Блог

Главная » 2011 » Декабрь » 24 » Сколько стоит произведение искусства?
18:32
Сколько стоит произведение искусства?
 

 

О стоимости произведения искусства
 
 
В обществе сложилась устойчивая и вполне оправданная схема, по которой цена за труд определяется не столько уровнем физических и моральных усилий, затраченных работником, сколько уровнем квалификации труда.
В обычном старшем классе самой обычной средней школы учится порядка 20-30 человек. Из них далеко не все способны стать хорошими бухгалтерами, но если со всей школы собрать 20-30 наиболее способных учеников, то при должном усердии с их стороны все они могут выучиться на вполне сносных юристов,  инженеров, агрономов... Однако, никто из них не станет хорошим композитором, поэтом, художником, если не будут иметь нечто, что уже выходит за рамки собственно квалификации. Да, можно и зайца научить играть на барабане, но Моцартом он ни когда не станет. Творческая «квалификация» есть дар и дар редкий, хотя и разный по силе. Посему справедливо, когда произведение искусства ценится выше,  чем продукт даже очень квалифицированного труда, но не требующий творческой одарённости.
Конечно же, даже очень хорошо написанный современным художником этюд в большинстве случаев не может быть адекватно соразмерен по цене с дорогим, пусть и конвейерным автомобилем. Я попытаюсь определить лишь общие принципы построения цены и сразу оговоримся: одно дело выставить, насколько это возможно, объективные цены за товар, и совсем другое дело иметь с них реальные продажи. Здесь оказывают влияние множество частных, локальных, эпохальных и ряд других причин. Охотней покупают то, к чему имеют пристрастие или что модно и принято покупать… Пошляк имеет пристрастие к пошлому, модник к современному и из рук самого раскрученного автора, подчас независимо от действительной ценности, как товара, так и его производителя. В целом, следует признать, что современное общество приучилось питаться скорей мухоморами, чем шампиньонами и поить себя и других чаще грязной, нежели родниковой водой. Но все же родниковая вода ни когда не пребудет и всегда найдет своего усталого путника. Посему я не склонен думать, что подлинные культурные ценности не способны занять достойное место не только в душах и сознании людей, но и на рынке. Люди, как и прежде, спешат в Третьяковку, Эрмитаж, Русский музей.. и эти потоки не иссякнут.  В глубине души поборники безвкусицы не лишены ощущения фальши. Они назовут кучу мусора инсталляцией, а размазанную по холсту краску экспрессией, но в свой спальне или гостиной предпочтут иметь Шишкина и Левитана.
Весьма мощным регулятором цен на произведения искусства являются аукционы. Но не следует рассматривать их критерием истинного достоинства, как произведения искусства, так и автора. Аукцион, это в первую очередь бизнес и во вторую, и в третью очередь тоже... –  ничего кроме бизнеса. А у бизнеса один критерий: прибыль. Товар на арт-торгах подвергается тщательной раскрутке и в качестве примера могу предположить следующую схему.
Статус художника подымается активным участием на всевозможных выставках, конкурсах, лауреатом и даже победителем которых стать не сложно. Существует целый конвейер по присуждению, награждению, признанию, увековечиванию... кого и чего угодно, было бы желание и деньги. Получив минимальный пакет «заслуг» для того, чтобы выставиться на престижном аукционе, цену за лот взвинчивают, а затем лот приобретают те же самые люди, которые его выставили. После чего «проект» начнет приносить прибыль, потому, как картины художника, проданы за сумасшедшие деньги, теперь престижны и их захотят иметь все уважающие себя галеристы и коллекционеры.
Сложно определять ценовые критерии схематично, каждый мастер сам назначает цену и лучше других чувствует собственное детище. В свою очередь не каждый покупатель способен оценить товар по достоинству. Нередко он слышит цену за цельную глыбу айсберга, но видит лишь его вершину, после чего искренне удивляется «необоснованно» завышенной цене. Все же определю основные позиции, по которым следует судить о достоинстве произведения искусства и факторах, влияющих на образование цены.
