Блог

Главная » 2018 » Март » 10 » Несколько слов о Боге и молитве
17:38
Несколько слов о Боге и молитве
 
Несколько слов о Боге и молитве
 
 
Свт. Григорий Палама: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».
Бог есть Дух, но никак ангел или душа, никак газ или свет, рассеянный всюду, и никак объект вовсе, а духовный Закон, изначальный, причинный всему существующему, и единственно независимо сущий. В том смысле, в котором Бог есть – нас нет. В том смысле, в котором мы есть – нет Бога. Поэтому, живя по-Божьи,  не мы живём, но Бог живёт в нас, и сообразно Закону, который Любовь есть, устрояет жизнь каждого любящего Бога. Отступая от Господа, мы как бы и не живём вовсе, а только существуем, подобно кораблю без капитана: волны кидают его по бушующему морю, еще немного и судно разобьётся о скалы.
Бога нельзя уговорить или принудить, но можно себя изменить и сделаться способным получить милость Божью. Некорректно сказать, что Он слышит нас или не слышит, любит или не любит, наказывает и прощает... – сии определения лишь для простоты понимания приписаны Богу. Наказания же Божьи, равно и милость – суть проявление одного и того же Закона, которым не управляет Бог по произвольному усмотрению, а который и есть Бог неизменный и потому, не знающий исключений ни для кого и не для чего.
Прп. Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих». Он же: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Уже из этого видно, как действует молитва, вернее сказать духовный закон в отношении молящегося и почему Бог одних «слышит», а других «не слышит» и не даёт просимое. Если человек пытается выкопать колодец там, где нет источника воды или он использует негодные средства, ему не удастся добиться желаемого, несмотря ни на какие усилия. Так и в законе духовном.  Тоже произойдёт, если вода будет неполезна человеку, ибо Бог хоть и Закон, но не то же, что законы физические или биологические. Он Любовь есть, притом, разумная, а Любовь исходит из пользы всему живому и воздаёт по вере, прилагаемым трудам и духовному состоянию человека. Ничего не получит нищий, если он зашил свои карманы намертво, и вместо протянутой руки с открытой для подаяния ладонью, держит кулак или фигу. Так случается, когда человек просит чего-либо на словах, а на деле не желает просимого и не приуготовил себя для принятия милостей Божьих.
Всё, что возможно дать людям – дал Господь, ни чего не забыл и ни от чего не уклонился. Господь совершенен есть. И если бы проявил себя как то иначе нежели проявил, то не совершенно, следовательно, не возможно для Себя. А что помимо того – надобно усилие людей: пост, молитва, дела милости... Воздаяние же без труда развращает и понуждает думать, что всё устрояется само собой, без Бога, лишает человека чувства благодарности и приводит к неверию. Так, нужда в поминовении усопшего не то значит, что Бог забыл усопшего, но надобно, чтобы человек проявил заботу и потрудился Господу. Молящийся выступает как бы проводником между Богом и душой умершего. И если в электрическом цепи фаза не соединится с нулём, от куда взяться свету? На свободу же и волю Господь посягнуть не может, но «Се, стою у двери и стучу. Если кто слышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:17-20).
Воля Божья не тоже самое, что воля человеческая. Она не в том, чтобы Бог принудил Себя к чему-либо, принял решение и вообще поступил как-то.  Воля Божья свободна от чего бы то ни было, не связана ни каким законом и свобода есть в собственном и абсолютном смысле, ибо Господь Сам Закон есть. Она действует сообразно природе Божьей непринужденно и естественно по любви ко всей твари, а не так чтобы Бог выслушал нас и принял решение. Прп. Марк Подвижник: «И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона».
 
 
А.Н. Миронов. 2018 г.
 
 
 
 

 

                                

 

 

 

 

 

                                          
 

 

 

 

 
Категория: Сомнительные вопросы | Просмотров: 1257 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 5.0/1