Блог

Главная » 2010 » Декабрь » 25 » Кто такой профессиональный художник?
17:13
Кто такой профессиональный художник?

 
В мире искусства весьма часто используются такие термины как «профессионал», «профессиональный художник», а наделение художника статусом профессионала, или же отсутствие такового нередко играет значительную роль в творческой карьере человека и восприятии его обществом. Однако нет единого понимания того, кто такой профессиональный художник и чем он отличается от любителя.
В 2010 году инициативная группа из числа профессиональных законодателей, творческого сообщества и общественности разработала проект федерального закона «О государственной поддержке изобразительного искусства Российской Федерации», согласно которому «профессиональный художник – художник, обладающий профессиональным уровнем мастерства, творческая деятельность которого осуществляется регулярно, признана экспертным сообществом и является для него средством существования».
В продолжении темы предлагаю отстраниться от жёстких определений, вместо этого выделить, систематизировать и детально разобрать ряд признаков, характеризующих профессионала. Условно разделю их на основные: формальные и реальные, а так же дополнительные и факультативные.
Формальный признак – наличие соответствующего профессионального образования. Причем, сложилась, на мой взгляд, вполне справедливая практика под профессиональным художественным образованием понимать законченное высшее и, с некоторой натяжкой – среднее профессиональное образование, ориентированное на практическое владение выпускником мастерством живописи, художественной графики, скульптуры... Будет ошибкой назвать профессионалами лиц, ограничившихся обучением в школе искусств, лицее или профессионально-техническом училище по специальностям, сопряженным с творческой деятельностью, например «исполнитель художественно-оформительских работ». Данная формулировка значится в частности и в моём дипломе об окончании строительного ПТУ, и она не случайна, но вытекает из специфики производственного обучения, количества часов, посвящённых собственно живописи, которое несоизмеримо ниже даже с курсом живописи и рисунка в детской художественной школе.
Следует обратить внимание, что для каждого вида профессиональной деятельности есть некий минимальный порог. Так, например, для плотника, уровень профессионального мастерства по диплому начинается и заканчивается уровнем ПТУ. Среднее юридическое образование даёт возможность стать помощником адвоката, но не адвокатом. Выпускник медицинского колледжа вправе рассчитывать на должность медбрата, зубного техника, фельдшера. Да, он получил медицинское, и, что важно отметить, профессиональное образование, но он не является врачом, не только по должности, но и по существу не называется таковым. Извольте закончить медицинский ВУЗ.
«Планка» художника, как мне представляется, тоже достаточно высока. Профессиональный художник, это тот, кто закончил «репинку», институт им. Сурикова.., тот кто имеет в дипломе о высшем образовании слово «художник» и специальность по станковой или монументальной живописи, графике, скульптуре и т.п. Квалификации ССУЗов, как то «художник-педагог, -оформитель, -модельер…» претендуют на право объявлять своего обладателя профессиональным художником весьма спорно, хотя, на мой взгляд, не без оснований. Всё же задача этих специалистов уметь преподавать живопись, написать афишу, разработать дизайн костюма, соответственно, а что сверх того, уровнем квалификации не охватывается. И хотя в указанных специальностях присутствует слово «художник», но «милостивый государь» не тоже самое, что «государь».., их отличие от собственно живописцев, графиков или скульпторов столь же разительно, как между зубным врачом и врачом-стоматологом.
Вообще говоря, словосочетание художник-любитель, хотя и допустимо, но, на мой взгляд, не совсем корректно. Художник это не просто высокое мастерство, но помноженное на талант, дар Божий. Не возможно будучи парикмахером или врачом в одночасье стать авиаконструктором или научным сотрудником института ядерной физики… Просто решив, что завтра ты будешь заниматься этим. И приставка «любитель» не исправит положение.
Или как вам словосочетание хирург-любитель? Реклама: хирург-любитель проводит трепанацию черепа, протезирует голеностопный сустав, удаляет зуб…
Даже если этот «любитель» сможет удалить зуб и пациенту настолько повезёт, что вместе с зубом ему не выломят половину челюсти, данное обстоятельство не сделает «любителя» хирургом ни в каком качестве. Хирург может быть только профессионалом.
Формальный критерий и позволяет в самой общей форме определить профессионализм художника. Например, когда заказчик ищет исполнителя художественных работ, то, чтобы сузить поиск до круга наиболее искусных мастеров (ибо профессионал по диплому априори искуснее самоучки, пока не доказано обратное) он может воспользоваться именно этим критерием, а затем продолжить отбор уже более скрупулезно. Или: у приемной комиссии нет времени детально изучать реальный уровень профессионализма кандидатов на участие в конкурсе и тогда кидается «клич» среди профессионалов по диплому.
Как видим формальный признак имеет свою логику и практическую обоснованность, однако не безусловен. Наличие диплома не гарантирует высокое владение мастерством художника, а самообразование, подкрепленное природным таланом, иногда дает поразительные образцы высокого художественного мастерства.
В связи с этим, на передний план в определении профессионализма художника выходит реальный уровень его мастерства. Однако и здесь есть ряд сложностей.
В значительной степени оценка профессионализма художника по его работам субъективна, поэтому не следует придавать определяющее значение такими оценочными категориями как манера, раскрытие замысла и тому подобным аспектам, которые в большей степени связаны не столько с категорией профессионализма, сколько с творческой составляющей произведений искусства. И хотя творческому подходу в работе художника должно предшествовать овладение ремеслом, однако некоторые творческие элементы могут присутствовать и в произведениях непрофессионалов. В свою очередь, профессионально исполненная живопись может иметь весьма скромную творческую составляющую или не иметь её вовсе.