Как правило, для работ широко известных авторов, а тем более классиков, определяющим в ценообразовании выступает имя. Все прочие критерии отступает здесь на второй план. Проще говоря, откровенно слабое полотно Айвазовского может несильно разнится по цене с его же, куда более сильным, но в сотни и тысячи раз превосходить цену, которую будут готовы заплатить за шедевр никому не известного автора. Аналогичным образом формируются цены на предметы искусства, имеющие историческую, антикварную ценность, редкие, эксклюзивные вещи, где данные факторы выступают основополагающими при определении цены.
Далее, для простоты изложения, рассмотрим принципы ценообразования на примере живописного полотна (картины).
Чем ниже профессионализм автора и, соответственно, художественный уровень работ, тем выше процент стоимости материала (краски, кисти, холст и прочее): 50-60% и более от конечной цены за его полотно. Разумеется, это правило не распространяется на предметы искусства, материальные затраты на изготовление которых значительны: ювелирные изделия, крупные скульптурные композиции и т.п. При этом следует учитывать, что большинство обывателей имеют весьма смутное представление о стоимости материала необходимого для написания картины, багета и других расходах, а о некоторых могут вообще не догадываться: плата за услуги натурщиков, аренду и коммунальные платежи мастерских, транспортные услуги, пошив и моделирование исторических одежд, приобретение драпировок и различного инвентаря, который будет использован в картине... Любителям натюрмортов с обильной снедью, дорогими цветами, предметами антиквариата может просто не прийти в голову, что для написания всего перечисленного живописцу пришлось всё это купить, а купить только для того, чтобы написать.
При этом художники даже высокого уровня иногда сталкиваются с предложениями продать картину по цене значительно ниже стоимости материала или близкой к ней. Впрочем, связанно это не столько с превратным мнением о материальных расходах, сколь весьма специфичным представлением о труде художника и художественной ценности произведения искусства, о чём пойдёт речь далее.
В стоимость картины конечно же входит труд. Денежный эквивалент потраченного труда тем выше, чем сложнее творческий и технический уровень выполненных работ и чем больше времени требуется для создания произведения искусства. Причём, объективно, с учётом, ну скажем среднего уровня профессионализма художника. Потому, как иной, может месяцами вырисовывать то, на что требуется гораздо меньше времени и усилий при должной квалификации и усердности автора. Более того, художник вправе рассчитывать на большую плату, если закончил работу раньше оговоренного с заказчиком времени и при этом не потерял в качестве.
К сожалению, представления о физических, интеллектуальных и моральных затратах художника, употреблённых при создании портрета или пейзажа, для рядового обывателя, как правило ещё туманней. Более того, личный опыт подвиг меня к мысли, что значительная часть общества вообще не склона воспринимать труд художника, как труд. Труд это когда у станка, за рулём грузовика или на худой конец за прилавком... А «картинки» писать – область досуга, развлечение и баловство. Поэтому получал иногда предложения просто подарить несколько работ, например, чтобы закрыть ими дырки на стенах: «у тебя же их [картин] много...» – как, если бы сосед попросил поделиться щучкой после удачного улова. Впрочем, не будем обижать труда рыболова.
Ещё один характерный пример из личного опыта. Одна вполне, казалось бы, образованная дама, учитель начальных классов, поинтересовалось примерной стоимостью картин, а когда получила ответ, то с нескрываемым удивлением заявила: «неужели такие краски дорогие?». Краски действительно не дёшевы, но здесь важно другое. Вполне себе осмыслено или нет, она раскрыла отношение к картине: крашенная поверхность, цена за которую – это цена краски и немного труда. Художественная ценность остаётся за скобками.
