Блог

Главная » 2019 » Август » 8 » Русское VS советское 2
16:37
Русское VS советское 2
 
Страница 1 2
 
Были ли внесены в русскую культуру некоторые веяния времени, идеологии. Да. И что? Русские ни когда не были одинаковыми и однородными, не только в пространстве, но и во времени. Один тип русского, то есть преобладающая совокупность черт характера, мышления... был присущ нашему предку Древней Руси, иной — в имперский период, наконец в советскую эпоху отечественной истории. И сейчас внесены некоторые коррективы, к сожалению по большей части отрицательные.
А ещё, все русские в годы Советской власти получили поголовное образование, социальные лифты, возможность приобщаться к музыке, театру, искусству, классической русской литературе... Может это сделало их не русскими?
По прошествии революционного угара Советская власть очень жестко взялась и за моральное воспитание советского человека. И это дало свои плоды. Из прежнего русского действительно многое выдавили, по большей части гнилого и смрадного, приобретённого в годы становления в России капитализма, буржуазного общества, последующей Гражданской войны и разрухи. Первые советские граждане, 20-х годов, то есть вчерашние русские подданные и спустя десятилетия — уже не одно. Советский человек 40, 50, 60-х годов это не досягаемый ныне образец нравственности, образованности, ответственности перед страной. Странное дело: храмов было меньше, а нравственности больше. Девушки — целомудренны, парни — мужественны. Люди беззаветно служили Родине, отвали свои жизни, силы и таланты, не рубля ради, а идеи. Оцените подвиги молодогвардейцев, строителей БАМа.., это люди которые родились уже в советской стране.
Всю историю нашего Отечества куда бы не приходил русский солдат, всюду приносил мир и освобождение. Точно так же себя вел и советский человек, военный строитель, учёный. Строил, учил, возводил и всегда милость к побеждённым. Это русская черта, это русская традиция!
При этом, советский русский имел как достойные так и не достойные черты. Это советский человек стучал на соседа в НКВД и это советский человек штурмовал Берлин. Советский человек покорил космос и это советский человек на излёте Советской эпохи очень быстро покорился Западу, позарившись на обещания сладкой жизни. Кстати и эта доверчивость, вера в искреннюю дружбу со вчерашним врагом — тоже исконная черта русского человека.
Являются ли русскими те, кто ставит обелиски Власову, носит портреты Краснова и Шкуро? Да, и это тоже русские, к сожалению. Это те самые русские которым мне хочется плюнуть в рожу. И я согласен быть китайцем или японцем, чем вот таким вот русским... И тем не менее, я не считаю себя правым и этих людей отделять от своего народа.
Попытка разделять русских на правильных и неправильных, попахивает весьма скверно. Что-то подобное уже проводилось в гитлеровской Германии с немцами, ныне — на Украине, где сжигают заживо неправильных украинцев, объявляют их колорадскими жуками и т.д. Те, кто отделяет себя от советского народа, сами становятся этническими раскольниками. А участь раскольников одна: они всегда начинают дробится внутри себя. И тот факт, что все эти радикальные националистические группировки друг друга ненавидят, больше чем Советскую власть, лишний раз доказывает, что они раскольники. Запри их всех в одном огромном помещении и очень скоро там каждый только себя будет считать русским и русским националистом.
Те, кто ностальгирует по какому-то определённому типу русского, например, русского крестьянина екатерининской эпохи, или вельможи при дворе Николая II, надо понять, что для этого необходимо вернуть исторические условия того времени, которые не восстановимы. Не надо сочинять идеал которого никогда не было. Не надо заниматься имитацией. Непременно отращивать бороды, ждать-высиживать царя-помазанника, который придет и непременно наведёт порядок. Как будто в нашей истории ещё не было царей, которые при всех их заслугах, которые тоже не следует отрицать и забывать, но в итоге приведших страну к полному бардаку и падению государственности.
Причём, ностальгирующие по былым временам конечно же мыслят себя не на Ленских приисках, а в куда более привилегированном положении. Но привилегии это всегда удел элиты, горстки людей, а не народа.
