Блог

Главная » 2009 » Октябрь » 25 » О смысле жизни
17:13
О смысле жизни
                                                          
Много раз слышал вопросы о том, зачем мы живем, в чем смысл жизни? Ни разу не слышал убедительных ответов. И немудрено, ибо вопрос о смысле жизни сводится к вопросам «зачем?», «для чего?».
«Для чего?» – может быть ветер, лопасть, винтик. Жизнь вмещает в себя любую систему смыслов, без жизни как бы и нет ни чего, посему не может быть зачем-то и для чего-то.
Даже когда человек жертвует своей жизнью, то жертвует ей ради жизни. Христос взошел на крест и умер, но умер, ради того чтобы воскреснуть и тем нас спасти, Он умер ради жизни. Все для человека, и все от человека к Богу, кто же положит жизнь свою за пустое, тот согрешит.
Вопросы «зачем?» и «для чего?» – вопросы сущностные, бытийные. Жизнь есть вершина бытия, она первична и нелепо указывать ей место или функцию среди скал, камней и булыжников. Как не может быть человек ради своей почки или велосипед ради своей втулки, так и жизнь не может быть ниже всего прочего.
Нельзя частью охватить целое. Пожалуй, все, что можно сказать о смысле жизни светским, не духовным языком, это то, что смысл жизни в ней же самой.
Но не все так просто в жизни духовной, ибо нет ни чего самоценного без Бога.
Можно говорить о смысле земного периода жизни. Смысл земной жизни раскрывается в том, чтобы обожиться, приуготовить себя к жизни вечной и вечному духовному возрастанию спасенных. Вместе с тем, полагаю, невозможно человеку, живущему в миру, приуготовить себя к жизни вечной, отвращаясь от всего земного в делах: заботы о родителях, защиты родины и т.п., участвуя в том не только умом, но и сердцем и в этом доброделаньи есть некоторый смысл сам по себе, ибо помимо пользы, которая не отнимется от человека делающего добро, он и временное делает лучше: приносит радость, восстанавливает справедливость и т.д.. Впрочем, смысл этот преходящий, важный лишь на момент совершения дела и на некоторое будущее и если же в основе всех забот человека лежит только плотский расчет, то он, если и получает награду как некое утешение и закономерный плод земных трудов, то получает ее уже на земле и только.
А для чего нам жизнь вечная во Христе? Для удовольствий?
Если все подвиги мучеников, подвижников, претерпевших страдания и лишения, здесь на земле сводятся лишь к тому, чтобы получить большие удовольствия от жизни в Царствии небесном, в чем же их подвиг? Голый расчет, да и только: откажусь здесь от малого, чтобы там получить большее. Впрочем, каждый человек желает спасения и блага для себя. Так же знаем и надеемся, что Господь готов нам дать нечто большее, чем избавление от законных мучений, ибо нет ни чего среднего между геенной и Царствием Божьим, нечто большее, чего вкусили иные еще в земной жизни, и мы надеемся стать участниками их трапезы по смерти.
Все же полагаю, что страдали подвижники не столько «для чего?», сколько «почему?». Потому что подчинили свою волю воли Божественной, не желали, а иные и не мыслили, идти против своей совести, не могли не ненавидеть грех и не совершенных удовольствий искали себе, но Всесовершенного Бога: «…сыны, как совершенные, не по страху мучений удаляются от лукавого, но крепко это ненавидят и доброе делают не в надежде награды, но считают это своим долгом и любят бесстрастие, как подражание Богу и причину Его вселения (в них), ради которого и удаляются от всего худого» (прп. Петр Дамаскин). И те, кто познал Бога, уже не могли оторвать глаз от Него, и не видели ничего более достойного зрения. А удовольствия вечные есть не цель для человека и не награда от Бога, но любовь Божья. В таком понимании уже само слово «удовольствия» не применимо к тому состоянию, которое получают угодники Божьи в Царствии Господнем.
Так для чего же жизнь вечная?
В этом вопросе раскрывается, наконец, смысл бытия, как в рождении и до смерти телесной, так и во гробе и по всеобщему Воскресению. Превыше творения только Творец, превыше жизни только Податель жизни. Мир Бог создал для Себя, не нуждаясь в нем, но желая радости для твари, ибо таковы Его существо и воля. Всяк отпавший от Бога смертью вечной умирает. Всяк живущий в Боге радуется и веселье то естественно и не требует оправданий. Корректно говорить о смысле болезни, но не корректно спрашивать: «зачем здоровье?». Быть здоровым – нормально.
Из сказанного видим, что смысл жизни может быть только в Боге, и жить можно только в Боге, и Бог есть Жизнь. Смысл жизни в исполнении задуманного о нас: стяжании Духа Святого. Жизнь не «для чего?», а «для Кого?» и нет в жизни никакого смысла, не к чему стремиться, все напрасно, весь мир ничто, если нет Бога, если Христос не воскрес!
 
А. Миронов. 2009 г.
Дополнено и переработано в 2013-2014 г.
 
читайте по теме: Добро, совесть, мораль  
 
 
 
Категория: Духовные записки | Просмотров: 5208 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0