Или вот, ещё. Гостил, как то в доме своей заказчицы. Несколько лет назад я написал её портрет, которым она осталась довольна. Но нигде на стенах я того портрета не обнаружил, поинтересовался... Оказалось при переезде из бывшей квартиры в купленный дом, портрет хранился в гараже, гараж был продан, а о картине забыли. Меня удивило (тогда я ещё удивлялся), с какой непринужденностью это было рассказано. Нет, она вовсе не хотела меня обидеть, просто не осознавала, что такие подробности о судьбе картины могут быть болезненны для её автора. Позволю себе немного гротеска: соседка оставила соседке сынка на полдня. Вечером возвращается и за чашкой чая интересуется: «а где же Васенька?». Ответ, как бы между прочем: «а… совсем забыла. Он же помер. Да. Утонул… наверное ещё лежит возле пруда».
Ну вот, предположим, потенциальный покупатель догадывается, что написание картины обошлось художнику совсем не бесплатно, а труд художника это действительно труд... И всё?
Для изготовления принта нужно потратится на необходимый для этих целей материал и приложить некоторое количества знаний, труда и профессиональных навыков. Качество принта может быть разное, но сугубо технически. И это действительно всё, за вычетом налогов и прочих расходов, которые сопутствуют коммерческой деятельности. И качество картин, написанных художником, может разниться, причём существенно. Два полотна: оба потребовали от художника равных усилий и материальных затрат. Но их цена разная. За счёт чего? Первая работа получилась «неплохо», вторая – шедевр.  Здесь к стоимости материала и труда надлежит добавить собственно художественную ценность картины. К сожалению этот фактор часто игнорируется современными любителями живописи. Оценивается только труд и стоимость материала.
Перечислим основные позиции, определяющие достоинства произведения искусства как такового: техническое мастерство, сложность, оригинальность, раскрытие темы.
Техническое мастерство. Это качество рисунка, передачи формы, фактуры, цветовых и светотеневых соотношений. Это умение взять нужную краску и правильно её положить на холст.
Сложность зависит от объема работы, детализации, скрупулезности техники, композиционных особенностей картины. Сложные работы требуют от мастера раскрытия всех граней его таланта, придельной концентрации, душевных и физических сил, иногда глубоких исследований темы, работы в архивах и консультаций. Это могут быть многофигурные композиции, полотна, совмещающие сразу несколько жанров, изображения людей и других объектов, вовлеченных в разноплановую пространственную структуру полотна. Особенно сложно строить композиции, формируемые не рисуночным (контурным) расположением фигур, а игрой света и тени, цветовых пятен. Впрочем, здесь следует отметить: иногда достоинство работы кроется в легкости исполнения и восприятия, а вместо тщательной детализации – грамотном обобщении. Впрочем, за видимой легкостью часто скрывается глубокая и напряженная работа автора.
Оригинальность: индивидуальность стиля, манеры письма, технические и композиционные новшества. Оригинальными могут быть раскрытие темы и сама тема.
Важной художественной составляющей вступает эстетическая или духовно-нравственная начинка произведения искусства, способность художника языком кисти и краски донести до зрителя красоту окружающего мира, психологизм события, драматургию, характеры... Посредством образов поделиться мыслями, раскрыть идею, позицию. Раскрытие темы во многом зависит от технических навыков художника, а художественная ценность произведения искусства должна рассматриваться в совокупности всех перечисленных свойств и позиций.
Поелику мы взялись за неблагородное дело измерять все в денежном эквиваленте, то надлежит заметить: в цену за товар на прилавке самого обычного магазина или услуги включены расходы, связанные не только с собственно производством товара и предоставления услуг, но и их продвижением, рекламой, брендовой и конкурентной политикой предприятия и вообще любые расходы. И чтобы конкурировать на рынке произведений искусства, требуется не только хорошо писать картины, но и заявить о себе, добиться определённой известности, донести свой товар до «потребителя». Это включает в себя расходы, связанные с организацией выставок и участием в них, печатью в популярных альбомах и журналах, продвижением своего творчества в виртуальном пространстве, посреднические услуги и т.д.    
 
А. Миронов. 2011 г.
 

 

 

 

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 4351 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0