Блог
Главная » 2024 Июль 2 » Кому принесена жертва Христова?16:58 Кому принесена жертва Христова? |
Богу, дьяволу, человеку..? С кем Господь расплатился (искупил, заплатил выкуп) за грехи человечества?
Свт. Григорий Богослов: «кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно!.. А если Отцу, то, во-первых, каким образом? He y Него мы были в плену…». Свт. Иоанн Златоуст: «Адам сделался должником и был во власти дьявола, но не имел возможности заплатить; Христос не был должником и не находился во власти дьявола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти дьявола, чтобы избавить его».
Константинопольские соборы 1156, 1157 годов утвердили точку зрения, согласно которой и крестная жертва Христа, и бескровная, совершаемая ежедневно в храмах, приносится Отцу, Сыну и Святому Духу.
Между тем, категорически неверно переносить ветхозаветные, ритуальные представления об искупительной жертве на жертву Христову, как это, например, показано в католическом катехизисе: «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи» и «Своими святыми Страстями на древе крестном Он [Христос] заслужил нам оправдание». Отец представлен в виде кровожадного ростовщика, который удовлетворился страданиями Сына.
Да, жертва Христова имеет символические параллели с древним Преданием и его пророчествами, Предтеча Господа говорит о Христе, как о Агнце Божьем, берущем на Себя грех мира (Ин. 1:29). Но, по существу…
Вот человек заслонил своей грудью другого человека и спас его от выпущенной пули. Кому спаситель принёс себя в жертву, кому заплатил своей жизнью? Никому. Пролитая ли кровь спасла? Нет, не она. Может сам факт смерти? Нет. Второго спасло то обстоятельство, что грудь героя стала препятствием для пули. Но не случайно, а по причине жертвенной любви спасителя.
С древнейших времён человечество носило идею, что без пролития крови не бывает прощения. Причём в жертву должен быть принесён сам виновник. Но поскольку истинному Богу человеческие жертвы были противны, Господь на здании привычных людям представлений заповедал предавать смерти вместо себя животное, кровь которого якобы очищает душу согрешившего.
Конечно это не так. Но Господь разговаривал с избранным народом на доступном ему языке и посредством исполнения формальных заповедей приучал его к послушанию, памяти Божьей, предостерегал от дурных поступков. Господь готовил малый народ к принятию Христа, чтобы Христос затем спас все народы.
Можем ли сказать, что Господь омыл наши грехи собственной кровью? Можем. Но неужели кто-то думает, что если бы Христос был распят, как апостол Андрей, и умер на кресте без пролития крови, то миссия Его не состоялась? Что Он не разрушил бы ад, не воскрес из мертвых и не воскресит нас в последний день?
Но было важно связать ветхозаветные предоставления об искупительной жертве и жертву Христову. Иначе, кто бы ей поверил?, кто сказал бы: это Тот, о котором говорили пророки!
В действительности жертвы Богу не нужны, ничего кровь не очищает и не смывает, и ни у кого Господь нас не выкупал. Грех - это рана, которая не может быть ни искуплена, ни прощена, ни оправдана, не удовлетворена, но только исцелена. Сколько не плати из кошелька и не проливай крови своей или чужой за больной зуб, он не перестанет болеть, пока не будет уврачёван или удалён.
Что сделал Бог?
Акт любви. Он восстановил во Христе утраченную связь между Богом и человеком, посредством вочеловечивания Бога-Слова и исцеления повреждённой человеческой природы. Опять таки где? Во Христе! Через крестные страдания и смерть.
Таинственным, непостижимым образом это исцеление сообщится всему человечеству при воскресении из мёртвых. Но даже на примере людей, которые взяли на себя молитвенный подвиг за другого человека, а значит, добровольно решили пострадать за него, видим, как благодать Божья сообщается тому другому, если только он оказывается способным принять её. Таков духовный закон.
И человек не иначе как через страдания осознаёт своё повреждение, как духовное, так и физическое, и лишь тогда способен исцелиться, понимай: покаяться, измениться.
Что было бы, если Христос умер естественной смертью?
Бессмысленно рассуждать о том, чего не могло бы быть в принципе. Даже если бы предположить, что и в этом случае Христос бы воскрес и воскрес в преображённом естестве, христианство не имело бы той силы проповеди и стало бы пародией на само себя: Христос мирно почил в окружении учеников, а затем ученики распялись за Христа.
Противоестественно Богу было не умереть на кресте, невозможно, став человеком, не разделить с человечеством его горькую участь, не явить акт безмерной жертвенной любви, которая есть суть Его природы.
А.Н. Миронов. 2024 г.
|
|