Блог

Главная » 2019 » Апрель » 4 » О посмертной участи души. Что делать родным и близким?
18:54
О посмертной участи души. Что делать родным и близким?

Видеоверсия статьи

 
Памяти моего родителя р.Б. Николая,
отошедшего ко Господу 22 марта 2019 года
 
Церкви не так много открыто о посмертной участи души, чтобы говорить о том со всей ясностью и определённостью, но достаточно для нашего спасения и чтобы помочь усопшему войти в Царство Небесное.
Значительная часть этого учения носит весьма образный и неоднозначный характер. Однако, можно уверенно говорить, что по разлучению с телом, душа сохраняет свои мыслительные и чувственные свойства. Она вполне осознаёт себя, способна радоваться и трепетать, а по прошествии некоторых событий занимает то место, которое соответствует её духовному расположению. И тогда она либо блаженствует, либо претерпевает страдания до Дня страшного Суда, когда её участь, с учётом посмертного опыта, будет решена окончательно. При этом и радость праведных душ ещё не будет полной, ибо они лишены тела, а следовательно и полноты блаженства.
По отходу души, с неё как бы сбрасывается завеса, препятствующая лицезреть невидимое, причем, иногда это происходит ещё до наступления смерти, когда умирающий начинает видеть некоторые образы потустороннего мира. При этом, ясность и чистота понимания того, что представляется ей возможна лишь у души чистой. В противном случае за явлениями ангелов или, например, умерших родственников может стоять нечто иное нежели кажется. Здесь следует добавить, что та плоскость воздушного пространства, в которой живёт человек и в которой остаётся сразу же по смерти тела душа, есть область «духов поднебесных», то есть демонов, которые способны принимать различные обличия и обманывать душу.
В связи с этим следует с особой осторожностью доверять рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Во-первых, даже когда они искренни в своих воспоминаниях, то могут быть жертвами обмана и непонимания многого из того, что представлялось им в действительности. Следовательно их интерпретации увиденного нельзя принимать за безусловную истину.
Во-вторых, это рассказы людей, о которых Господь знал, что их душа вернётся в тело. Можно предположить, что поелику на них возлагалась особая миссия поведать людям о жизни после смерти для укрепления нашей веры и лучшего понимания того, к чему должен готовиться человек, то увиденное ими носило несколько показательный, образный характер, доступный для пересказа понятным, человеческим языком. Тогда как действительный мир по ту сторону бытия не поддаётся никакому адекватному пересказу. При этом, свидетельства вернувшихся с «того света» и побывавших там по земным меркам несколько минут, могут охватывать события, которые Церковь связывает с посмертной участью души на третий и девятый день. Вероятно, в этом вопросе мы также должны делать скидку на то, что имеем дело с рассказами людей, о которых Господь ведал, что их душа вернётся в тело.
Итак, душа отделилась от тела.
Считается, что до третьего дня, она имеет относительную свободу и в сопровождении ангелов пребывает где хочет, к чему прилипла до разлучения с телом. Расстояния преодолеваются ей мгновенно силой мысли и влечения.
Так, согласно Церковному Преданию, ангелы, сопровождавшие в пустыне преп. Макария Александрийского, поведали ему следующее: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих».
Однако вернёмся назад, в первые два-три дня по смерти. Согласно рассказам вернувшихся, душа чувствует необыкновенную лёгкость, а также покой, но может скорбеть и тосковать о теле и привычном образе жизни, испытывать одиночество и тягостное бессилие. Конечно же эти состояния протекают никак у живых людей, без примеси телесности и свойственных телу волнений.
Лишённая плоти, служившей инструментом, душа больше не может физически проявлять себя, однако, на тонком уровне иногда ей попускается подавать некие знаки, например, близким во сне или каким иным образом, однако здесь мы переходим в область гадательную и опасную. Подобные явления с одной стороны воодушевляют родственников умершего, с другой стороны служат соблазном. Природа же сих явлений не ясна и может быть даже не открыта святому, ибо дар различения духов крайне редкий. Во всяком случае не стоит безоглядно руководствоваться ими, а соблюдать правила, установленные Церковью на помин усопшего.
Очень важно еще перед отходом души, молится за умирающего, по возможности исповедовать, причастить его, а по смерти поминать усопшего, как церковно, особенно на Проскомидии, так и келейно. Творить дела милосердия, подавать милостыню во спасение его души, вспоминать добрые дела покойного которые служат своего рода защитой перед темными силами, с которыми предстоит столкнуться душе. С этой целью, собственно, и собираются поминки, когда сродники и друзья объединяются в совместной трапезе, вспоминают добрые дела покойного и свидетельствуют о них друг перед другом. Лучшей же памятью о нем будет молитва собравшихся. Употребление же спиртного скорей расхолаживает умы, рассеивает внимание, способствует не удобному для молитвенной памяти состоянию тела и души. На поминальную трапезу приглашаются нищие и убогие, которым предлагается поесть и помянуть усопшего.
