признания и известности. Конечно, о служении говорить здесь не приходится. Впрочем, сама по себе коммерческая живопись не порок, художнику тоже нужно на что-то жить и на что-то творить.
В заключении всё же отмечу. История скорее всего не сохранит имена с дутыми званиями и регалиями, так что никакое официальное признание при жизни не гарантирует любовь и реальное признание народа, не воздаст и за гробом. Большинство ныне успешных и обласканных властью уйдут в небытие.
Художнику должно руководствоваться принципом: делай, что должен, а дальше Бог управит. Учись быть благодарным за всё, что имеешь и не имеешь. Впрочем, «на Бога надейся, а сам не плошай». Повышая уровень мастерства, не чурайся помощи, ибо это признак гордыни, при этом стремись равнодушно принимать как славу так и бесславие. «Если ты непременно желаешь славы, то ищи лучше славы от Бога. Возлюбив эту, ты будешь пренебрегать тою, увидишь, как она бесчестна; а пока не узнаешь этой, дотоле не увидишь, как та постыдна, как смешна» (свт. Иоанн Златоуст). Ищущие и обретшие славу земную уже получили награду(Мф. 6:5), а по смерти окажутся без воздаяния.
Когда-нибудь душа человеческая осознает, насколько глупы и ничтожны были многие её усилия и нравственные страдания, попечения о временном и земном. Земля же всех сравняет и обнаружит как пользу так и напрасность наших дел: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее...» (Мф. 10:41-42).
 
 
А.Н. Миронов. 2019 г.

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 94 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0