Блог
Главная » 2014 Июнь 5 » О физической культуре15:58 О физической культуре |
Пимен Великий: «Мы убийцы не тела, но страстей».
Тело – есть храм Божий, человеку надлежит держать его в чистоте и проявлять о нем разумную заботу. И хотя болезни бывают полезны, но на то пусть будет воля Божья, а нам не следует проявлять беспечность в деле сохранения здоровья, или намеренно причинять себе вред. Вот и свт. Нектарий, Эгинский Чудотворец научает нас, что здоровье нужно человеку для духовного деланья, а «болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства…».
И все же во всем необходима мера, рассудительность и выбор приоритетов. Нельзя заботу о здоровье превращать в культ.
Телу надлежит давать необходимое для его жизнедеятельности: питание, отдых, физические нагрузки. А что сверх того – возможно, иногда даже необходимо, но не само по себе, а в силу пола, рода деятельности, особых обстоятельств.
Так, например, мужчина должен уметь защитить Родину, семью, слабого... Иногда повышенные физические требования обусловлены способом заработка на хлеб насущный, в частности, когда спорт является профессией. Тем более прилично изнурять себя тренировками солдату. Сие похвально, необходимо и по-христиански честно перед народом, который вверил ему свою защиту.
Но, нередко, погоня за здоровым образом жизни превращает жизнь простого обывателя в бесконечную череду тренировок, массажей, диет и снова тренировок… по кругу, ежедневно и во все время покуда бодрствует человек, ставя тело человека в центре его жизни, так как если бы именно оно, а не душа жило бы вечно. Тело же есть инструмент, который рано или поздно будет предан земле. И то, что так холил и лелеял человек, тратил на него столь драгоценное время, станет кормом для червей. Да, они будут благодарны...
И хотя такой образ жизни куда предпочтительней, чем нечто противоположное, пьянство, например, мне куда легче представить раскаявшимися разбойника и даже пьяницу справа от распятого Христа, нежели розовощёкого культуриста «всегда довольного собой, своим обедом и женой».
Не случайно знаменитое «Mens sana in corpore sano» выраванно из контекста «Сатир» Ювенала призывавшего к гармонии духа и тела и что современный поэт, изложил еще более критично и иронично: «В здоровом теле – здоровый дух. На самом деле – одно из двух».
Любое внешнее деланье: развитие тела, интеллекта, творческих способностей, карьера, бизнес и прочая «суета сует» – не должно опережать духовное совершенствование человека. И если это случается, таковой рискует повредится духовно, что много хуже телесного недуга, краха карьеры или потерянных денег... Ибо состояние духа душа заберёт в вечность, а всё прочее будет оставлено здесь.
Преобладание духовного над телесным ни сколько не вредит последнему. Напротив, способствует оздоровлению тела и даже в глубокой старости сила духа продолжает поддерживать немощное тело. В свою очередь, потерявший душевный покой как правило повреждается и телесно.
Важное значение имеет внутреннее отношение человека к тому, чем он занят, особенно если этому занятию он посвящает значительную часть своей жизни. Спорт ради спорта? – еще не беда. Хуже желание быть «citius, altius, fortius» ради того, чтобы ощущать себя быстрее, выше, сильнее… других и получать от этого удовольствие, перерастающее в зависимость, страсть, а затем и страх уступить в чем либо, потерять хоть на грамм накаченную массу тела или пробежать дистанцию за большее количество времени.
С духовной точки зрения, нет особой разницы между ублажением тела и собственного эго физическими нагрузками с одной стороны или же обжорством с другой, хотя первому рукоплещут и оно выглядит внешне привлекательно, а второе осуждается и безобразно, но и то и другое – суть плоть и служение плоти.
Особую волну интереса вызывает в настоящее время образ жизни и в частности отношение к физической культуре ряда азиатских стран, таких как Китай, Япония и особенно Таиланд, в котором повсеместное занятие национальными единоборствами имеет силу религиозного культа. Но это народ о котором Бог имеет особое попечение, ибо он не принял и возможно ни когда не примет православие. Это народ особого, исторически сформировавшегося мировоззрения. И если Христос не занял место в их душе, пусть хоть боксерская груша и медитации заменят им пагубное и ещё более пагубное, ибо свято место пусто не бывает. Зачем же русскому человеку, крещенному в купели святого Владимира перенимать чуждое нам мировоззрение?
Ни что само по себе не приносит ни вреда, ни пользы: ни здоровье, ни болезнь, ни богатство, ни нищета. Всё зависит от внутреннего отноше6ния человека. Смирение же всё обращает на благо. «Умею жить и в скудости, умею жить в изобилии... Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:12-13); «всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1Кор. 6:12).
А. Миронов. 2014 г.
|
|