Блог
Главная » 2021 Апрель 25 » Про искусство10:12 Про искусство |
Обычно под искусством понимают творческую деятельность, подразумевая, что неотъемлемым элементом искусства является творчество. Да, искусство без творческой составляющей как тело без души. Творчество поднимает искусство на более высокую ступень. Но…
Искусством может быть мастерски выполненная копия живописного полотна. Причём, нередко для копии требуется больше мастерства, чем в авторской версии. Например, студент художественного ВУЗа за два-три часа исполнил маслом постановочную композицию. Она не потребовала ни особого труда, ни виртуозного владения кистью. Результат даже сложно назвать искусством. Но настоящего искусства потребует точное воспроизведение этого холста.
Фотография, механически перенесенная на холст посредством кисти и краски (гиперреализм) не есть живопись, но определённо является искусством. И не каждый первоклассный реалист добьётся такой точности воспроизведения натуры.
Итак, искусство может быть лишено творческого начала. А как насчёт творчества без мастерства?
Обычные школьники на уроке рисования создают вполне творческие произведения: фантазируют, обобщают, перерабатывают натуру… Но их каляки-маляки не искусство. Почему? По определению. Искусство может быть только искусным. Другими словами: искусство это высокое мастерство. Всё прочее факультативно.
Творчество.
Основа творчества — новизна, уникальность, переосмысление объективной реальности. Однако, одно дело, когда мастер полностью контролирует творческий процесс. Работая с натурой, он перерабатывает её так, как считает нужным, используя те или иные технические приёмы, эстетические представления. Иное: когда «переработка» — результат отсутствия технических навыков, получилось то, что получилось.
Учитывая, что каждый человек уникален, это неотъемлемое свойство личности обязательно найдёт своё отражение и в его произведениях. Но если уникальность такого творчества основана, лишь на этом, цена его не велика.
На практике, отсутствие мастерства нередко прикрывают «особым виденьем», выдают за «чистое творчество» и «настоящее искусство». В действительности такие авторы обманывают и зрителя и себя.
Живопись.
Изобразительное искусство разнообразно. И не всё что нарисовано карандашом есть графика и не всё, что написано красками, даже маслеными, даже с натуры, есть живопись. Что делает живопись живописью? Живописность.
Мало взять нужную краску на кисть и положить её в нужное место. Можно создать глянец, плакат, кич… Мало создать понимание у зрителя, что вот это — дерево, а вот это — человек, вот его рот и нос… И даже похожесть портретируемого не признак живописности.
Или так: посредством кисти и краски донесена некая мысль. Пусть оригинальная, даже гениальная. Это вызывает восхищение зрителей. Ну что же, её автор — одарённый философ. Но не обязательно живописец. Если в его живописи нет живописности, то нет и живописи. С тем же успехом он мог бы донести свою мысль схематично как, чаще всего, и поступают философы, прибегая к изобразительным средствам.
Есть кофе, а есть кофейный напиток. Так и с живописными произведениями. Живописец, основываясь на натуре, перерабатывает её особыми выразительными средствами, суть которых не поддаётся чётким определениям и критериям. Живописность подобна тому, как настраивают гитару. Гитара должна звучать, а не бренчать. Иначе от гитары остаётся одно только название.
Однако, настроить гитару нужно уметь. И начинать свой путь в искусстве нужно именно с этого.
Мастерство было и остаётся базисом для реализации творческого потенциала художника, именно оно придаёт таланту звенящую силу. При этом, живопись может быть тонкой и выписанной, может быть грубой и предельно обобщённой – не суть. Два-три удара костью, но точных и выверенных, иногда способны оживить полотно и стоят больше всей прежде проделанной работы.
Качество живописи всегда будет разниться. Проблема начинается тогда, когда пустышку выдают за нечто, наделяют надуманными смыслами и значениями. Ещё хуже, когда на их фоне пытаются порочить классическое искусство.
Вот уже реалистов презрительно называют картинописателями, а писать картины – стыдно, говорить о технических навыках – верх пошлости. Таковые думают, что можно продемонстрировать уникальный стиль вождения не разобравшись где педаль газа и тормоза.
В свою очередь, если образовательный процесс сводится только к копированию натуры, бесконечному рисованию горшков и гипсов – такое обучение затрудняет юному дарованию реализоваться творчески. Сочетание творческого развития с овладением мастерства – наиболее благоприятное условие для развития современного искусства.
А.Н. Миронов. 2021 г.
|
|