Весьма важно духовное состояние молящегося: чем чище его душа, тем действенней молитва. Поэтому желательно самому исповедоваться и причаститься, простить всех. Молитва, сопряжённая с постом, с отказом от дурных привязанностей, привычек, охранением себя  от развлечений и прочее, имеет особую благодать перед Богом. Сие жертва. Ограничивая себя в чём-либо, потрудив душу и тело, подвизавшись в молитве и воздержании, человек как бы покупает у Бога то золото, о котором говорится в Откровении «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться…» (Откр. 3:18) и иметь дерзновение просить Бога, «выкупить» у смерти душу умершего.
Кто плачет о душе усопшего, тот потрудится, чтобы выкупить её, иначе либо обнаружит своё неверие, либо слёзы его лицемерны и плачет он о самом себе. Если любишь, сотвори милость: поживи богоугодне. Побудь хоть сорок дней христианином.
Очищая душу, принуждая себя к исполнению заповедей Христовых, мы сообщаем благорасположение своей души – душе того, за кого молимся. Особенно это касается родственников, души которых связанны наиболее тесно. Не случайно, ещё при жизни мать чувствует беду случившуюся втайне с сыном, а сестра с сестрой. Не может утопающий спасти утопающего. Только спасающийся способен помочь спасению другого.
Надо простить людей, когда-либо причинивших зло усопшему, молится не только за единоумершего, но, поелику Христос пришёл спасти всех человеков, хорошо молиться за многих, особенно за тех, кто чем-либо досадил покойному, и о тех кому досадил он, и они сохранили в себе обиду и с ней отошли на суд Божий.
Скорбь же близких естественна, даже до слёз. Сам Господь воскорбел, когда узнал о смерти Лазаря. Однако, она не должна переходить в отчаянье. Этим мы не только не поможет усопшему, но и скорей навредим ему, ввергнем его душу в смятение. И напротив, оказывая молитвенную помощь душе покойного с благоговением, вниманием и покаянием (как учат Отцы), родственники обретают относительный покой. Они не разлучены с усопшим, они чувствуют, что активно участвуют в его жизни и тем утешают и спасают себя.
На третий день душа человека возносится ко Господу. На этом пути ей предстоит столкнутся с мытарствами, описанными, в частности, в житии преподобного Василия Нового из рассказа блаженной Феодоры.
Существует множество повествований и свидетельств того, как демоны с воплями и криками окружают душу, пытаются напугать её, буквально выхватить из окружения ангелов, сопровождающих душу на пути к Небу. Бесы называют грехи, совершенные человеком, и как бы взывая к справедливости, оправдывают свои права на душу. Нет возможности утвердительно сказать, как всё это обстоит в действительности, но возможно определить суть происходящего: если человек при жизни более всего в чём-либо прикипел ко злу, нежели к добру, то сие обстоятельство способствует тому, чтобы ввергнуть душу во власть бесов, которые начнут терзать и мучить её. Однако и здесь молитвы по усопшему могут словно восполнить недостаток добра и перевесить чашу весов в сторону добродетелей. Молитва, сопряжённая с постом, служит прямой защитой душе против одолевающих её бесов, о чём поведал сам Господь: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Интересна мысль по этому поводу свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными». Он же: «очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать».
Поелику душа разлучена с телом, а значит не имеет воли, она не в силах противиться самой себе, она полностью послушна своим желаниям, пристрастиям и помышлениям. Так, даже осознавая пагубность своего выбора, она не может отшатнуться от нечистоты, если к ней прикипела, но сама влечётся вслед искушениям. Слова молитвы и призывания Господа могут оказаться неуслышанными, потому что это только в теле можно сотрясать воздух словесами, а в душе лицемерить. Когда же душа расстанется с телом, останется только лицемерие. Не будучи приученной к молитве, вниманию к словам в вере и благоговении, она не сможет помолиться, закостенелая в гордыне не сможет смирить себя. Прп. Варсонуфий Великий: «По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть: что здесь посеешь, то там и пожнешь. Здесь – делание, там воздаяние, здесь – подвиг, там венцы. Там никто не преуспевает, но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное».
Устами душ неправедных могут стать уста молящихся за них живых. Если в усопшем была хоть искорка добра, тогда её возможно разжечь, тогда молящемуся есть за что зацепиться, соделать свою молитву его молитвой.
Вот как в Святом Евангелии описана сила веры одних людей, положенная за другого, немощного и не способного самостоятельно воззвать ко Господу: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:1-5).
