Блог
Главная » 2015 Июль 8 » О прейскурантах в храме20:19 О прейскурантах в храме |
О прейскурантах в храме.
Когда волхв Симон пожелал обрести дар Духа Святого и предложил апостолу деньги, то получил решительный отказ Пётра сказавшего: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Так приносящему в храм деньги не должно думать о них как о средстве приобретения даров Божьих, в крещении ли или в каком ином святом таинстве, ибо приобретаются они верой и жизнью по заповедям, но понимать, что Церковь Земная, покуда всецело не слилась с Небесной, не может обойтись без «хлеба насущного» как и любой другой живой организм. Посему мы жертвуем, и не Богу, ибо не имеет нужды, а более всего самим себе, чтобы открытыми остались двери храма и совершалась в нём литургия, а сие требует больших затрат, трудов телесных и духовных.
Что лучше, видеть прейскурант в храме, или не иметь храма вовсе? Здесь третьего не дано. Ибо во времена, когда ходили по земле апостолы, всяк верующий давал им от своих доходов. Ныне, когда редко кто чувствует себя обязанным жертвовать Церкви схожим образом, и уже не карает нас Господь как покарал Ананию и Сапфиру (Деян. 5:11), возникла необходимость иметь при храме лавку и «цену» за «услуги». Не себя ли винить должны в том?
Надлежит так же разграничивать юридическую оценку тех или иных поступков и явлений от всех прочих. Так, Церковь, согласно светского права, есть общественное объединение. Сему и должно быть исходя из принципов построения взаимоотношений государства с обществом и отдельными людьми. Но и то верно, что Церковь есть Тело Христа, хотя это не признаётся государством. Верно, что если вещь или услуга не может быть передана, оказана иначе как за плату, то сделка эта не может считаться безвозмездной, например добровольным пожертвованием. Но Церковь обращает внимание на сакральное содержание «сделки», её предназначение и внутреннее отношение к ней обеих сторон. И тогда при правильном понимании необходимости платы, сумма, отданная за иконку или поминовение, превращается в жертву.
Конечно, держать кассу в храме не самая почётная обязанность, и в стаде Христа, она была доверена Иуде, державшему ящик с деньгами (Ин. 12:6), и всё же Господь не воспрещал ему, а изгнав торгующих их храма (Ин. 2:14-16) Он поставил в пример вдовицу принёсшую лепты… (Мк. 12:42-43). Изгнал же потому, что те торговали непотребным в доме Божьем, в том числе животными, и для личной нужды. Священник же кормясь от храма служит ему, Богу и каждому из нас и не сможет служить, если не сможет прокормить себя и семью. Средства же нужны не только на нужды прихода, но и благочиния, епархии, патриархии. Нужны средства на содержание семинарий и академий… и много на что, ещё, если желаем чтобы вера наша сохранилась и не исказилась, чтобы имели возможность креститься и причаститься… Кроме того, невежественно просить кого либо потрудиться и имея чем заплатить не сделать этого. Так труд священника не только Божий «труд», но и по-человечески священника тоже. И зачем мне покупать свечи в соседнем квартале или ещё дальше, когда удобней приобрести их в храме? Будут они и жертвой и помощниками в молитве.
Каков поп таков и приход, каков каждый из нас, такова и Церковь. Она не совершенна, но следует ли ждать идеала, когда нужно начинать с себя. И по сей день и до конца времён имеет Церковь всё, что требуется человеку для спасения.
Из популярного анекдота, некто таксисту:
- Почему у Вас нет шашечек на машине?
- Вам шашечки, или ехать..?
Кому нужно спасаться, те спасаются. Кому нужны «шашечки», те пусть ждут идеала. До самого Страшного Суда…
А.Н. Миронов. 2015 г.
|
|