Блог

Главная » 2014 » Июль » 17 » Вьюн над водой
18:52
Вьюн над водой
 
 
Интерпретация смыслового содержания народной песни
«Вьюн над водой» 

 

исп. Артур Курников
исп. ТРИО «Фиеста»
исп. Катерина Унгвари

 

Иногда произведения литературного, художественного, поэтического творчества имеют весьма интересную и очевидную богословскую составляющую при том, что автором произведения, таковая задача могла не ставиться. В качестве примера приведу не безызвестную народную песню «Вьюн над водой». В ней рассказывается о любовной истории, в которой жених отвергает предлагаемые ему подношения ожидая свою невесту. Это вполне лирическая песня и именно в таком качестве её следует воспринимать, однако предложу читателю и религиозное прочтение текста:

 

Вьюн (вьюны) над водой,

Вьюн над водой,

Вьюн над водой

Расстилается (заливаются).

 

Возможно, имеется в виду не вьюн, а вьюнок – полевая трава, но будем придерживаться текста. Вьюн – пресноводная рыба. Как известно, рыба, с первых веков христианства, является символом Христа. В трехкратном повторении, либо множественном числе (вьюны), невольно напрашивается ассоциация с образом Пресвятой Троицы.

Почему «над водой»? Здесь приходит на ум великолепный образ первого дня творения:  «… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Причем следует заметить: в более точном переводе оригинала слово «носился» следовало бы заменить на «высиживал» подобно тому как курица, заботясь о потомстве высиживает свои яйца.

 

Жених у ворот

Жених у ворот,

Ой, жених у ворот

Дожидается.

 

Жених – Христос, который словно бы при вратах стоит у души человеческой: «се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Вывели ему,

Вывели ему,

Ой, вывели ему

Сундуки, полоны добра.

Это не мое,

Ой это не мое,

Ой, это не мое,

Это шурина (иногда брата, деверя) маво.

Вывели ему,

Вывели ему,

Ой, вывели ему

Ой, коня, да ворона

Это не мое,

Ой, это не мое,

Ой, это не мое,

Это батюшки маво.

 

Господь вочеловечился и умалился до самого креста не для того чтобы стать земным господином, но для спасения людей в жизни вечной. Не следует доискиваться до значения каждого элемента приведенных выше строф, например, кто такой «шурин», или «деверь», хотя при желании можно и им найти определение, например, представить в качестве правителей, помазанников Божьих на царство. Вороной конь – символ власти.

Важно то, что со всей очевидностью угадывается описанный в Библии образ искушения Христа земными благами, дабы Ему отказаться от истинной и вожделенной цели спасения рода человеческого: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (Мф. 4: 1-10).

 

Вывели ему,

Ой, вывели ему,

Ой, вывели ему

Свет-Настасьюшку.

Это вот моё,

Ой, это вот моё,

Ой, это вот моё – Солнцем ссуженное.

 

Солнце – Бог (в святоотеческой литературе Пресвятую Троицу иногда сравнивают с солнцем. При этом солнечный  диск уподобляется Отцу, рождаемый от него свет – Сыну, исходящее тепло – Духу).

Невеста (Настасья) – Церковь. Поэтическое повествование заканчивается браком между божественным Женихом и бесценной, изначально предназначенной (ссуженной) для Него  человеческой душой.

 

 

    
А. Миронов. 2014 г.
 
 
 

 

 

 

 
 
Категория: Публицистика | Просмотров: 1430 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0