Блог

Главная » 2024 » Август » 2 » Возможно ли лишение священного сана?
20:33
Возможно ли лишение священного сана?

Андрей Кураев: «Он [Христос] не заложник синодальных и патриарших резолюций. Теория, согласно которой Бог, получив уведомление о решении епископа (синода, собора) берет под козырек и тут же останавливает струение Своей благодати в тех, кого земные церковные политики и администраторы сочли недостойными быть равноблагодатными себе, оскорбляет мои религиозные чувства».
И хотя данное высказывание бывшего не было сказано в контексте заданной темы и более того, определённая доля правды в этих словах есть: невозможно отнять благодать административными мерами;  однако, очевидны параллели и вопрос: а когда «церковные администраторы» сочли Андрея Вячеславовича достойным быть равноблагодатным себе и рукоположили – Бог брал под козырёк? Берёт ли под козырёк и совершает таинства, всякий раз, когда священнослужитель исповедует, венчает причащает? Разве это правильная постановка вопроса?
В широком смысле каждый христианин является священником. Мирянин осеняет себя крестным знаменем, освящает пищу, благословляет на брак детей и даже может совершить обряд крещения. Но ряд таинств Церковь выделила особым образом и для их совершения необходимо особое посвящение.
Что же происходит в таинстве рукоположения? Наделяется ли священнослужитель особыми духовными свойствами? Отнимаются ли они после извержения из сана?
Действие благодати в любом человеке при любом таинстве совершаемым над ним и в повседневной жизни всегда сообразуется с его духовным состоянием, а значит способностью принять эти дары.
Свт. Кирилл Иерусалимский: «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет». Прп. Серафим Саровский: «На земле ты причастился, а на Небе остался непричащенным». Выходит, можно рукоположиться и остаться не рукоположенным?
Таким образом, ставя в зависимость действие благодати Божьей от добродетелей священника, мы ставим под большое сомнение действительность таинства рукоположения, а следовательно и действительность других таинств, совершаемых посредством священника.
Конечно, священнослужителю более других надлежит стремится к тому, что бы высота его служения не расходилась с высотой его личных духовных и моральных качеств. Он должен быть примером для осуществления пасторской деятельности. Но… Свт. Иоанн Златоуст: «Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели. Все происходит от благодати — дело священника отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия».
Выскажу своё личное мнение. В таинстве рукоположения на рукополагаемого действительно нисходит благодать Божья по его вере и чистоте сердца, освящается его решение и призвание стать священнослужителем. Рукоположенный как бы заручается поддержкой Божьей на выбранный путь. Но это та же благодать, что нисходит и на брачующихся и на исповедующихся и причастников и принимающих постриг… Она носит личный характер, но не наделяет естество священника особыми духовными свойствами, которые позволяют ему призывать Духа Святого во время священнодействия.
Не существует священнической благодати посредством которой  хлеб и вино претворяются во Святые Дары, отпускаются грехи и т.д. Нет в том и необходимости. Существует право… Это право может быть как приостановлено и тогда запрещённый в служении, не переставая быть священником, утрачивает возможность причащать и исповедовать... И может быть отобрано вовсе.
Так и антиминс, сам по себе, не обладает сугубой силой делать таинства действительными, но является своего рода священной грамотой, подтверждающей право иерея на совершение литургии.
Господь силен совершить любое таинство через любого человека, и без содействия кого бы то ни было. Но Богу угодно, чтобы в Церкви были ясность и порядок. Если таинства будут совершаться произвольно, людьми не наделённым таким правом по установленным канонам, то Церковь разрушится.
Поэтому, если епископ оправил священника под запрет или церковный суд лишил его сана, даже если это решение было не справедливо и даже если опальный есть достойнейший из христиан – Дух Святой не будет действовать через него как священника. Не потому, что Бог принуждаем епископом «взять под козырёк», а ради блага Церкви.
И напротив, трижды недостойный пьяница и блудник, покуда не будет запрещён, извержен, остаётся священником и таинства, подаваемые через него, ни сколь не умаляются недостойностью этого священника.
Таким образом, поставление в сан и извержение из сана, это не дарование и не лишение способности совершать таинства (таковой нет), это дарование и лишение соответствующего права. Господь освящает это решение в таинстве рукоположения, но это право даёт не Бог, а епископ. Епископ — дал, епископ — забрал.
При этом, могут быть исключения. Например, незнающий о запрете священника мирянин исповедался у него. Примет ли Бог покаяние искренне кающегося? Ответ очевиден. Действительно ли таинство а каноническом смысле?
В любом случае, Церкви не должно признать такие таинства законными, поскольку это принесёт большой вред Ей, а значит и делу спасения человека.
 
А.Н. Миронов. 2024 г.
 
 
 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 52 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0