Нательный крест
Нательный крест – помощник. Его носят для того же, для чего кладут поклоны, понуждая душу полней ощутить грехи и выразить благодарность Богу за промысел и милость Его, используют в молитве иконы и зажигают свечи, помогая душе сохранить внимание и благовеенный настрой… Крест – образ совести, то чему должно быть начертано на сердце, но по немощи нашей носим на груди. Крест – напоминание о том, к чему мы призваны: «… возьми крест свой, и следую за Мною» (Мф. 16:24) и какой ценой избавлены Христом от смерти.
Крест – проповедь, и подобно тому, как знаки воинской амуниции служат в армии для различения родов войск, своих от чужих и неприятеля, нося крест мы исповедуем пред Богом и людьми свою веру, свою принадлежность к Христову воинству.
Все перечисленное и в меру ревности по Богу привлекает Его помощь. Так крест становится не только символом, но священным предметом, посредством которого человек обретает благодать Божью. Однако, не верным будет сказать, что снимая крест, мы перестаём быть христианами и лишаемся благодати.
Иногда родители благоразумно забирают крестик у малолетних детей, которые тянут его в рот, рискуя проглотить. Дети не осознают значение креста и не веруют в буквальном значении слова. Крест младенца это ваше родительское благословение, его вера это ваша вера, его молитвы это ваши молитвы, его духовное благополучие, это Ваша духовная жизнь.
Дозволительно ли снимать крест взрослому? Думаю, что лучше не снимать его ни когда. Как одежда защищает тело от зноя и холода, скрывает наготу, так крест покрывает благодатью, бережет душу и тело. Крест особенно необходим не крепким в вере. Но что делать, если врачу, для операции, необходимо чтобы на теле пациента не было ни чего, или же велик риск потерять дорогой предмет в волнах моря, цепочка на которой держится крест того и гляди разорвется и нет возможности заменить её..?
Не будет грехом снять с себя крест, если в том есть насущная житейская необходимость, если снятием креста не требуют удостоверить отречение от Христа.
Возразят: какие такие житейские обстоятельства могут быть сильнее промысла Божьего? Ответим: «Не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7), «На Бога надейся, да и сам не плошай» (народная мудрость). Возлагающий всё на Бога во внешнем, так ли устроил свою жизнь во внутреннем? Только тот во всём ведом Господом, кто во всём покорил себя Господу.
Не редко более всего печётся о кресте на шее человек, кто не шибко терзается о нарушении заповедей Божьих. В вещах внешних нам свойственно проявлять куда больше твердости, хотя внешние благочестие соблюдать нужно, а порабощенность греху не повод с грехом не бороться. Форма позволяет не растерять то доброе, что имеем и приобретать большее. Однако не следует и фарисействовать, традицию превращать в закон, придавать значению креста силу языческих оберегов, ибо помощь исходит не от креста, а посредством креста от Бога и по вере человека. Не навредят человеку ни ангелы ни страсти, если лишившись на время нательного креста, сохранит веру, а не имеющему веры ни какой крест не поможет.
Впрочем, следует сказать, что помощь эта, будь то воспрепятствование нечистому духу навредить человеку, или какая иная, и в тех случаях, когда человек спит, или находится под наркозом, занят отвлеченными делами и не имеет память Божью непрестанно, все же возможна. Она сохраняется тем же образом, что и благодать крещения, или святого Причастия покуда не растрачена, ибо не важно, что в данный момент сознание уснуло, но прежде бодрствовало, и, принимая святое таинство дышало верой и ревностью по Богу. Крест, будучи местом особого присутствия божественной благодати становится инструментом божественного промысла и тогда пули застревают в мягкой меди Святого Распятия и вязнут в ветхой тряпице Живых Помощей. Случается и так, что через крест являет Бог чудеса людям расслабленным в вере или не имеющим её вовсе, в укор таковым и обращение.
Все же решив ни в коем случае не расставаться с крестом перед тем как зайти в кабину рентгена, или же лечь под нож хирурга не в том следует видеть христианство, что бы крест во рту держать или прятать его в косах, но с крестом на шее или без креста уповать на Христа Спасителя.
А. Миронов. 2013 г.
|