Блог
Главная » 2024 Июнь 14 » О запрете Церкви на вкушение крови08:04 О запрете Церкви на вкушение крови |
На заре христианской эры некоторые из обращённых евреев стали учить, чтобы язычники, входя в Церковь, обрезались и соблюдали закон Моисеев. Тогда апостолы и пресвитеры собрались и постановили так говорить язычникам: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28-29).
Запрет на вкушение крови содержится в ряде книгах Ветхого Завета:
«все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4);
«только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:16).
Причина наиболее подробно изложена в гл. 17 Левит. Суть её можно описать следующим образом: Господь нисходит к немощи человека и позволяет ему есть животных, но дабы сие не вменялось ему в убийство и чтобы не приносил он жертвы другим богам, животному надлежит быть закланным и быть положенным перед скинеей (походным храмом), то есть принесенным в жертву Богу.
При этом священник кропит кровью на жертвенник, для чего она и предназначена: «если кто из дома Израилева и из пришельцев.., будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того.., и истреблю ее.., потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит. 17:10-11).
Обращает на себя внимание мысль: душа находится в крови.
Конечно, думать так наивно. Но люди хорошо знали, что по мере истечения кровью, тело животного покидала жизнь. Собственно, это произойдёт с извлечением любого жизненно важного органа.
Русский библеист 19 века А.П. Лопухин комментирует подобные представления: «кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания... Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это - первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию».
В свою очередь, предложу ещё одну причину исследуемого запрета.
Кто ест мясо с кровью? Кто есть удавленину? Кто начинает пожирать плоть не редко ещё живую? Звери. Посыл Господа людям не в том, что кровь не чиста или имеет мистическую власть над людьми, а в том, чтобы они не уподоблялись свирепым животным. Он как бы говорит: вы не звери, вы чада Божьи, между вами и рычащими великая пропасть, не нарушайте её, иначе падёте ниже прочей твари.
В подтверждение тому можно привести 67 правило Трулльского Собора: «Божественное Писание заповедало нам воздерживаться от крови, удавленины и блуда… Поэтому тех, кто ради сластолюбивого чрева с помощью некоего искусства готовит в пищу кровь какого бы то ни было животного и затем ест ее, мы наказываем подобающим образом. Итак, если кто-либо отныне начнет каким бы то ни было образом есть кровь животного, если он клирик, да будет извержен, а если мирянин – отлучен».
Не сама по себе кровь оскверняет человека, но сластолюбивое отношение к тому, что в пищу не предназначено. Не хорошо человеку пить кровь, наслаждаться её видом, не благочестиво готовить кусок мяса таким образом, чтобы ощущался вкус крови, и кровь текла по устам во время приёма пищи. Даже изображение крови, например на картинах, может вызывать противоположные эмоции в зависимости от подачи художника: от благочестивых, до звериных.
Справедливости ради, надлежит сказать, пресловутый «стейк с кровью» на самом деле крови не содержит. Красный сок, истекающий из мяса представляет собой воду и миоглобин — белок, доставляющий кислород в мышцы. При контакте с воздухом миоглобин краснеет и напоминает кровь.
Однако само желание есть мясо с кровью представляется порочным. Поэтому, на мой взгляд, «стейк с кровью» в котором крови нет — не хорошо. В свою очередь подстреленная на охоте, но не обезглавленная тут же утка или убитая током курица или натуральный гематоген (уж сколько копий сломано вокруг него) — допустимы для употребления если только сама кровь не вызывает в человеке нездорового вожделения и ничего звериного. Особенно конфета, предназначенная для стимуляции кровеобразования.
Не могу представить гнев Господень на человека, который живёт по совести, готов душу положить за друзей своих, но.., нечестивец, этакий, ест гематоген. Конечно же его нужно извергнуть из Церкви, в соответствии с 67 правилом...
Ещё раз: кровь, как уже было сказано выше, нечистого или мистического не имеет, и никто из христиан жертвенник ею не поливает. Прошли времена, когда Господь с полудиким народом говорил на понятном ему языке и давал соответствующие заповеди. Выросло человечество из ветхозаветных пелёнок. Не очищает кровь душу, не нужны Богу закланные тельцы и их кровь на жертвеннике. Жертва Богу — дух смиренный (Пс. 15:19) и чистое сердце.
Сама идея предложенная апостолом Петром сохранить для христиан запрет на вкушении крови носила, по всей видимости и чисто практический, не актуальный ныне смысл. Вот как сам он её объясняет: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу (Деян. 15:21).
А.П. Лопухин комментирует: «По-видимому, здесь приводится основание для воздержания от указанных нарушений закона Моисеева, ежесубботнее чтение которого могло постоянно питать нерасположение к христианам из язычников, как к нечистым». Другими словами вкушение мяса с кровью могло бы породить острый конфликт между обращёнными язычниками и иудеями, что не на пользу единству Церкви которая и без того уже была гонима. Кроме того, полный отказ от закона Моисея мог быть существенным препятствием для обращения евреев.
Справедливо сказать и то, что надлежало язычникам, прежде чем быть готовым сочетаться со Христом, хотя бы отчасти пройти то, через что провёл еврейский народ Господь, давая им во много формальные заповеди, но побуждающие человека к послушанию и воздержанию. Сложно исполнять заповеди Христовы не избавившись прежде от звериных нравов и обычаев.
На христианском Западе, с первых веков, когда Церковь была едина, исследуемый запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. В частности, блж. Августин апеллировал к словам Христа: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).
А.Н. Миронов. 2024 г.
|
|