Насколько форма правления (республика) и политический режим (демократия) установленная Советами соответствовала русской традиции?
Некоторые горячие головы связывают русскую традицию исключительно с монархией. Более того, находят прямую неразрывную связь между монархией и православием, мешая земное с небесным. От сюда возникает вопрос: а вот прп. Сергий Радонежский который жил до эпохи царей он был православным или как? Второй вопрос: до появления первого русского царя на Руси русских не было?
Была у нас демократия изначально на Руси, да такая, что всем западным странам в пример. Но постепенно исчезла. Ещё первого из династии Романовых выбирали на вполне демократических основах, а затем Романовы же свернули всё это на нет. Превратив русского мужика по сути в раба, живую вещь, которую, можно было продать, проиграть, пороть, даже убить и не понести за это ни какого наказания.
Я не буду рассуждать на тему что лучше или хуже, монархия или республика. Это другая тема. Нет совершенных форм правления. Рая на земле ни когда не будет. Но категорично утверждать, что Советская власть сломала какие-то исконные русские традиции в этом вопросе, как минимум, спорно.
Далее, зарождающийся при Николае II капитализм был заменён при Советах на социализм. Однозначно, уж, что было чуждо русскому народу, так это эксплуатация человеком человека. Уже писал ранее:
У русского мужика было весьма своеобразное отношение к собственности. Любая вещь рассматривалась, как законно находящаяся в распоряжении её владельца только, если была оплачена или произведена посредством личного труда. Этот принцип сохранялся и в вопросах наследственного неписаного права. Система капиталистических отношений была крестьянину чужда. Объекты собственности, вырученные через эксплуатацию чужого труда, не говоря уже о ростовщичестве, банковском проценте рассматривались, как мироедство. Более того, многие крупные предприниматели лишь формально являлись собственниками предприятий, а в действительности назначались общинами для управления общим имуществом. Социалистический уклад жизни, как идея социального равенства, а так же форма защита от власти и следствие недоверия ей, был в крови у народа, но был не понят и отвергнут правящей верхушкой.
Если мы рассмотрим капитализм, в плоскости русской веры (а православие так и называли: русской верой), то и с этой стороны не найдём ни чего приглядного в капитализме и том буржуазном обществе которое складывалось при Николае II.
Капитализм в чистом виде по своей природе бесчеловечен, ибо в отличии от социализма направлен не на строительство и расширения благ для человека, а на увеличение капитала, благоденствия очень узкого круга лиц.  Соответственно, человек выступает лишь средством извлечения прибыли, он не личность, а расходный материал. Прибыль выступает мерилом всего и вся, заменяет любые духовно-нравственные ценности. Всё, что приносит прибыль – оправданно.
Капитализм всегда приводит к сосредоточению основных финансовых средств и основных средств производства в рамках очень ограниченного круга лиц. Вначале – владельцев национальных, а затем и транснациональных монополий. И власть в мире неизбежно попадает в их руки. Они назначают и убирают руководителей государств, манипулируют общественным сознанием. Финансовые воротилы устраивают войны, стирают границы между государствами. Их цель уничтожение каких бы то ни было национальных традиций, ценностей. Стираются различия между добром и злом, между религиями, между мужчиной и женщиной.., упраздняются институты семьи и материнства, через кинематограф, СМИ и прочие средства донесения информации на людей несётся пропаганда насилия разврата, культивирование самых низменных потребностей, разжигание страстей. Капитализму нужна одноликая биомасса, тупая и алчная, которой легко управлять, играя на пороках человека. Она должна только работать и потреблять. Именно система капиталистических отношений в итоге создаст условия для прихода в мир антихриста.
