Блог
Главная » 2023 Декабрь 30 » Любовь Божья и вечные страдания12:52 Любовь Божья и вечные страдания |
Важнейший и наиболее тяжёлый эсхатологический вопрос, это вопрос о вечности страданий тех, кто на Страшном суде не примет Христа. Как возможно это совместить с любовью Божьей?
Простейший ответ: таков свободный выбор человека и Бог не может нарушить его свободу — больше напоминает попытку уйти от ответа.
Во-первых, никто из людей не желает себе страданий, тем боле вечных. Это не выбор, это промах, результат неправильного выбора. Во-вторых: как Бог, который есть Любовь, мог дать бытие тем, о которых знал заранее, что они отвергнут Его, пусть даже в свободной воле, и тем обрекут себя на вечные муки?
Более того, тварь не самодостаточна. Отцы говорят, что даже Адам не был по природе бессмертным, но благодать Божья делала его таковым. Бог есть Бытие и только от Него имеет бытие всё, что создано Богом.Выходит, что Господь ещё и поддерживать будет мучения грешников не позволяя страдальцам исчезнуть, а их мучениям прекратиться. Причём, если здесь на земле и по смерти до Всеобщего Воскресения страдания людей имеют смысл, могут образумить человека и привести к Богу, то вечные страдания абсолютно бессмысленны.
Можно, конечно, и этому аргументу противопоставить нечто, дескать, справедливость Божья требует отмщения, надлежит нечестивцам понести наказание. Но не возможно человеку совершить такой грех соразмерным наказанием которому станут страдания, длящиеся не сто, ни тысячу лет, а вечно.
В копилку противоречий давим и ещё одно: страдания вошли в человеческий мир не сразу. Адам был создан бессмертным по благодати, не тленным и бесстрастным (то есть не подверженным страданиям), до того как согрешил, и плоть его не стала дебелой, не облеклась в «кожаные ризы».
Церковь учит, что по всеобщему воскресению люди воскреснут в состоянии первозданного Адами и воскресшего Христа. Ничто не сможет причинить им вред.
Отсюда напрашивается целый ряд вопросов: как может страдать, переносить мучения преображенное естество и как может сохранять божественную славу отвергнув Христа? Если же тела грешников вновь обретут падшую природу, то как могут существовать вечно для огня, если вновь станут тленными?
Один из богословских вариантов решения проблемы таков: грешники будут уничтожены, Бог лишит их бытия. Эта точка зрения существовала в ранней Церкви, но лично мне она кажется не верной.
Другое мнение заслуживает особого внимания и большего доверия, хотя тоже имеет слабую сторону: спасутся все.
Каковы аргументы противников данной точки зрения?
9-й анафематизм (из десяти) приписываемый Пятому Вселенскому Собору: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема».
Следует отметить, что постановлений Пятого Вселенского Собора не сохранилось. До наших дней дошли тексты послания против Оригена архиепископу Мине, предположительно составленного императором Юстинианом, в заключительной части которого изложены десять упомянутых анафематствований. Они то и были приняты Собором, только не Вселенским, а Поместным Константинопольским Собором 543 года.
Но дело даже не в этом. Версия о всеобщем спасении людей не противоречит указанному постановлению, так как речь идёт не о том, что люди осуждённые на Страшном суде пострадают какое то время, а затем эти страдания прекратятся. Суть в другом: воскресшие увидят Истину такой, какая Она есть, лицом к Лицу, без искажений и заблуждений. И тогда не найдётся человека, который бы не принял Её.
Вновь возразят, а как же слова Христа?: «тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), так же о «плаче и скрежете зубов» (Мф. 8:12).
Библейские пророчества могут свидетельствовать о том, что непременно будет, а может описывая некое правило: да, это случится если.., причём, строго по тексту без «если». Например, в Ветхозаветной истории Бог пророчествует: «... еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). Но Ниневия покаялась и была сохранена. Можем ли мы сказать, что данное обстоятельство противоречит пророчеству? Нет. Если бы не покаялась, то была бы разрушена.
Так может быть и здесь: если не покаются, то не наследуют Царства Небесного и будут брошены в огонь вечный где будет плачь и скрежет зубов. Если же все покаются, то все наследуют.
Однако, и эта версия не решает в полной мере проблему того как совместить любовь Божью с вечными страданиями. Поелику Бог любит всё своё творение, то и падших ангелов тоже. Идея о восстановлении бесов... — это уже слишком, да и покаяние антихриста тоже.
Что мне лично представляется в итоге?
Неоднократно смотрел интервью с приговорёнными к пожизненному лишению свободы. Они понимают, что радости в их жизни больше не будет, каждый день приносит одни страдания и конца им не будет до самой смерти и в жизнь после смерти верят не все. Но даже они утверждают, что такую жизнь предпочитают расстрелу, и обличают в лукавстве тех собратьев по несчастью, кто утверждают обратное.
Возможно, здесь и кроется разрешение вопроса.
Да, отвергнувшие Истину, обрекут себя на вечные мучения. И всё же такое существование они сами для себя обнаружат предпочтительным небытию. Из двух зол: быть или не быть — Господь определит для них меньшее и это большее, что сможет сделать для них божественная Любовь.
А.Н. Миронов. 2023 г.
|
|