Блог
Главная » 2022 Сентябрь 13 » О язычестве и неоязычестве17:19 О язычестве и неоязычестве |
Донашивая сандалии апостолов Петра и Павла, человечество переступает порог христианского мира. Где-то их давно уже сдали в утиль, другие хранят в музеях как диковинную реликвию из прошлого, совсем немногие примеряют к своим стопам. Люди ещё пользуются достижениями христианской цивилизации от научно-технического прогресса до соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, элементарных норм морали, традиционных ценностей…
Они думают, что осуждение рабства, захватнических войн, да что там… каннибализма, противоестественных сношений, отношение к женщинам как к людям второго сорта или вообще не людям и осуждение многих других пороков и порочных традицией были обретены человечеством сами собой... Духовные и метафизические аспекты в нашем повествовании опустим.
Ничего этого языческий мир не знал. Во всяком случае, религиозное мировоззрение людей не входило в противоречие с тем, чтобы разорить соседнее государство, а всё его население вырезать или угнать в полон, чтобы распорядиться своим новорождённым дитя как вещью, убить его, продать или завести десятки и сотни жен и наложниц… Широко распространенными и нормальными были гомосексуальные отношения, к чему, впрочем, уже вернулся западный мир. Языческие боги не осуждали ложь, гнев, стяжательство, тщеславие… сами будучи яркими примерами всего перечисленного.
Более того, некоторые чудовищные с современной точки зрения обычаи прямо предписывались языческой верой, один из которых был характерен практически для всех языческих народов. Это человеческие жертвоприношения. Древние семиты заживо сжигали своих детей, принося их в жертву Молоху. В зависимости от того какому богу предназначалась жертва, кельты сжигали её, топили или вешали. Ацтеки сочетали ритуальные убийства, в том числе женщин и детей, с поеданием их органов. Славяне: «Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам"» (Повесть временных лет).
А что христиане? Не они ли утопили в крови и семитов и ацтеков и славян?
Нет, не они. О религии судят по тем, кто живёт в соответствии с её предписаниями, а не по тем, кто их нарушает. Христианин тот, кто поступает по-христиански. Всякое зло совершённое с крестом или без креста входит в прямое противоречие с учением Христа.
Сравните нравственный облик князя Владимира Киевского до обращения в христианство и после. И если бы случись читателю оказаться в полоне, в плену у кого он предпочёл бы оказаться: у Владимира-христианина или Владимира-язычника? Не так ли следует думать о выборе между Христом и Перуном?
Оцените высоту духа, нравственной чистоты, мужества, жертвенности христианских святых. Где в языческом мире мы найдём равных Антонию Великому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому… Античные философы с их исканием Истины лишь бледная тень малейших в сонме святителей, мучеников, преподобных...
Сравните Бога и богов. Найдите хоть единственный изъян в духовно-нравственном облике Христа. И что, по сути, олицетворяют собой языческие боги? Силы природы и человеческие пороки. Мстят, злобствуют, блудодейсвуют, упиваются в своих «житиях». И каждому пороку предстоит тот или иной божок и «язычники, принося жертвы, приносят бесам» (1 Кор. 10:20).
Что есть силы природы, что есть сама природа, которой поклоняются многие и доныне, как бы возрождая древние языческие культы? Они думают, что природа это пляски во круг костра с венчиками из берёзовых веток. Да, и в христианстве к природе относятся с уважением и восхищением как творению Божию. Но природа это не объект поклонения. Она враждёбный человеку мир. Даже на Земле – быть может единственной во Вселенной планете где жизнь в принципе возможна, человеку достаточно совсем немного времени чтобы изжариться под открытым Солнцем и замерзнуть в его отсутствие. Во всей же остальной Вселенной, перед которой размер Земли ничто, он будет немедленно уничтожен сверхвысокими или сверхнизкими температурами, раздавлен чудовищным давлением, разложен на молекулы всепроникающей радиацией. Ни Земля с её красотами, заливными лугами, зелёными дубравами и могучими реками, ни вся остальная Вселенная не знает ни милости, ни сострадания ни каких других добродетелей.
