Блог
Главная » 2021 Февраль 17 » Полюшко-поле. История песни17:07 Полюшко-поле. История песни |
В 1934 году советский композитор Лев Книппер завершает работу над 4-й симфонией «Поэма о бойце-комсомольце» лейтмотив которой, особенно полюбился слушателям. Эта легендарная «Полюшко-поле», ставшая знаменитой ещё до выхода симфонии.
Будущий народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинский премий Лев Константинович Книппер родился в Тифлисе в 1898 году в семье инженера-путейца, этнического немца. Во время учёбы в Екатеринославской гимназии научился игре на многих инструментах, тогда же родители наняли ему музыкального педагога. Затем семья Книпперов переехала в Санкт-Петербург, после в Москву.
Шла Первая мировая война. Из воспоминаний Льва Константиновича:
«В угаре лжепатриотизма, под грузом с детства нажитых понятий и предрассудков я убежал на фронт. Меня насильно вернули в Москву и заставили окончить гимназию (удивительно, что я получил тогда «Золотую медаль»). Затем поступление в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), служба вольноопределяющимся сначала в Москве в одной из войсковых запасных частей, затем опять фронт и летом 1917 года – школа в Орле, готовившая офицеров конной артиллерии. Отъезд к родственникам на юг России; мобилизация в белую армию, дезертирство».
Возможно, Книппер насколько исказил свою биографию. Так, например, по мнению британского военного историка и писателя Энтони Бивора весной 1917 года Книппер был выпущен из училища в чине прапорщика и всю Гражданскую войну прослужил на юге России в Белой армии.
В 1920 году, в Крыму он был эвакуирован с остатками армии Врангеля, на Галлипольский полуостров. В эмиграции Книпперу удалось связаться со своей тётей Ольгой Леонардовной, вдовой великого русского писателя Антона Чехова, которая вместе с группой актеров МХАТа гастролировала в то время на Балканах. Тетушка помогла племяннику материально и предложила присоединиться к труппе. В мае 1922 года, после переговоров с советскими властями, труппа вернулась в Москву. Опасения, что Лев Книппер будет расстрелян оказались напрасными.
Считается, что Лев Книппер был завербован ГПУ и в дальнейшем стал агентом НКВД. В частности в Германии, куда был направлен для лечения и одновременно с целью установления связей с белоэмигрантами, которых можно было возвратить на Родину, завербовал свою сестру знаменитую актрису Ольгу Чехову. Данная версия не имеет документального подтверждения, но о работе Чеховой на советскую разведку пишет Серго Берия в своей книге «Мой отец — Лаврентий Берия», а о агентурной работе Льва Книппера — генерал-лейтенант НКВД Павел Судоплатов в книге «Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля» на которого в частности ссылается Энтони Бивор в своей книге «Тайна Ольги Чеховой».
В Германии Книппер брал уроки у композитора Августа Вейсмана, познакомился с известными немецкими музыкантами - Паулем Хиндемитом, Филиппом Ярнахом, посещал симфонические концерты, сочинял музыку для фортепьяно.
В декабре 1923 года Книппер вернулся в Москву, окончил курс гармонии у выдающегося русского композитора и педагога Рейнгольда Глиэра и занялся активной сочинительской деятельностью.
С начала 1930-х Лев Константинович сотрудничал с военно-театральном бюро Центрального Дома Красной Армии, много путешествовал, посещал дальние гарнизоны, помогал организовывать хоры, консультировал оркестры, сочинял для них песни и марши, с 1932 года стал инструктором по массовой работе Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
Во время пребывания в Севастополе Книппер занимался организацией краснофлотского симфонического оркестра. Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце». Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема.
Из воспоминаний Книппера «Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:
Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.
Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.
Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».
Когда родилась мелодия композитор попросил поэта, впоследствии лауреата двух Сталинских премий Виктора Михайловича Гусева сочинить полный текст песни, что и было сделано. Впоследствии Гусев создал несколько вариантов текста. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» в феврале 1933 года в зале Радиокомитета исполнила Вера Духовская. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре, «Полюшку» включили в свой репертуар многие советские артисты, например, Ирма Яунзем и Леонид Утёсов.
В свою очередь, Симфония № 4 «Поэма о бойце-комсомольце», для которой Лев Книппер первоначально и сочинил мелодию «Полюшко-поле», впервые была исполнена в 1934 году Оркестром национального радио, дирижировал которым Александр Гаук. Известный трубач Георгий Орвид, игравший в то время в этом оркестре, вспоминал: «Мы все сразу полюбили песню «Полюшко-поле» и как-то говорим композитору: «Какую красивую русскую народную песню вы нашли!». Сконфуженный, он нам ответил: «Это не фольклорная песня, именно я её написал...».
Песня стала поистине народной. Почти сразу её признали и полюбили за рубежом. Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля Красной армии в Париже в 1937 году. Вспоминает русский писатель и искусствовед Лев Любимов, живший тогда во Франции: «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…».
Лучшей песней XX века назвал произведение Книппера известный американский дирижер Леопольд Стоковский. В 1945 году песню исполняли на открытии первой Международной конференции молодежи в Лондоне. С несколько изменённым текстом «Полюшко» исполнял Хор донских казаков Сергея Жарова, созданный в эмиграции в 1921 году. Слова «Красной армии герои» заменены на «Русской армии герои».
В свой репертуар включил «Полюшко» немецкий певец с псевдонимом Иван Ребров. Интересно, что существуют записи где Ребров поёт «Красной армии герои», а есть когда наименование армии, понесшей многомиллионные жертвы и освободившей его страну от фашизма, заменяет бормотанием.
Существует «белогвардейский» вариант песни, иногда называемый песней партизан-шкуровцев, в честь Андрея Шкуро кубанского казака, участника Белого движения, а впоследствии группенфюрера СС повешенного в 1947 году за сотрудничество с нацистами. В частности, «белогвардейский» вариант исполнялся современным певцом Андреем Байкальцем.
Данная версия, скорее всего, была сочинена в 90-х года прошлого века на волне антисоветизма. Текст содержит поздние штампы – «пьяные солдаты и матросы». Хотя именно эту версию песни не приводя ни одного источника некоторые называют оригинальной. Якобы её действительно пели партизаны Шкуро, потом, надо полагать основательно забыли, настолько, что даже в эмиграции о ней никто ничего не слышал. Потому что если бы слышали, то конечно же уличили новоявленных авторов в плагиате. И конечно же исполняли бы её с соответствующим тестом. Однако, не существует ни одной записи того времени про пьяных солдат и матросов. Песню Забыли все кроме Книппера который толи заново сочинил, толи присвоил себе музыку песни, и Гусева который в купе с Книппером отредактировал её на новый лад сохранив в тексте ключевые слова. А может быть никто ничего не забыл, просто весь мир сделал вид, что слышит «Полюшку» впервые. Наконец, наиболее отчаянные песневеды заявили, что песня дореволюционная. Да, что уж там, доисторическая: наскальные надписи древних укров содержат именно этот тест. Попробуйте, опровергните.
Ещё один вариант текста песни можно найти в репертуаре японской певицы русского происхождения Ольге Яковлевой (псевдоном Орига) которая поёт о «прошлого времени героях».
Вообще говоря, «Полюшка» не теряла своей популярности всё время с момента своего создания и в наше время переживает новую волну признания и востребованности. Какие только группы и отдельные исполнители по всему миру не включали её в свой репертуар и на какой лад не пели и поют: эстрадный, оркестровый, джаз, рок, фолк, тяжёлый рок...
А.Н. Миронов. 2021 г.
|
|