Блог
Главная » 2014 Октябрь 27 » Кто достоин Бога?21:08 Кто достоин Бога? |
Кто достоин Бога?
Господь Иисус Христос – единственный из рода человеческого, кто после падения Адама и с самого рождения своего возымел природу чистую от укоризненных страстей, не имел Он терзаний в том, поступить ли по совести или вопреки её, и не возможно Ему было преступить волю Бога, ибо Слово став плотию, не перестало быть Богом.
Что, до человека, ради спасения которого от пагубных страстей и первородной напасти вочеловечился Господь, то нет такового, чтобы не имел страсти и кого не было бы нужды спасать. Младенец не совершил греха по причине неразумности своей, но не избавлен от страсти, и по мере оживления ума проявляет духовные болезни, унаследованные от родителей своих. Впрочем, некоторые, ведя праведную жизнь, достигают почти полного бесстрастия. Так Богородица, не будучи от рождения совершенно избавлена от страстей достигла состояния превыше ангельского, потому тем чествуем Её: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
Но и о Ней в святом Евангелии читаем, как видя Сына Своего в окружении учеников и народа борима была неразумием и страстью (Мф. 12:46-49). О чём свт. Иоанн Златоуст так пишет: «Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко… Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом... Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большой властью повелевают Им... Отсюда ясно, что они делали это по одному тщеславию…».
Итак, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23) и «что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15:16).
Но, впрочем, как может быть так, что бы и само Небо не чисто было перед Богом?
Ну, что же, так ведь и лягушка без греха, и муравьишка малейшей страсти не имеет и оба они совершенны сообразно нише которую занимают в животном мире, ибо Господь не творил не совершенное. Но есть совершенство плота, есть малого какого корабля, а есть совершенство трехмачтового судна. Все трое безупречны, но не равны друг другу. Так и самый совершенный портрет не равен портретируемому, а образ – Первообразу.
Не чисто, не значит порочно, не значит и не совершенно, но не достойно, то есть не равно. Мир ангелов Божьих не имеет не только греха, но и какой либо страсти. Однако только рожденное может быть равно родителю. А всякая тварь даже самая совершенная не может быть равна творцу.
Посему спасаемся не по достоинству своему, ибо «человекам это невозможно…» (Мф. 19:26), но милостью Божьей в ответ на деятельное стремление жить по заповедям Божьим, то есть быть подобным Творцу: «Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. И если смирения не возникает в человеке, то напрасны все труды и все добродетели» (прп. Исаак Сирин). Смиренный же не видит себя смиренным, но чем более достоин милостей Божьих, тем более недостойным себя считает и наоборот.
А. Миронов. 2014 г.
|
|