Отмечу, между прочим, своего рода лукавство, нередко встречающееся среди представителей всевозможных «измов», живописцев получивших классическое художественное образование в престижных ВУЗах и ушедших в авангардные течения якобы добровольно. Может и так, впрочем, едва ли кто по зову души разменяет золото на серебро, тем паче на медь, едва ли художник, способный создать образцы высокого классического искусства, выберет примитивизм, кубизм, или техники граффити и инсталляции.   Понятно, что выпускников института им. И.Е. Репина научили рисовать горшки и лепить живую натуру карандашом и краской по всем правилам классического искусства. Но вот только покинув стены alma mater, пойти дальше академических постановок, создавать самостоятельные, творческие произведения искусства в классических технике и манере, они не редко оказываются не способными.
В любом случае объективным критерием реального профессионализма того или иного художника должна выступать преимущественно техника исполнения. Творческие аспекты могут учитываться, но в качестве факультативных и весьма субъективных признаков.
Что следует понимать под профессиональной техникой? Это уровень, удовлетворяющий программу как минимум среднего профессионального художественного образования.
Технические навыки сложно, или почти невозможно определить в авангардных течениях. В подобных случаях, на мой взгляд,  следует руководствоваться либо формальным фактором (наличием соответствующего диплома), либо реальным владением художником техникой живописи и графики по тем работам, которые выполнены им в реалистической манере. Если же художник ни когда не упражнялся в овладении натурой, то его уже, априори, нельзя оценивать с точки зрения профессионализма, в противном случае определение профессионала и профессиональной живописи растворится в абстракциях, окончательно лишится объективности и вообще потеряет смысл.
Помимо приведенных выше признаков профессионального художника можно выделить дополнительный: профессиональная художественная деятельность, когда занятие живописью является его профессией, основным родом занятий, художник может получать доход от нее, ведет активную выставочную деятельность. Данный признак справедливо назвать обязательным, но не имеющим самостоятельного значения без основного – «профессионального уровня мастерства».
Здесь уместно будет провести параллель с таким понятием как «историк». Если человек закончил исторический факультет, но не занят соответствующей преподавательской или научной деятельностью, а именно: работой с первоисточниками, архивами, поиском и опросов очевидцев тех иди иных событий и т.д., то он ещё не является историком. О таких говорят «историк по образованию», «человек с дипломом историка» и т.п. Даже если он что-то пишет на историческую тему, но черпает материал, скажем, из интернета, то он скорей исторический писатель или публицист.
Несмотря на зависимость данного критерия от основного признака иногда он рассматривается как самостоятельный, например, по уровню мастерства художника можно отнести скорей к любителям, но он регулярно выставляется и успешно продаёт свои произведения. В этом есть определённая логика, если принять тезис, что профессиональная деятельность может быть не профессиональной, то есть не качественной. В связи с этим, необходимо отелить друг от друга два понятия: профессиональный художник и профессиональная живопись которые далеко не всегда могут сочетаться в одном человеке. «Профессионал» в этом случае,  условно говоря, –  «количество», а профессиональная живопись это «качество». Тогда человек может быть и профессионалом и любителем одновременно, он сделал производство картин своей профессией, но их качество будет низким, то есть любительским.
К факультативному признаку профессионала следует отнести членство в профессиональном союзе художников, в первую очередь – Союзе художников России, как наиболее авторитетном объединении художников. Такое членство служит пусть не безусловным, но все же подтверждением профессионализма художника и даже претендует на полноценный формальный признак как дополнение к диплому так и вместо него. Разумеется, данный критерий тем более справедлив, если речь идёт о наличии соответствующего почётного звания (заслуженный, народный художник) и членства в Российской академии художеств. Сделаем и здесь поправку на то, что все эти факультативные признаки могут сочетаться с отсутствием и мастерства и таланта, но с наличием хороших связей с нужными людьми.
Кстати, в советское время членство в Союзе художников СССР был, пожалуй, главным признаком художника-профессионала. Связанно это с тем, что существовала уголовная ответственность за тунеядство, а художник, вступая в ряды СХ, получал право не заниматься ничем кроме творчества. Государство обеспечивало его заказами и таковая деятельность признавалась профессией.
Итак, в идеале, профессиональный художник это человек, владеющий мастерством изобразительного искусства на уровне высшего образования, подтвержденном соответствующим дипломом, членством в профессиональном союзе художников, и ведущий активную работу по созданию и демонстрации произведений изобразительного искусства.
Общую же формулу определения профессионализма художника вижу таковой: при конкуренции признаков профессионализма де-юре и де-факто приоритетным должен быть реальный уровень мастерства художника. В связи с этим, целесообразно оперировать такими понятиями как профессиональная и непрофессиональная (любительская) живопись.
 
А. Миронов. 2010 г.
 
 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 5770 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 4.0/1