Блог
Главная » 2015 Март 31 » Подавать ли нищим?17:27 Подавать ли нищим? |
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42), «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35) – вот общие правила для христианина. Однако, не сказано, что и кому давать. Вот самоубийца просит яду, вот обжора просит пирога… И Бог не каждому подаёт и не на всякое прошение отвечает. Посему есть правила, а есть исключения, в том и находим трудности, колеблющие нас в принятии решения.
Хорошо то, что полезно. Но полезно кому? И то, что на пользу дающему, может быть совсем не полезно берущему и наоборот. Не всё то, что внешнее выражает букву Закона, законно по духу. Потому читаем в Дидахе: «да запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока узнаешь кому даёшь», но там же «Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад».
Ещё: «…кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою» (свт. Василий Великий).
Последнюю фразу любят приводить те, кто призывает не спешить в исполнении заповеди, но адресована она была собрату по вере который спешил раздать всё имущество и святитель ссылаясь на некого епископа рекомендует ему в письме проявить благоразумие для большей пользы: «не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных».
Ясно, что нельзя подавать если знаем, что средства пойдут на богопротивные цели. И речь в заповеди не идёт о том, чтобы раздать всё (Мф. 19:21). Ясно, что не возможно подать каждому...
Как же быть?
У опытных чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). А не достигшим навыка надлежит призвать житейскую мудрость.
Зло пьянство. Однако тому пьянице, что умрёт не похмелившись, милостыня твоя – бальзам для тела, а быть может и шанс на спасение души, если сохранив тело, позаботится о сохранении души.
Вот дитя стоит на паперти. Но где его родители? И от того ли рука моя тянется за монетой, что желаю милость проявить или желаю откупиться? Что лучше исполнить заповедь по букве или позвать сотрудников правопорядка, чтобы те призвали родителей дитя?
«Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души» (свт. Филарет Московский). Все же имеем на примере святых случаи, когда они жертвовали как бы без рассуждения, движимые любовью и послушанием заповеди Христа.
Вот пример из жизни одного подвижника благочестия:
«Пришли некогда разбойники в монастырь к некоему старцу и сказали ему: “Мы пришли взять все, что есть в твоей келии.” Он же сказал: “Что вам угодно, чада, то и берите.” Итак, они взяли все, что нашли в келии, и отошли. Но они забыли кошелек, который там был скрыт. Взяв его, старец погнался за ними, стал кричать: “Чада! Возьмите то, что вы забыли в келии.” Удивившись долготерпению старца, разбойники возвратили все в келию и раскаялись, говоря друг другу: “Человек этот Божий!”».
Что видим? Пример того как всем нам поступать, когда грабят? Нет. Это пример того как надо жить. Нам не скажут: «Это человек Божий». Нам скажут: «это лох» и ограбят ещё двоих. Здесь пример духовного состояния к которому надо стремится: Господь распялся за тех кто Его распинал, а старец отдал последнее тому, кто его грабил. Немощному должно заявить в полицию, а для старца сие будет падением.
Бессмысленно делить просящих на правильных нищих и неправильных. Иногда богатые и здоровые имеют нужду. И не суть внешнее, важно чем мы руководствуемся когда совершаем это или то.
Одному подвижнику Господь на сердце положил молчать. К нему приходят страждущие и просят совета, а он молчит и не даёт совета, хотя знает совет. А другому подвижнику Господь положил говорить с людьми и он говорит, делая прямо противоположное безмолвию.
Свт. Иоанн Златоуст: «Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению».
А теперь рассмотрим конкретный случай. Цыгане.
Я имею в виду тех цыган, которых мы видим на улице с протянутой рукой, часто возле храмов.
И вот один человек выходит из храма и к нему приступают они… «Профессиональные нищие». Человек же так рассуждает: подавая, я вношу лепту, чтобы цыгане и дальше обманывали людей, чтобы не водили своих детей в школу, но вели их на паперть... Здоровые бабы, с руками ногами, пускай идут работать. Я же отдам свои сто рублей бабке через дорогу. Идёт через дорогу, а бабки там нет. В результате вообще никому ничего не дал.
Правильно ли он сделал? Правильно. Потому, что он руководствовался благим помыслом. Если только к этому помыслу не примешано что либо ещё. Например, так человек может прикрывать свою жадность или бесчувственность к чужой нужде.
Второй выходит. И подаёт. Но чем руководствуется?: Да, они обманывают, но это несчастные люди. Никак не вырваться им из порочного круга, от поколения к поколению. Что может сделать эта цыганская женщина? Устроится на работу? Нет. С детства её учили попрошайничать. Она не училась в школе, не получила профессию. Сначала на паперть её водила мать, в 12 лет – выдали замуж и уже на паперть выгоняет муж. И если она принесёт мало – будет её бить. Сотворю я милостыню, чтобы не бил...
И этот поступает правильно. Так Господь ему на сердце положил.
Третий выходит из храма. Он только что первый раз в жизни исповедался и причастился и такая у него благодарность к Богу... Евангелие днём ранее полистал, почти ничего не понял, запомнил только «просящему у тебя дай». И ничего у него в голове не было кроме этих слов. Ни цитаты из Дидахе, ни совета Василия Великого. Но заранее приготовил мелочь и когда вышел из храма, то не цыгане к нему, а он первый к ним побежал и высыпал в ладони уже успевшую запотеть милостыню.
И этот тоже поступил правильно. Как Господь ему на душу положил.
А. Миронов. 2015, 2021 г.
|
|