Блог

Главная » 2014 » Июнь » 10 » О мученической смерти
13:12
О мученической смерти
 
О мученической смерти
 

Господи, как мне умирать будет? Прп. Серафим Саровский
 
 
С древних времен Церковь причисляла христиан к лику мучеников не собственно за факт смерти причиненный христианину, даже если причиной тому было исповедание им Христа Богом, сколько за осознанную решимость претерпеть до конца перед лицом смерти и стойкость во свидетельстве о Христе во время переносимых мучений и собственно умерщвления. В наше время не редко приходится сталкиваться с высказываниями, когда, например, убийство священника, уже само по себе возводит его в ранг мученика, более того, делается попытка на этом основании представить жизнь убиенного безукоризненным примером, а его богословские воззрения верными и как бы подтвержденными.
Надобно заметить, что любая смерть человека, находящегося в сознании является мученической, более того, многолетнее умирание в постели тяжело болящего может быть куда мучительней смерти пьяного дьякона, который пошёл в магазин за очередной бутылкой, но по дороге встретил сатаниста, а тот охваченный ненавистью ко Христу раскроил священнослужителю голову топором.
Что удивительно, в данном случае, диакон действительно пострадает за веру во Христа. Но повлияет ли это, каким либо образом, на посмертную участь убиенного? Если да, то мы будем вынуждены признать, что спастись человеку возможно внешним образом, безотносительно внутреннего состояния человека. Причем, Бог, согласно известной и справедливой формуле, спасти нас, без нас не может, но это вполне под силу сатанисту, которому достаточно будет подкараулить христианина в темном переулке и не оставить ему шансы на то, что бы избежать смерти.
Впрочем, справедливо отметить, что насильственная смерть человека, убиенного за то, что он христианин, даже если смертельный удар был нанесен неожиданно, внезапно и сразу же привел к летальному исходу, может свидетельствовать об особой милости Господа к убиенному чаду, попустившего столь завидную для христианина смерть в качестве награды и во свидетельство угодных Богу трудов его. Но во-первых об этом сложно делать выводы наверняка, во-вторых духовное состояние убитого должно быть таково, что он и при осознанном выборе смерти Христа ради не дрогнул бы сердцем. Наконец, реальны случаи, особенно в странах с открытыми гонениями на христиан, когда человек ежедневно ожидает расправу над собой, шансы погибнуть за свидетельство о Христе у него не просто реальны, но очевидны. Тогда, отказываясь изменять вере, а может быть и открыто исповедуя её и наконец будучи убиенным, даже неожиданно выпущенной в него пулей, справедливо может быть назван мучеником, что впрочем, не только не обязывает Церковь канонизировать его, но даже и считать спасенным. Хотя, наверное, человек, вера которого помогла ему преодолеть страх даже перед смертью, был исполнен спасительного благородства души и обрел покой во святых Божьих, если только что иное, не было причиной токовому мужеству.
Сколь много под личиной «Христа ради» пострадало и приняло смерть за исповедание еретических учений и прочих, псевдохристианских амбиций, по глупости, гордости и самомнению, или когда человек сам ищет смерти, безрассудно уклоняется от возможности избежать расправы, как бы подставляя себя и искушая Бога, по грубости и небрежению в диспуте с представителями других религии и т.д.

 
А. Миронов. 2014 г.

 

      

 

 
 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 602 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0