Культ природы это культ силы. Человек человеку – волк. Прав только тот, кто сильней, тот, кто не остановится ни перед чем, чтобы выжить. Вот по каким законам живёт природа. Вот языческий идол. И покуда язычники из «Азова» грабили, убивали и насиловали жители Мариуполя их всё устраивало, они чувствовали себя сильными, а значит правыми. Но как только сами стали жертвами, к чему возопили, на что понадеялись, сдаваясь в плен? Они возопили к христианским добродетелям: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), в надежде, что к ним отнесутся по-христиански, а не по-язычески, не так, как поступили бы они.
Что ещё характеризует язычество, какие аргументы используют отечественные неоязычники, в частности родноверы в противовес христианству?
Тезис: христиане исповедуют пришлую веру древних евреев, а они-де вернулись к вере предков.
На самом деле хранители «исконной» веры отреклись от веры своих отцов и не приняли веру праотцев. Они придумали её, заимствовав некоторые элементы верований и обрядов древних славян. Наверное, дружинники Вещего Олега с изумлением взглянули бы на потуги своих потомков казаться похожими на них и с удовольствием принесли бы их в жертву прямо на кострах, через которые те скачут.
Но и эти верования, в свою очередь, не были однородны, как не были однородны и нравы. К традициям какого, конкретно, племени неояычники предлагают нам вернуться?: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями... А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены... (Повесть временных лет).
Согласно упоминаниям славян в трудах историка Маврикия, 6 век; миссионера Бонифация, 8 век; путешественника Ибн Русте, 10 век в традициях древних славян было чтобы вдова заканчивала жизнь самоубийством, после чего труп сжигался. Многочисленные археологические раскопки славянских капищ, в свою очередь свидетельствуют о жертвоприношениях не только животных, но и людей, в том числе детей.
Почему ревнители древности не хотят возрождать эти традиции, не придуманные, а о которых имеются хоть какие-то источники? Почему не хотите, чтобы, ваша сестра или мать повесилась по кончине мужа, как требует традиция? Христианская мораль не позволяет? Христианская...
Наши представления о вере древних славян подобны фрагментам мозаики, большая часть которых утрачена, а из оставшихся уже не возможно составить целостную картину. А не имея целостной картины даже о фрагменте этой мозаики зачастую невозможно достоверно сказать частью какой детали он является. Поэтому современные языческие движения коих великое множество заполняют недостающие детали кто чем горазд, в том числе неведомыми нашим предкам идеями радикального национализма, сатанизма и прочим. И то обстоятельство, что они не имеют единого представления о том, во что верили древние славяне и как жили, изобличают их незнание данного вопроса. При этом используются абсолютно псевдонаучные, мифологические изыскания, литература, которую никто никогда не видел, вольная интерпретация слов и тому подобные приёмы. А куда заводят все эти фантазии и переписывание истории можно увидеть на современной Украине.
В качестве примера: «Через Природоведенье наши Великие северные предки определили свое и наше естественное происхождение от Сверхпредка-Бога богов Рода! Считаем себя потомками Рода, родичами, родней, родственниками, выводящими напрямую от Великого Праотца свою благородную Родословную! Отсюда проистекает общее название славянских семейных и племенных родов – Ha-род! Наименование земли, вскормившей нас, – Родина!» (Основы Вероисповедания Русских Славян Союза Славянских Общин). При том, что славянское божество Род известно нам лишь по ряду высказываний в христианской обличительной литературе и не содержит ничего из вышеперечисленного.
Что касается научного подхода, то отсутствие у древних славян собственной письменности, удалённость от тогдашних центров цивилизации даёт нам возможность судить о их религиозных воззрениях лишь по отрывочным сведениям оставленным, начиная с 6 века, иностранными историками, путешественниками, археологическим находкам, современным фольклорным и обрядовым отголоскам той эпохи, а так же ряду книжно-письменных источников, но более позднего периода, например, летописям, а так же высказываниям различных христианских писателей.