Вот как соотносятся православие, интересы русского народа, и вообще любого народа с тем, что начало выстраиваться в России перед приходом к власти большевиков. Что впрочем, не означает отсутствие изъянов в социализме. Однако, можно с уверенностью сказать, что социалистическая модель устройства общества гораздо ближе русскому менталитету, нашим представлениям о справедливости, нежели капитализм, а о православии и говорить излишне. Если бы все страны в мире были бы социалистические, уже ли существовали бы между ними войны? Нет. В свою очередь обе мировые войны были вызваны кризисом капиталистической модели мироустройства и переделом сфер влияния. Всю советскую эпоху Запад пытался уничтожить СССР видя в нём конкурирующий и набирающий популярность путь развития общества и государства. Капиталистический Запад развязал войну во Вьетнаме, Корее, пытался уничтожить Кубу...  Ужели правда Божья на стороне Запада?
Очень большая ошибка Советской власти состояла в антирелигиозной политике. Но я предлагаю посмотреть на этот важнейший аспект в жизни русского человека несколько нестандартно.
Во-первых, что мы возьмём за точку отсчёта, с чем будем сравнивать состояние религиозности при советском режиме и до..? Наверное справедливым будет сравнивать с той религиозностью которая имела место быть на момент крушения Российской империи, а не на момент рассвета русского монашества в эпоху Сергия Радонежского, впрочем и тогда русские люди вели себя по отношению друг другу далеко не всегда по христиански.
Состояние духовенства. Достаточно привести лишь одно из множества других схожих по содержанию свидетельств. В 1910 году будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов) писал: «Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие – содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и ещё немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Ещё год – и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; всё охвачено агонией, и смерть наша приближается».
О состоянии паствы мы можем судить на примере того что творила она на примере трёх русских революций, причём с обоих противоборствующих сторон и на примере последующих событий Гражданской войны.
И во всём этом духовном разложении русского народа виновата Советская власть? А может к этому приложила руку та самая власть которая ей предшествовала? Начиная с раскола Русской православной церкви учинённого с подачи второго Романова на царском престоле. Последующего упразднения патриаршества, когда управление Церковью было передано по сути светским людям, часто не православным и царю в частности, что прямо запрещено Церковью под угрозой анафемы. Может причина того, что народ потерял веру в царя и Бога кроется ещё и в том, как относилась царская власть к нуждам и чаяниям народа?
Когда я детально изучал творимое с простым русским человеком, помещиками, вельможами, офицерами в армии, веками.., задавался вопросом: каким невыразимым терпением нужно было обладать народу, чтобы терпеть издевательства всей этой привилегированной прослойки во главе с русскими царями три столетия подряд? События тридцатых годов 20 века – ничто в сравнения с тем многовековым гнётом, теми изуверствами которым подвергали простых русских людей при помазанниках Божьих.
Однако, не отрицаю и гонения на Церковь со стороны Советов. Но сводить всё к борьбе «безбожной власти» со Христом я бы не стал. К сожалению в этих событиях была определенная историческая логика.
Во-первых, что мы понимаем, под гонениями? Убийства священников. Сразу оговоримся, что знаменитая директива Ленина с характерным номером 13666 о том что «надлежит арестовывать и беспощадно расстреливать попов», а «церкви подлежат закрытию» является подделкой.
Почему убивали священников? Причины разные.
Для начала следует отметить, что в Гражданскую войну и последующие репрессивные чистки в мясорубку русской смуты попадали все слои населения и было бы странно, если бы это не коснулось духовенства. В каких то случаях, имело место сведение личных счёт. Тому были объективные причины, хотя я, разумеется, ни коим образом не оправдываю убийц. Но, надо признать, очень многие представители духовенства крайне недостойно вели себя со своей паствой. Здесь мы имеем дело с сугубо уголовными преступлениями, а не целенаправленной политикой власти. Вполне, допускаю, что были отдельные случаи расправ по причине ненависти ко Христу и христианской религии.
Второе: духовенство было привилегированным сословием и априори рассматривалось новой властью как недружественное. Церковь воспринималась как неотъемлемый атрибут старого режима и тому были основания: усилиями царей Церковь была превращена в инструмент монаршей власти. А духовенство которое потеряло свои привилегии, а зачастую и вообще возможность кормится, действительно в значительной своей части вступило в открытую конфронтацию с Советами. В условиях Гражданской войны это был приговор. Духовенство не только поддерживало Белое движение, благословляло на ведение войны с Советами (вспомните описанные выше подробности Белого террора), но целый полк был создан исключительно из лиц духовного звания. То есть священники самолично рубали и стреляли свою бывшую паству. Не удивлюсь, что и они числятся теперь в списках невинно пострадавших от безбожной власти.