В упомянутом выше житии прп. Василия Нового ангелы покрывали грехи и восполняли недостающие добродетели блж. Феодоры молитвами преподобного, вознесённые им по её кончине. Это пример того, что следует делать родным. И ни какие грехи усопшего, даже самые тяжкие ни должны смущать молящихся. Нам не должно опускать руки и тереть надежду на милость Божью. Но каждый пусть делает, что должно, а далее как управит Господь.
Только Бог есть истинный зритель души человека. И если что не было раскрыто в человеке и как то проявлено им во время земной жизни, сие не значит, что не раскроется и не проявится за гробом, в условиях новых, когда вскроются тайники души, проявит себя всё злое и доброе, там где уже не будет вопросов «есть Бог или нет?», там где не будет заблуждений, там где душа столкнётся с Истиной лицом к лицу. Ведь и на земле бывает, когда случается беда, просыпаются в человеке благородные чувства и он вдруг проявляет самоотверженность, творит подвиги и дела милосердия, которых быть может никто от него не ждал. О творящих неправду по неведенью сам Господь возгласил с креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Родственникам же умершего нужно понять и принять, что Господь любит его бесконечно больше самых любящих отца или матери, что усопший не их собственность, но Божий и Господь только по Ему ведомому промыслу устраяет жизненный путь человека и знает, когда лучше всего забрать его. Нужно смириться перед Богом и пользой ближнего, разлуку с которым семья переживает. И если попустит Господь душе умершего пострадать, то и сие не без пользы для неё, ибо у Бога нет ничего напрасного. Он всё устроит наилучшим образом. «На земле нельзя миновать скорбей, но кто предался на волю Божию, тот легко их переносит. Он видит скорби, но уповает на Господа, и скорби проходят» (прп. Силуан Афонский).
Конечно, нет человека, который бы не согрешил или полностью очистился от страстей. Вероятно, на мытарствах решающую роль играет общий настрой души, вектор к добру или ко злу, который как бы перевернутому маятнику не позволяет застыть посередине и либо склоняется вправо либо влево и так остаётся.
На третий день душа подымается ко Господу. Будучи праведной, перед тем как увидеть Бога лицом к лицу, она будет трепетать, а затем, объятая любовью, возрадуется. Душа же, отягощённая пороками обличена будет той же самой любовью, ибо Бог любит всё сотворенное, Он и есть Любовь.
Считается, что с того времени, а именно с третьего и по девятый день, душа созерцает обители праведников и испытуется добродетелями. Здесь чистая душа вновь возрадуется и будет предвкушать блаженство, а не потрудившаяся должно – сокрушаться о том, что напрасно потратила время, отведённое на земле, она увидит, чего лишится, если окажется недостойной общения святых. Она обнаруживает свою непричастность добродетелям, даже отвержение их.
И вновь душа восходит ко Господу на поклон, после чего до сорокового дня лицезрит страдания грешников. Если в обителях праведников душа испытывалась добром, то теперь, как бы в продолжение мытарств, она проходит экзамен на зло, а может быть теперь только и наступают для неё мытарства. В этот период душа наиболее нуждается в молитвенной поддержке, ибо трепещет и не знает ещё окончательное определение над собой.
Среди молитв и церковных служб особым образом стоит чтение псалтыря, так же с первого дня от смерти и в продолжении всего года необходимо заказать сорокоуст, когда на Божественной Литургии сорок дней подряд изымается частичка из просфоры с поминанием имени усопшего. Желательно лично участвовать в богослужениях, на которых поминают усопшего, когда это возможно, или прилагать к тому домашнюю молитву. Хорошо также заказать чтение «Неусыпаемой псалтыри» в монастыре, подавать записки на заупокойные литии и родительские субботы, читать каноны, акафисты Богородице, ангелу-хранителю и святым, просить их заступничества, привлечь как можно больше людей для молитвенного поминовения души, чтобы текла молитва постоянно: закончил один, другой – продолжил...
На третий, девятый, сороковой день и годовщину заказывается панихида. Можно самостоятельно совершить мирской чин литии на могилке или в доме покойного. Молиться следует не только в определённое время, но и кратко в перерывах между житейскими хлопотами и во время их: упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное», или ещё короче, держа в уме представившегося, повторять: Господи, помилуй, Господи, помилуй...
Вообще, без того чтобы лично потрудиться, понудить себя к внимательной молитве, воздержанию и жизни по заповедям, все внешние действия и даже заказ панихид и сорокоустов едва ли дадут желаемого плода, ибо в Церкви нет ничего механического, но любое священнодействие должно сопрягаться с живой человеческой верой, покаянием, сердечным участием и трудом. Свт. Феофан Затворник: «Если никто [из родных] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня... Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на Литургии...».
Однако, вернёмся к учению Церкви о посмертной участи души.