Общие представления о религиозном мировоззрении наших далёких предков можно сложить и по другим языческим народам, оставившим гораздо больше следов: вера в одушевлённость природы, магию, то есть возможность определёнными внешними ритуальными действиями склонить или заставить сверхъестественные силы сделать так как хочет язычник. Потому что природа человека одна и страсти одни, и жаждет человек не знающий истинного Бога, одного и того же во все времена и в любом народе: хлеба и зрелищ, ищет прежде что есть и пить, а о Царствии Небесном и не слышал, ибо некому было сказать.
Характерным для язычества является отсутствие духовно-нравственного учения. Нет, представления о морали существовали и не всегда носили негативный характер. Добро существовало всегда и среди языческих народов тоже. Мы же говорим к чему побуждала религия.
Ни греческий Зевс, ни египетский Ра, ни славянские Перун ни спустились на землю и не взошли на гору и не сказали народу: блаженны миротворцы; блаженны чистые сердцем; каким судом судите таким и будите судимы; вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… И даже не сказали не убивай, не кради, не прелюбодейсвуй.., напротив, языческие боги сами олицетворяли все виды разврата. И уж совсем безумием было бы верить, что кто из них способен распяться ради людей.
Неоязычники особое значение придают почитанию предков, противопоставляя его христианству, хотя им следовало бы перейти в христианство только по тому, что такого почитания умерших родственников не знает и не знала ни одна другая религия.
Церковь установила особые дни для общецерковного поминания всех усопших христиан. Ежедневно в каждом православном храме имена усопших поминаются на Проскомидии. Установлено таинство отпевания для новопреставленных, а родственники покойного возлагают на себя сорокадневный пост, усиленно молятся в эти дни, подают милостыню и упражняются в других добродетелях. Блаженная Ксения ради усопшего мужа до конца дней облеклась во вретище не имела где главы преклонить… Что подобного знал языческий мир? Легче всего совершить внешние ритуальные действия, трудней пострадать, себя изменить, стать лучше ради ближнего.
Что касается памяти нехристиан, то благочестивому христианину прилично в частной молитве ежедневно поминать всех своих сродников не зависимо от времени их жизни и вероисповедания. А особо преуспевшие монахи подвизаются в молитве и строгом посте о всём роде человеческом от начала бывша.
Да и то сказать верно, сложно питать родственные чувства к предкам, жившим тысячи лет назад и от которых не осталось ни имени, ни вида. Современные люди в лучшем случае знают род до пятого колена, могилы их ближайших сродников не редко стоят запущенными, но восклицают «славу Роду!» и называют себя внуками какого-нибудь Сварога... забыв дорогу к реальному деду живому или с православным крестом на могиле. Собственно вся забота о предках сводится к тому, чтобы принять неоязыческую веру, почитание 50-ти поколений предков христиан не в счёт.
Неоязычники питают трепетную любовь к дохристианской истории Руси, прославляют её современников при этом хотелось бы уточнить, а что конкретно является предметом их гордости? Если отбросить всякий сказочный мусор, обычно называют то обстоятельство, что «Вещий Олег прибыл свой щит на вратах Цареграда». При этом людей вовсе смущает, что князь не защитил свою землю, но воспользовавшись тогдашним положением Византийской империи, которая ничего плохого ему не сделала, «много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги» (Повесть временных лет).
Если наши далёкие предки создали великую цивилизацию, преуспели на ниве науки, искусств, литературы, градостроительства, политики и экономики, а злые «попы» все следы этой цивилизации уничтожили, то как случилось что её не заметили соседние народы? Всё что уничтожили христиане, это деревянных истуканов, ах да, ещё 9 миллионов отказавшихся креститься.