Уверен, среди репрессированных священников было немало тех, кто придерживался нейтралитета между белыми и красными, но был оклеветан, несправедливо обвинён в антисоветской агитации. В любом случае, я не считаю, что за антисоветскую агитацию надо стрелять. Но следует учитывать реалии того времени. Речь шла о выживании новой власти в окружении бесчисленных врагов, кровь текла реками с обоих сторон и любое подозрение могло стоить жизни любому члену общества: крестьянину, рабочему, студенту... и священнику тоже.
Закрытие и разрушение храмов. Большая часть первых закрытых храмов – это домовые храмы при учреждениях. Обязательность их посещений была снята. соответственно, отпала необходимость в них. Приходские храмы закрывались когда в них ни кто не ходил: или священника не было, а если и был, то не было паствы. Стоит храм год, два, три.., государство его не финансирует, начинает разрушаться. Что с ним делать? Либо взрывают, либо отдают под хозяйственные или культурные нужды. Плохо это или хорошо? Плохо. Но на мой взгляд ещё хуже когда тебя обязывают посещать храм, а именно так обстояло дело при царе. Чиновники обязаны были принести справку о причащении хотя бы раз в год (даже не верующие, то есть подводились под акт кощунства), а, например, рабочих штрафовали, за нахождение в церковь в воскресных день (это в единственный выходной), забирая последние крохи из их жалких зарплат. Неудивительно, что потом эти рабочие забыли дорогу к храму. Не лучшим образом обстояло дело с крестьянством.
Вообще, мне представляется, что количество искренне верующих людей, живущих по заповедям и приходящим в храм по зову сердца и с молитвой в душе, приблизительно одно и тоже во все времена. И оно не велико и ни какие гонения тому не препятствие. Если не сказать напротив.
Иван Грозный как-то спросил блаженного Василия сколько людей в храме? Ответ: два человека. А храм был полон православного люда.
Сейчас храмы открыли и построили новые. По ряду опросов большинство россиян причисляют себя к православным, но более трети в храм вообще не ходят, а те которые ходят в основной своей массе – раз в год и реже. А из ходящих сколько причащается, исповедуется?
Идём дальше. Из тех кто стоит в храме все ли молятся и молятся как положено, по совету Отцов, с вниманием и сокрушением сердца? Или как по слову юродивого Василия: храм полон, а молятся всего два..? Вот и задумаешься, что лучше? Горстка людей, но искренне верующих, или толпа лицемеров.
Следующая беда: значительная часть духовенства впала в так называемый обновленческий раскол. И храмы которые они занимали были уже не православные, в том числе Храм Христа Спасителя в Москве. Он стоял весь чёрный изнутри и в него ни кто не ходил. Настоятелем там был лидер раскольников Александр Введенский, горячий любитель женщин принявший из рук обновленцев епископский сан будучи женатым, а потом женился ещё раз.
Как это не прискорбно звучит, но вероятно сам Господь провёл Церковь через все эти испытания, чтобы очистить Её от разного рода сброда и ценой крови мучеников дать Церкви новое дыхание. Точно по слову Иоанна Златоуста: «худшее гонение на церковь это отсутствие гонений». Что, впрочем не оправдывает преступления большевиков против Церкви и веры христовой, кощунств было предостаточно. Но творил их сам русский народ.
В тоже время надо отдать должное Сталину. Он резко выступал против глумления над чувствами верующих, запретил ликвидацию приходов за неуплату налогов и нарушение административных циркуляров и не иначе как с добровольного согласия самих верующих. Наконец, возродил Патриаршество.