Отметим, что это учение (лицезрение душой рая и ада по прошествии третьего и девятого дня, встреча с демонами и многократные восхождения к Богу), не носит силу догмата и довольно условно. Оно даёт лишь общее представление о том, что ожидает душу по разлучению с телом и которое надлежит понимать в совокупности всех образов, а не как жёстко регламентированный процесс.
Мытарства можно рассматривать узко и более широко, охватывая весь сорокодневный опыт разлучённой с телом души. Посмертная участь каждой конкретной души может иметь и некоторые особенности не вписывающиеся в общие правила. Так, например, святые могут быть избавлены от мытарств и сразу возноситься на Небо, а особенно преуспевшие во зле – немедленно плениться демонами и быть увлёчёнными в ад.
Вероятно, что в третий, девятый и сороковой день (по земным меркам) с душой действительно происходит нечто важное. В любом случае, в нашем распоряжении нет ни зримых, ни словесных образов, чтобы адекватно передать действительность по ту сторону бытия. Вместе с тем, можно говорить определённо, что души умерших, так или иначе, сталкиваются с испытанием на зло и добро. А формы этих испытаний доподлинно не ведомы.
На сороковой день совершается частный суд над душой, который определяет её участь до всеобщего Воскресения. Можно и так сказать, что все сорок дней душа судима, ибо суд Божий есть ни что иное как проверка души на возможностью её жить в согласии с Богом. Ибо Господь всем желает спасения и ни кому не хочет страданий. Но в мире духовном не возможно не быть с Богом и не страдать. Давая оценку всему доброму и злому, что было в её жизни и жизни других, взирая на то ясно, без заблуждений, душа сама оправдает себя либо осудит перед Лицем Божьим.
Если же душа вверглась в ад, то и она не лишена милости Божьей. Возможно дать ей некоторое облегчение, всё теми же молитвами, поминовением и добрыми делами. Ведь и узнику, хотя он и не в силах покинуть пределов темницы, приятны письмо или посылка.
Особенно же Отцы Православия выделяют поминовение усопшего на Божественной литургии, так, что и молитвы святых стоят ниже этого таинства. Свт. Григорий Великий: «Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни». И вновь: к литургическому поминовению присовокупим молитвы.
Предание Церкви изобилует свидетельствами пользы молитвы за умершего, об изменении участи покойного даже некрещеных и по истечении сорокового дня. Свт. Григорий Двоесолов молился об императоре Траяне, язычнике и гонителе христиан и молитва его была услышана.  О пользе молитвы за умершего повествует, среди прочих, житие мученицы Перпетуи (III век), по молитве которой её брат смог освободится от мучений. В житии подвижницы XX века Анастасии Логачевой есть рассказ, согласно которому, она взяла на себя молитвенный подвиг за брата-самоубийцу и по прошествии первых 40 дней было ей видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Ещё 40 дней молилась подвижница, и то же видение, но брат её уже встал. Через 40 новых дней Анастасия увидела на указанном месте только одного неизвестного ей человека, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: «хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники».
И Церковь не только первые 40 дней призывает молится за умерших, но возносятся и до скончания века будут возносится молитвы и приноситься бескровные Жертвы за отошедших в мир иной. И если бы не возможно было изменить участь души, то не было бы и поминовения. Вот и в Писании читаем: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Ик. 5:16). У Бога же все живы (Лк. 20:38).
Подводя итог, уподобим три этапа жизни человека гусенице, кокону и бабочке. Гусеница – это образ земной жизни человека. Человек на этом этапе, каким бы прекрасным себе не казался – уродлив, неказист. Гусеница ползает, а не летает. А тело человека дебело, а не духовно, каковым оно было изначально у первозданного Адама. Но вот, гусеница как будто умирает, сворачивается в кокон (по нашему ложится во гроб), за которым происходит её преображение. Словно бы и нет её, она сокрыта от нашего взгляда. Но проходит время и из кокона выходит прекрасный махаон. Где же гусеница, где кокон? Только сейчас и наступает для бабочки настоящая жизнь. Это жизнь после всеобщего Воскресения!
Всяк читавший, помяни святыми молитвами усопшего раба Божьего Николая. Да простятся ему все согрешения его, вольная и невольная. Даруй ему, Господи, Царство Небесное.
Иисусе Всемилостливый, истреби рукописание грехов его. Уврачуй его язвы душевные. Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем. Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им. Покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления. Иисусе, возвесели его милосердием Твоим, всели его там, где нет заблуждений. Иисусе, избави его от тягостных терзаний совести. Да сгинет навеки память грехов. Иисусе, соблазнов юности его не помяни, от тайных беззаконий очисти. Иисусе, осени его тихим светом спасения.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!
 
 
А.Н. Миронов. 2019 г.
 
 
 
 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 75 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0