Блог
Главная » 2010 Июнь 5 » Молитвы к Богу о мирском20:11 Молитвы к Богу о мирском |
Молитвы к Богу о мирском
Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 5.: «Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славою, чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Если кто попросит у царя несколько гноя [навоза], то не только сам себя обесчестит маловажностию своей просьбы, как показавший тем великое невежество, но и царю своею просьбою нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».
Итак, просьбы Бога о даровании мирских благ суть моление о гное.
На мой взгляд, прежде чем ставить на этом точку, следует обратить внимание вот на что. Святоотеческое наследие содержит немалое количество мнений по тому или иному вопросу, и нередко кажется, что они противоречат друг другу. Безусловно, некоторые утверждения Святых Отцов Церкви могут быть ошибочны, ибо никто не застрахован от ошибок. Многие же, формально противореча друг другу, тем не менее не погрешают против истины. Нельзя сказать, что здесь или там прав один Отец и не прав другой или же истина лежит где-то посередине. Последнее суждение умалило бы практическое значение Предания и свело бы его к софистике. Нет, не посередине, но в совокупности и множестве мнений и в каждом мнении Отца в отдельности.
Не погрешил против истины Исаак Сирин, прав и Авва Дорофей, не называющий прошение о временном прошением о гное, и, видимо, находящий таковые просьбы вполне допустимыми, но при этом... лучше будет послушать его самого:
«Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню для того, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает корабль его. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего не искали себе у Него, и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к их душевной пользе. Ты сделал это для того, чтобы благословилось поле твоё, и Бог благословил твоё поле; ты сделал сие за детей своих, и Бог сохранил детей твоих. Ты сделал это, чтобы прославиться, и Бог прославил тебя. Итак, что же должен тебе Бог? Он отдал тебе плату, за которую ты делал» (Душеполезные поучения, гл. 14).
Теперь же вспомни слова самого Христа: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк. 12: 29-31).
В первой части заповеди Господь определил меру совершенного для тех, кто выбрал дорогу совершенную, а в заключение, говоря «все это приложится вам», ужели говорил о гное?
Пред Богом все недостойно. Нет человека, достойного сана священника, но священство заповедовано Господом. Нет человека, достойного причастия Святых Даров, но Господь Сам раздал Себя людям, всего раздал, даже Тело Свое…
Приложим во всем разумение.
Одно – просьба монаха, другое – отца семейства. Как велика разница между их духовными достоинствами и велика разница в служении одного и другого, так и велика разница в достоинстве просимых ими даров и существе прошения.
Что оскорбительно пред Богом из уст монаха, то может быть богоугодно из уст игумена, матери или отца семейства.
Сам Господь пировал на свадьбе и не осуждал радость земную. Другое дело, что земное так и останется на земле, Господу же угодно, чтобы мы приобрели у Него вечное.
Будем стремиться к совершенному, но исходить из того духовного состояния которое имеем. И тогда поймём. Что несовершенный, но упорствующий просить, что либо у Бога, а тем более в насущном, избавлении от тяжкой болезни, ни смиряется, а возрастает во мнении о себе.
Исаак Сирин – человек, находившийся на такой высоте аскетизма, что советы его, безусловно верные, рассчитаны на себе подобных. Начнем свое возрастание хотя бы с Закона: не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй… Потому и не отменил Господь заповеди, данные диким и древним, что многие для большего и по сей день не доросли. Однако согрешим, если успокоимся этим и не будем стремиться обрести состояние совершенное.
Нисходя к немощи нашей, Господь не отвергает просьбы о мирском, полагаю, не вменяет их и в оскорбление Себе. В утешение и помощь даст все, о чем ни попросим с верой, если просимое временное не заслонит от нас вечное. Однако: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Отрекись от всего земного и ничего не проси. Тем же, кто еще привязан к земле, надлежит просить так: «… но не как я хочу, а как Ты, Господи, желаешь и знаешь».
И все же, как совместить прошение о земном с всеведеньем Божьим? Зачем напоминать о том, что и так получим, если будет на то Божья воля?
Человек не соляной столб и то, что было не полезно до молитвы, совсем иное – после, ибо просящий с покаянием меняется. И нет ни чего предопределённого, даже глаголенного пророком о чём свидетельствовала библейская Ниневия.
Господь, желая дать нам что-либо из земных благ и видя, что они не причинят вреда, медлит, дабы милость Его не осталась незамеченной и мы не проявили бы неблагодарность к подателю блага, как если бы желаемое получили сами собой, случайно. И тогда подает не иначе как в ответ на просьбу, дабы не развратились. Молитва же то и есть, что благодарность Богу. Нет молитвы и там, где молчанье Божье не почитается за благо. Да и будем справедливы: ты возроптал, что Бог не подаёт в ответ на частые и усердные молитвы, но и наказует не всегда когда по всему следовало бы наказать в ответ на грехи куда более частые и усердно совершаемые.
Можно сказать и так: Господь не только Царь наш, но и Отец. Ему угодно любое памятование о Нем, если человек приступает к Нему со смирением. И, если человек к просьбам о земном присовокупит смирение, как показано выше, полагаю, Господь не только даст просимое, но и наградит небесным.
А. Миронов. 2010-2014 г.
|
|