Блог

Главная » 2020 » Март » 6 » Об истории крестного знамения
20:01
Об истории крестного знамения

Крестное знамение ставшее неотъемлемым атрибутом христианской веры имеет давнюю историю, начать которую надлежит ещё с ветхозаветных времён.
У древних евреев первая и последняя буквы алфавита «алеф» и «тав» означали некую полноту присущую Богу, Закону и божьему благословению: «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я Тот же, Я первый и Я последний» (Ис. 48:12). Также и в Новом Завете: «Я есьм Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13)). Существовал обычай во время молитвы водить пальцем по лбу изображая первую и последнюю букву еврейского алфавита.
Из статьи кандидата богословия, инспектора Минской духовной академии игумена Павла (Тимофеенкова): «Со временем, ради упрощения этого символического действия, они [евреи] стали изображать одну лишь букву “тав”».
Данная традиция, в свою очередь, восходила к Библейскому преданию о разрушении войсками Навуходоносора Иерусалима и Храма построенного Соломоном. О тех тяжких для еврейского народа временах ставших следствием его богоотступничества пророчествовал Иезекииль: «И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца... И призвал Он человека, одетого в льняную одежду... И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:1-4).
А.П. Лопухин в «Толковой Библии» замечает, что «подлежащие избавлению... были отмечены ничем иным, как крестами на челах... Раввины полагали, что тав ставилось на челе, как начальная буква “тора” - “закон” или “тихее” - “пусть останется жив”». Здесь же ясно угадывается пророчество о куда более отдалённых временах — пришествии Мессии, запечатлевшего избранников своих знамением креста на котором Сам пострадал безвинно. Так же о конце времён: в откровении Иоанна Богослова читаем «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1).
Если в русском переводе форма знака в пророчестве Иезекииля не указанна, то в Вульгате (латинском переводе священного Писания сделанного блж. Иеронимом Стридонским (5 век)) указанно более точно: signa thau, то есть «знак тау» или «тав». Греческая «тау» — эквивалент той самой «тав» последней буквы еврейского алфавита, множества других алфавитов, в том числе финикийского, родоначальника большинства современных. Во всех алфавитах «тав» изображалась в виде креста. Форму креста имела она и в староеврейской письменности.
То есть евреи ставили себе на лоб крест.
На кресте Моисей воздвиг медного змея (прообраз Христа). Считается, что крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь перед десятой казнью египетской. Крестообразной «тав» древние израильтяне сопровождали подписи в документах. Кстати, и ныне православные епископы начинают свою подпись с начертания креста.
Во времена первых христиан, когда иудеи и христиане ещё окончательно не размежевались, традиция начертания знака Божия на челе сохранилась и у тех и других. Конечно, для последователей Христа значение буквы со временем утратило своё значение. Начертание на лбу стало означать собственно крест и соответственно крестную жертву Спасителя. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».
Иудеи, в свою очередь, утратили данную традицию дабы не иметь чего общего с христианами.
Упоминание о крестном знамении встречаем и у церковного учителя 2-3 века Тертуллиана. В трактате «О Венце воина» он писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста».
Осеняли чело крестным знаменем одним перстом, предположительно большим либо указательным. Свт. Иоанн Златоуст (4 век) в Беседах на Евангелие от Матфея: «Помышляй, говорит, о дорогой цене, какая заплачена за тебя, и не будешь рабом ни одного человека; а под дорогой ценой он разумеет крест. Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера».
Вероятно имело место и многоперстие. Так, свт. Кирилл Иерусалимский (современник Златоуста) в Огласительном поучении пишет более пространно: «Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем».
Сохранились изображения того времени как бы двоеперстия, в росписях римских храмов и монастырей, но учёные отождествляют их не с перстосложением для совершения крестного знамени, а ораторским жестом позаимствованным из эллинской культуры первыми христианами. Так, традиционно и до ныне, Христос на иконах изображается с характерным жестом, при котором большой и указательный смыкаются, как бы закрывая уста, соответственно указательный и безымянный остаются поднятыми вверх. Так античные ораторы  начинали свою речь. Жест означал «сомкните уста, я говорю».
Приблизительно к 4 веку появляется традиция осенять крестом все свое тело, но всё ещё одним перстом.
Важно отметить, что правило крестного знамени ни когда не догматизировалась, хотя и обрело в дальнейшем догматический смысл.
К IX веку единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что как предполагают, было обусловлено широким распространением ереси монофизитства (учения отвергающее человеческую природу Иисуса Христа) и осуждённой ещё в 5 веке Четвёртым Вселенским Собором.
Монофизиты использовали единоперстие для пропаганды своего учения об одной, божественной природе Спасителя. Тогда православные стали употреблять двоеперстие как символ того, что во Христе сочетались две природы: божественная и человеческая (неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно). Три пальца оставшиеся вместе символизируют три Лица в Едином Боге, то есть догмат о Пресвятой Троице.
Двоеперстие упоминается ещё в конце 9 века, в сообщении несторианского митрополита Илии (Дамасского): «Несториане  и Мельхиты (православные) когда двумя перстами изображают крест с правой стороны к левой, то этим показывают, что на кресте человечество и божество были вместе соединены».
Несторианство — ещё одна ересь раннего христианства которая признавала две природы Спасителя, но при этом утверждала, что Богородица родила не Богочеловека, а только человека, в котором жил Бог. Две воли во Христе отвергаются, вместо этого признаётся одна: богочеловеческая.
Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях двоеперстие вытесняется троеперстием. Причина доподлинно не известна. Но поелику, к тому времени борьба с монофизитством уже закончилась, двоеперстие утратило свой демонстративный характер. В свою очередь оно продолжало хотя и внешним образом объединять правильно верящих во Христа с представителями различных еретических течений, в том числе несторианами. Возможно это и стало причиной изменения традиции перстосложения крестного знамени. Но догматические символы в троеперстии остались прежними, с той лишь разницей, что теперь два поджатых пальца стали означать две природы Христа, а три сомкнутые и поднятые вверх — догмат о Пресвятой троице.
Первоначально, на Руси применялась двуперстная практика крестного знамени. Однако традиция троеперстного крестного знамени появилась на Руси задолго до реформ патриарха Никона. В качестве письменного источника можно привести «Паисиевский сборник» датируемый 14-15 веком.
Две параллельные друг другу традиции не вызывали особого нестроения в Церкви пока в царствование Алексея Михайловича вопрос не был поставлен ребром и обрядовые формы хотя и немаловажные, не заняли не подобающее им место. В дальнейшем, в числе прочих причин это привело к глубочайшей ране на теле Русской Православной Церкви — церковному расколу, сохраняющемуся и поныне.
Многовековым опытом Церкви выработаны некоторые правила крестного знамени. Осенять себя им надо не торопясь и только опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон. Касаясь тремя пальцами лба мы освящаем ум, касаясь живота – наши чувства, касаясь правого, затем левого плеча – освящаем наши телесные силы.
 
А.Н. Миронов. 2020 г.

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 1121 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0