По этому поводу ряд исследователей справедливо задаются вопросом, каким образом княжеская дружина из нескольких сотен человек, вооружённых соответственно времени могла изничтожить 9 миллионов вооружённых примерно тем же самым, штурмовала крепостные стены и от города к городу одерживала победу? Несколькими годами ранее, желание увеличить дань древлянам стоило деду крестителя Руси великому князю Игорю жизни. Выходит сильные да гордые безропотно смотрели, как вырезают их семьи и их самих? Как возможно в принципе «огнём и мечом» убить столько людей и при этом не оставить никаких следов ни массовых захоронений, ни пожарищ? Отметим и то обстоятельство, что все убиенные (9 из якобы 12 миллионов всего населения) были налогоплательщиками, что стало бы с княжеской казной?
А если всё так и было, то христианизация принесла на Русь не слабость (ещё один упрёк в адрес христианской веры, что особенно странно учитывая героическую историю России), а силу, ту самую силу, которой поклоняются неоязычники: одних убила, а волю других сломила и обратили в свою веру. Таким образом, неоязычникам предлагается сделать не простой выбор: либо христианский Бог сильнее языческих, а язычники слабее христиан, либо языческим богам всё равно, что происходит на Земле, либо языческих богов не существует. И что характерно, язычество сдавала свои позиции во всех уголках планеты куда приходило единобожие, будь то ислам или христианство. И если уж язычники выступают с позиции силы, следует задуматься, кто сильней и кто в таком случае прав?
Данный принцип не применим к христианам, ибо Основатель нашей религии изначально сказал: «в мире скорбны будите» (Ин. 16:33) и «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).
Безусловно, и в нашей дохристианской эпохе были значимые события, были сильные, талантливые, мужественные люди, но не большей ли гордости должна вызывать последующие история нашего народа и отечества, люди оказавшие влияние на ход мировой истории?
Православие интегрировало Русь в остальной мир, помогло завязать ей политические, экономические и культурные связи с единоверцами. Принятие христианства на Руси повлияло на стремительное развитие живописи, зодчества, других искусств, проникновению античной культуры через православную Византию.
Как это не странно покажется многим, но именно христианство дало мощный импульс научно-техническому прогрессу. Для язычников природа – табу, её нельзя поместить в пробирку. Христианство десакрализировало природу и положило начало развитию фундаментальных научных знаний. Для язычника солнце – божество, молния – орудие громовержца. А для христианина молния – разряд электрической энергии, солнце с луной просто два фонаря, о которых ещё Моисею было сказано: «светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью» дабы не поклонялись им.
Не случайно сосредоточением научных знаний стали монастыри, а первыми учёными и просветителями – священники и монахи, в том числе первыми преподавателями Славяно-греко-латинской академии на Руси. Ни греческие, ни египетские и не собственные жрецы, а византийские братья Кирилл и Мефодий дали нашим предкам письменность.
Именно христианство окончательно объединило восточнославянские племена в одно государство и создало русский народ. В купель князя Владимира входили вятичи, кривичи, древляне.., а выходили русские. Хотя процесс этот занял достаточно длительное время. Соответственно, исконной и единственно традиционной верой русского народа является православие. Оно сформировало ментальный код русского человека и до ныне, включая атеистов и современных язычников, все мы русские и покуда русские в той или иной степени несём его в себе.
Русский язык, русскую литературу, русское искусство всё создано в основной массе русскими крещёнными людьми. Воспитанный в лоне православия русский человек смог объединить во круг себя другие народы, ибо во Христе нет «ни эллина ни иудея». Не приди христианство на Русь не было ни Российской Империи, ни Советского Союза ни современной России. Русский, а позже и советский человек, который тоже русский, не делил людей по роду и племени благодаря чему его Родина простёрлась от «тайги до британских морей», а Красная армия стала всех сильней.
Справедливости ради надлежит сказать, что зачатки этого менталитета были заложены задолго до принятия христианства, когда кровно-родственные принципы формирования общин были вытеснены соседско-территориальными, базировавшимися на единстве хозяйственной деятельности, общим владением землёй и для принятия в которые не имело значения какого человек рода-племени. Главное чтобы кандидат принимал все установленные в ней правила. Именно эта форма общины составляла уникальность общественного устройства на Руси в отличии от других окружавших её народов. Принципы территориальной общины много позже был использован Советской властью в коллективных хозяйствах.