Гонения на Церковь не связанные с классовой борьбой, начались при Хрущёве. Собственно, с приходом Хрущёва к власти началось постепенное разложение партийной номенклатуры, затем и всего советского общества приведшее в итоге к краху и Советской власти и Советского Союза.
И разве не было гонений при Романовых? Были, и ещё какие: «Под видом лукавого попечения о Церкви, она находится в жесточайшем угнетении и притеснении» (митрополит Арсений Киевский, 1862 год). С той существенной разницей, что «жесточайшие угнетения и притеснения» последнего Романова и его предшественников довели Церковь до великой Революции, а кровавой Советской власти до великого сонма новомучеников. Впрочем, и здесь не без перегибов.  Имена многих, кого спешно канонизировали в угаре разоблачения «кровавых преступлений», теперь убирают из святцев, а их иконы выносят из церквей. Без деканонизации, чтобы не привлекать внимания. Выходит, человек уже и не свят, вроде, и за его душу не молятся... Это ли не преступление?
Но я том. Можно убивать Церковь открыто: стрелять священников, разрушать храмы, выносить из них мощи... А можно скрыто, но тоже убивать. Форма остаётся: золотые купола, пышные богослужения, монастыри, семинарии... в которых каждый второй преподаватель в Боге не верил, не говоря уже о семинаристах. А изнутри разлагать Церковь. По слову Христа «гробы крашенные» (Мф. 23:27) — красивые снаружи, изнутри — сгнившие.
В завершении. Два аспекта.
Вошла ли в противоречие Советская власть с интересами русского народа? При всех трагедия, перегибах и преступлениях, которые безусловно были, в целом: именно благодаря ей Россия существует до сего дня. Не возьми Советы в руки власть тогда в 17-ом, не одолей белых — Россия прекратила бы своё существование. В этом смысле большевики территориально не разрушили Российскую империю, а сделали максимум чтобы удержать то, что ещё можно было удержать от распада. В том, числе, да, ценой Бресткого мира, потому как вести войну сразу на оба фронта, внутри страны и с внешнем врагом сил объективно не было. Перед похожим выбором когда-то стоял и Александр Невский. А утерянные земли, которые, кстати, были потерянны ещё при отступлении русской армии, а не советской, позже были возвращены, и даже приумножены. Более, как не странно это звучит, я думаю, что и Церкви тоже не было бы, если б не Советская власть, Она окончательно бы сгнила вместе с разложением всего общества.
Второй аспект. Чтобы быть и оставаться русским не Советскую власть нужно ненавидеть. Ненавидеть необходимо только грех. Вот на Украине Советскую власть возненавидели, посносили памятники тому, кто создал Украину. И что, стали русскими? Напротив, антирусскими. И это путь любого антисоветчика. Потому, что советский это русский. Рано или поздно антисоветчик придёт и к оправданию фашизма, встанет на сторону наших современных врагов и закончит закоренелым русофобом, даже если сам этого не осознает.
Надо любить Родину. Деятельно. Не полицейских на несанкционированных митингах провоцировать, а, например, юноше пойти послужить в армию.
Надо изучать и любить историю.
Необходимо читать классиков, развивать родную речь. Важнейший фактор: русский язык. Не случайно с ним борются по границам нашей Родины. Где то прямо запрещают, где-то переходят с кириллицы на латиницу. Молодёжи прививают разного рода словесный мусор...
Не надо ни чего имитировать, пытаться запихнуть себя в дореволюционную Россию. Её больше нет и ни когда не будет. И в Советский Союз тоже уже не вернуться. Его не возродить. Надо жить сегодняшним днём. Разумеется учитывая ошибки прошлого и беря самое лучшее, как из имперского периода нашей истории, так и советского.
И самое главное, что сохранит русское в русском человеке в любых грядущих исторических условиях: жить по совести и хранить веру православную. Сохраним веру — сохраним себя, не сохраним — ни какая ненависть к Советской власти, ни какие цари, ни какие бороды с кафтанами и шаровары с лампасами нам не помогут.  
 
 
А.Н. Миронов. 2019 г.
 
 
 
 
Категория: Публицистика | Просмотров: 901 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0