Блог

Главная » 2011 » Декабрь » 24 » Сколько стоит произведение искусства?
18:32
Сколько стоит произведение искусства?
 

 

О стоимости произведения искусства

 

В обществе сложилась устойчивая и вполне оправданная схема, по которой цена за труд определяется главным образом не столько уровнем физических и моральных усилий затраченных работником, сколько уровнем квалификации проведенной работы.
В обычном старшем классе самой обычной средней школы учится порядка 20-30 человек. Из них далеко не все способны стать в будущем хорошими бухгалтерами, но если со всей школы собрать те же 20-30 человек круглых отличников, то при должном усердии с их стороны все они могут быть достаточно хорошими специалистами в области финансов, инженерии и т.п. Однако, ни кто из них не станет хорошим композитором, поэтом, художником, если не будут иметь нечто, что уже выходит за рамки собственно квалификации. Да, можно и зайца научить играть на барабане, но Моцартом он ни когда не станет. Творческая «квалификация» есть дар и дар редкий, хотя и разный по силе. Обнаруживается он с детства. И «обнаруживать» его в зрелом возрасте все равно что учить говорить взрослого. Таковой уже ни когда не будет говорить хорошо, даже если и научится изъяснять хоть что-то.
Таким образом, произведения искусства принято, априори, ценить выше тех продуктов человеческого труда, для создания которых требуется обычная квалификация, пусть даже высокая. Конечно же это правило не безусловно: даже очень хорошо написанный современным художником этюд в большинстве случаев не может быть адекватно соразмерен по цене с очень дорогим пусть и конвейерным автомобилем. Я пытаюсь определить лишь общие принципы построения цены. И к таковым помимо собственно творческой и культурной составляющей (глубина раскрытия темы, оригинальность, техническое мастерство и.т.д.) добавляется: имя автора, историческая ценность, эксклюзивность и другие подобные признаки.
Однако, одно дело выставить, насколько это возможно, объективные цены за товар, и совсем другое дело иметь реальные продажи с этих цен. Здесь оказывают свое влияние множество частных, локальных, эпохальных и целый ряд других причин. Охотней покупают то к чему имеют пристрастие, или что модно и принято покупать… Пошляк имеет пристрастие к пошлому, модник к самому современному и из рук самого раскрученного автора, подчас не зависимо от действительной ценности как товара, так и его производителя. В целом, следует признать, что современно общество приучилось питаться скорей мухоморами, чем шампиньонами, и поить себя и других чаще канализацией, чем родниковой водой. Но все же родниковая вода ни когда не пребудет и всегда найдет своего усталого путника. Посему я не склонен думать, что подлинные культурные ценности не способны занять достойное место не только в душах и сознании людей, но и на рынке. Люди, как и прежде, спешат в Третьяковку, Эрмитаж, Русский музей, и эти потоки не иссякнут. В глубине души даже самые ярые поборники безвкусицы эту безвкусность чувствуют, хотя и не всегда признают. Они будут много говорить о достоинствах скульптурных композиций из лампочек и необычайном решении заката в виде вылитой на холст из ведра краски, но в свой спальне, или гостиной предпочтут иметь Айвазовского и Шишкина.
Весьма мощным регулятором цен на произведения искусства оказываются аукционы. Но не следует рассматривать их критерием истинного достоинства как произведения искусства так и автора. Аукцион, это в первую очередь бизнес, и во вторую и в третью очередь тоже... боюсь сказать – ни чего кроме бизнеса. А у бизнеса один критерий: прибыль. Мне представляется, что многие современные художники, представленные на наиболее известных арт-торгах, не есть собственно художники (даже если таковыми являются по существу), но проекты тех, кто вкладывает в них деньги и желает получить от своих вложений сполна. Предполагаю, что не редко, раскрутка живого арт-бренда происходит по следующей схеме. Статус художника подымается активным участием на всевозможных выставках, конкурсах, лауреатом и даже победителем которых стать не сложно. Существует целый конвейер по присуждению, награждению, признанию, увековечиванию... кого и чего угодно, было бы желание и деньги. Получив минимальный пакет «заслуг» для того чтобы выставиться на престижном аукционе, цену за выставленную на торг работу взвинчивают, а затем этот лот и приобретают те же самые люди которые ее туда протащили. После этого, проект уже начнет приносить прибыль, потому как картины проданного за сумасшедшие деньги художника теперь престижны и их захотят иметь себе все уважающие себя галеристы и коллекционеры просто, потому что его полотна престижны.
Сложно определять ценовые критерии схематично, каждый мастер сам определяет цену и лучше других чувствует детище свое. В свою очередь не всяких покупатель способен оценить товар по достоинству. Он слышит цену за цельную глыбу айсберга, но видит лишь его верхушку. Все же определю, как понимаю, основные позиции по которым судят, или следует судить о достоинстве произведения искусства. При этом, дабы система координат в моих критериях не была слишком запутанной, не буду в приведенных ниже позициях учитывать такие составляющие как имя автора, антикварную накрутку и ряд других.
Основные позиции: техническое мастерство, сложность, оригинальность, наличие темы, раскрытие темы.
Техническое мастерство. Это искусность рисунка, передачи формы, фактуры, цветовых и светотеневых соотношений.
Сложность. Это объем работы, уровень скрупулезности техники, детализации. Сложные работы, это как правило работы требующие от мастера раскрытия всех его граней таланта. Композиции выстроенные со множеством объектов, чаще людей, вовлеченных в разноплановую пространственную структуру полотна. Особенно сложно строить композиции, формируемые не рисуночным (контурным) расположением объектов в ней, а игрой света и тени. Впрочем, здесь следует отметить: иногда достоинство работы кроится в нарочитой легкости исполнения, композиции, а вместо тщательной детализации, грамотном обобщении. Впрочем, за видимой легкостью часто скрывается глубокая и напряженная работа автора.
Оригинальность: индивидуальность стиля, манеры письма, технические и композиционные новшества. Оригинальными может быть раскрытие темы и сама тема.
Наличие темы: начинка, идея, нравственная и духовная составляющая, призыв, борьба, служение, изложение мыслей автора, позиция... Психологизм, драматургия, раскрытие характеров... Раскрытие темы зависит от уровня владения мастером языком живописи.
 
А. Миронов. 2011 г.
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 1759 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0