Блог

Главная » 2014 » Июнь » 5 » О физической культуре
15:58
О физической культуре
 
О физической культуре.

 

 
Пимен Великий: «Мы убийцы не тела, но страстей».
Тело – есть храм Божий, человеку надлежит держать его в чистоте и проявлять о нем разумную заботу. И хотя болезни бывают полезны, но на то пусть будет воля Божья, а нам не следует проявлять беспечность в деле сохранения здоровья, или намеренно причинять вред себе. Вот и свт. Нектарий, Эгинский Чудотворец научает нас, что здоровье нужно человеку для духовного деланья, а «болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства…».
И все же во всем необходима мера, рассудительность и выбор приоритетов. Нельзя заботу о здоровье превращать в культ.
Телу надлежит давать необходимое для его жизнедеятельности: питание, отдых, физические нагрузки, а так же сверх меры, но лишь в силу особых обстоятельств, призвания человека, взятых им обязательств и т.п. Так, например, каждый мужчина должен уметь защитить свою семью, родину и всякого слабого. Тем более прилично изнурять себя физическими тренировками солдату, что не только допустимо, но похвально, необходимо и по-христиански честно перед народом, которым вверил ему свою защиту.
Но, нередко, пропаганда здорового образа жизни и отклики на нее превращают жизнь простого обывателя в бесконечную череду тренировок, массажей, диет и снова тренировок… по кругу, ежедневно и во все время покуда бодрствует человек, ставя тело человека в центре его жизни, так как если бы именно оно, а не душа жило бы вечно и не будет предано, совсем скоро, земле и червям. И хотя такой образ жизни куда предпочтительней, чем нечто противоположное, пьянство, например, мне куда легче представить раскаявшимися разбойника и даже пьяницу справа от распятого Христа, нежели розовощёкого культуриста  «всегда довольного собой, своим обедом и женой». Не случайно знаменитое «Mens sana in corpore sano» выраванно из контекста Сатир Ювенала призывавшего к здоровому телу добавить бодрость духа и здравие ума и что современный поэт, изложил еще более критично и иронично: «В здоровом теле – здоровый дух. На самом деле – одно из двух».
Важное значение имеет внутреннее отношение человека к тому, чем он занят, особенно если этому занятию он посвящает значительную часть своей жизни. Спорт ради спорта? Это еще не беда. Хуже желание быть «citius, altius, fortius» ради того, чтобы ощущать себя быстрее, выше, сильнее… других и получать от этого удовольствие, перерастающее в зависимость, а затем и страх уступить в чем либо, потерять хоть на грамм накаченную массу тела.
С духовной точки зрения, нет особой разницы между ублажением тела и собственного эго физическими нагрузками с одной стороны или же обжорством с другой, хотя первому рукоплещут и оно выглядит внешне привлекательно, а второе осуждается и безобразно, но и то и другое – суть плоть и служение плоти.
Особую волну интереса вызывает в настоящее время образ жизни и в частности отношение к физической культуре ряда азиатских стран, таких как Китай, Япония и особенно Таиланд, в котором повсеместное занятие национальными единоборствами имеет силу религиозного культа. Но это народ о котором Бог имеет особое попечение, ибо он не принял и скорее всего ни когда не примет православие. Это народ особого, исторически сформировавшегося мировоззрения. И если Христос не занял место в их душе, пусть хоть боксерская груша и медитации заменят им пагубное, ибо свято место пусто не бывает. Зачем же русскому человеку, крещенному в купели святого Владимира перенимать чуждое нам мировоззрение?
Впрочем, иногда в попытках найти некий компромисс с восточными практиками, наряду с развитием мускулатуры и физических навыков, указывают на немалую полезность развития такой, якобы духовной составляющей человека, как воля. Конечно же волевые качества развивать надо, но и воля может быть злой, а так же равнодушной, пагубной и душевредной в зависимости от того в каких условиях она воспитываются, для чего и на что будет направлена. И не имею готового ответа на вопрос, что лучше или хуже: пройти мимо несправедливости, осознав свою немощь или вступится за обижаемого, а вместе с тем и потешить свое самолюбие.
Ни что само по себе не приносит вреда, ни здоровье ни болезнь, ни богатство ни нищета.  Умножение богатств, знаний или же набор мышечной массы – «всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1Кор. 6:12).  
 
А. Миронов. 2014 г.
 

 

 

 

 
 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 596 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0