Блог

Главная » 2019 » Февраль » 26 » О ранах воскресшего Христа
17:50
О ранах воскресшего Христа
 
Верим, что Христос есть первенец из мёртвых, воскресением Своим показавший то, что случится с нами по Втором Пришествии. Подобно тому, как Христос воскрес в нетленном естестве, так каждый последует Христу, воскреснет в меру совершенных лет в духовном, нетленном теле.
Однако, возникает вопрос, как могло тело Христа, очищенное от первородной порчи, сохранить следы повреждённого естества? Ужели и мы воскреснем с теми увечьями, которые получили при земной жизни?
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20:19-20).
И далее, по прошествии того, как Фома, не бывший на указанной встрече, выразил своё неверие в воскресении Господа, и сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25), вновь явился Христос и говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:27-29).
Понятно, что раны подразумеваются. Всё же строго говоря, в Писании нет прямых указаний ни на раны, ни на их касания Фомой и даже касания тела вообще... Фома поверил, потому что увидел Христа, а не потому, что «вложил перста в раны». Тоже и у Луки: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24:39-40).
Тем не менее согласно толкованию Отцов, раны у Христа были.
Свт. Григорий Палама: «Итак, как это Он имел раны? – Ведь смертное и страстное тело не могло бы являть раны и пробитые места... но Он-то был силен явить, кому пожелал бы, вместе с бесстрастием и бессмертием тела и раны и язвы, которые Он раньше подъял, и при этом, чтобы это Его тело, нисколько не меньше пребывало бы бесстрастным и бессмертным. Из этого я также заключаю, что и те, кто пострадали за Христа, носят на своем теле раны в виде вечного украшения...».
Пожалуй, последнее утверждение не следует понимать грубо. Ведь и Господь, не все раны явил, но лишь те, коих было достаточно для удостоверения Себя. Какой же вид должны иметь те мученики, с коих сдирали кожу, расчленяли и отдавали львам?
В духовном теле всё духовно и раны у Христа не те уже раны, не повреждения естества и не причина страданий, хотя и действительны. А если кто и по воскресении осмелился бы пробить Его тело копьём, то и пронзив насквозь не причинил бы никакого вреда.
Из Православного Катехизиса, составленного епископом Александром (Семёнов-Тян-Шанским): «Тело воскресшего Господа сохранило нанесенные раны. В этом указание, что страдания, подвиги и все достойное сделанное праведными людьми, найдет свое место при их вечном прославлении».
Здесь речь может идти о образе воздаяния.
С другой стороны, восстановление тел не означает их однообразие. И если сохраним внешнее различие, например, по наружности лица, почему бы не иметь различие и в чём-либо сверх того, как отражение нашей духовной сущности и понесённых трудов? Ведь и бесы сохраняют ангельское естество, но потому как повредились – изменили наружность. А тела мучеников воссияют. И тем более озарятся славой, чем более пострадали. И если раны сохранятся, то зримы будут духовно, а не так, как видим их на дебелом теле. Так, Лука и Клеопа по дороге в Эммаус не узнали Христа и не узрели ран его (Лк. 24:13-32), покуда не открыл им Господь духовное зрение, и Мария Магдалина тоже (Ин. 20:14).
Свт. Иоанн Златоуст: «При этом случае справедливо можно прийти в недоумение, каким образом тело нетленное имело на себе язвы гвоздинные и как возможно было касаться его смертною рукою? Но не смущайся: это было делом снисхождения. Тело, столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, очевидно, чуждо было всякой дебелости; но (Христос) показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении и научить, что именно Он был распят и не другой воскрес вместо Него. Поэтому-то Он воскрес, имея на Себе знаки креста; поэтому же Он вкушает и пищу... Потому как до распятия мы видим Его ходящим по волнам и, однако же, не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего, так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным, – потому что Он показывал их для ученика».
Почти дословно Златоусту вторит блж. Феофилакт Болгарский.
И свт. Тихон Задонский пишет: «Видим в святом Евангелии, что, по воскресении Христовом из мертвых, следы язв Христовых на теле Его святом остались. Промыслом Божиим это соделано. Эти язвы во втором Христовом пришествии будут во утешение и радость верным и святым Его и во обличение и большее осуждение нечестивым и грешникам нераскаянным».
Из всего сказанного видно, что Господь сохранил раны не по закону воскресшего естества, но потому, что силен был это сделать и не просто так, но для уверения многих, для радости верных и во обличение отпавшим. Нам же не стоит думать, что воскреснем увечны, но чем более калечим себя грехом, тем более пострадаем по смерти.
А что сверх того – сокрыто от людей до времени.
 
 
А.Н. Миронов. 2019 г.
 
 
 
 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 1539 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0