Напротив, на неоязыческой ниве растут буйным цветом всевозможные псевдопатриотические и радикальные националистические движения, хотя, к слову сказать, и среди христиан идиотов хватает.
Родновер привязывает себя к земле предков, вернее сказать тех, кого считает своими предками ибо не может знать кем они были тысячу лет назад. Для него Кавказ, Урал, Чукотка – чужая земля, она «не даёт ему силы». Для многих родноверческих общин люди другой национальности, а тем более расы, даже его соотечественники – чужие. Но и между собой они не имеют единства, религиозные, а равно политические и другие воззрения каждой общины определяются мерой фантазии её лидеров и входят в противоречия друг с другом. С таким «патриотизмом» мы не только растеряли бы все свои земли, но и не смогли бы их приобрести.
Из стенограммы Адольфа Гитлера от 11 апреля 1942 года: «...необходимо запрещать устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».
Неоязычники ставя в вину христианам то, что они приняли чужую, еврейскую веру сами того не понимая обличают отношение к своей собственной вере: они не относятся к ней как к объективной реальности.
Многие научные открытия были сделаны иностранными учёными, но это не отменяет истинность этих открытий. От того, что тот или иной физический закон открыт на чужой земле не означает, что он не действует на нашей. Вероятно наши предки полагали, что Солнце вращается во круг Земли. Является ли это основанием считать данное космологическое представление верным? Нет. Точно так же и в вопросах религии.
«Так верили наши предки» — не аргумент истинности религии. У каждого народа были языческие предки и все они верили не в одно и тоже: либо Зевс управляет молниями, либо Перун, либо ещё один громовержец, либо никто из них, а не все сразу.
Каковы объективные свидетельства Вашей веры, неоязычники? Приведите хоть какие то свидетельства историчности Дажьбога или Стрибога, я уж не говорю о придуманных именах. Их нет. Задайтесь хоть раз вопросом от куда вы взяли все эти коловраты и прочие символы? Вся ваша вера основана на желании верить в то, что вам удобно и хочется верить, в то, с чем вам легче жить. Но моё желание выйдя из окна и полететь не отменяет законы физики и вместо того, чтобы полететь, даже если в это верили все народы, а не только мои предки, я полечу вниз. Вот объективная реальность.
Православие является единственной религией имеющей объективные аргументы истинности: исторические, вероучительные, духовно-нравственные, пророческие, научно-философские и прочие.
Почему обращаются в язычество? Причин много. Кто то родился в православной среде, но не увидел достойного примера подражания и здесь прослеживается вина христиан его окружавших. Кто-то нашёл в неоязычестве близкие для него политические и националистические идеи, а всё прочее лишь красивый антураж. Ряды неоязычников как правило пополняют люди морально и интеллектуально не зрелые, страдающие ребячеством, отсутствием критического мышления. Никто из них не задаётся вопросом источника того во что они верят, потому, что если бы задавались, то не смогли бы на него ответить. Но есть и более глубокая причина. Язычество очень близко людям, которые не удовлетворяются только лишь плотским существованием, но и ни от чего плотского отказываться не хотят. Язычество с одной стороны интересно и увлекательно, с другой стороны не требует борьбы «со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Ты можешь дать волю своему гневу, тщеславию, похоти, сребролюбию, ублажать и взращивать гордыню. Напротив, православие кажется скучным и тяжёлым бременем, требующим от человека усмирения гордыни.
Это усмирение видится слабостью, тогда как борьба с собой требуют от человека силы и мужества: Царство Небесное силою берётся (Мф. 11:12). Но для этого надо осознать свою немощь: сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12:9). Вот через какой камень не могут перешагнуть гордецы, не зависимо от того, кем они себя называют: христианами, мусульманами, язычниками или атеистами.
А.Н. Миронов. 2022 г.
|
|