Блог
Главная » 2024 Октябрь 5 » Мытарства и заповедь неосуждения08:48 Мытарства и заповедь неосуждения |
Рассмотрим, как толкуют святые отцы заповедь Христа «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).
Свт. Афанасий Великий: «Господь..., говорит это не в том смысле, в каком понимают еретики.., что не дóлжно судить и того, кто сделал смертный грех... Господь сказал: не судите, да не судими будете, не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя».
Свт. Иоанн Златоуст: «Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок... Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки... Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи».
Блж. Феофилакт Болгарский: «Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи».
Блж. Иероним Стридонский: «судить Он [Господь] не запретил, но научил».
Как научил? Думаю так: если человек не имеет цель нанести обиду и унизить согрешающего, возвысится перед ним, но желает искоренить зло, которое возненавидел, — он может, а в иных случаях даже должен обличить творящего зло. Но если сам имеет равный грех, ему следует прежде обличить себя.
Обличителю следует понимать, что он не тайновидец и остерегаться осудить невиновного. А ненависть ко злу не должна переходить на брата, творящего зло.Обличая, должно желать обличаемому покаяния и никогда — вечного наказания. Жаждущий вечных мук брату, а значит не желающий его исправления, Царства Небесного не наследует, даже согрешая незначительно.
Желать заслуженного наказания для совершившего страшные дела — не есть грех, это естественная реакция на преступления, но с целью справедливого воздаяния и следующего за тем исправления. Того же следует ждать и по отношению к себе. Если же сам стремится избежать наказания за равные грехи, то тщетно... «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
Из сего видно, что чем больше человек познаёт себя, тем меньше осуждает, ибо «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской» (прп. Пётр Дамаскин). Собственные немощи закрывают ему уста. А если обличает, что иногда необходимо, то научается питать ненависть ко греху, исключая человека, а себя считает недостойным судить и сам заслуживающим осуждения.
Не познавший себя в земной жизни, познает по смерти, во время мытарств, когда его собственная душа откроется такой, какая она есть. Душа увидит не только все совершённые ей грехи без ложных оправданий, но и те которые могла бы совершить. Душа узрит, как поступила бы на месте тех, кого неправедно осуждала. И теми обличениями осудится, даже если во всём прочем была без греха.
А познавшему себя и не осуждавшему, какие бы грехи не совершил, мытарства без надобности, потому и суд над ним не свершится.
А.Н. Миронов. 2024 г.
|
|