Блог

Главная » 2023 » Октябрь » 11 » От этюда к картине. Принципы прогресса
18:21
От этюда к картине. Принципы прогресса
Этюд – в живописи подготовительная работа для написания картины либо учебное упражнение написанные чаще всего с натуры, реже по памяти. Этюды на открытом воздухе называют пленэрами. В учебных целях этюд может писаться по фотографии, либо фотография заменяет этюд при написании картины.
Учится можно не прибегая к этюдам, например, создавая копии: форма, фактура, колорит, светотеневые нюансы… Всё это доступно для усвоения. Спецификой этюда является то, что художник наиболее эффективно учится преобразованию натуры в живописный образ.
Копируя, художник работает уже с готовым живописным произведением. Эта как если бы человек питался только тем, чем кормят младенцев. Что будет с его пищеварительной системой? Она не научится выполнять свои функции и твёрдую пищу, требующую от организма усилий, не примет.
Кроме того, внимательно наблюдая за натурой, художник начинает лучше понимать, как устроен этот мир. Он проникает в «физику» живописи. Эти навыки позволяют ему, переходя от этюда к картине, восполнять отсутствующие в этюде детали, свободно, вносить в картину что-либо по памяти или по наитию без потери достоверности и натуральности образа.
Мы подошли к ещё одному предназначению этюда: быть материалом для картины.
Что такое картина? Это то, для чего художник пишет этюды.
Хотя наиболее удачные этюды могут приобретать самостоятельное значение, но чаще всего они служат указанным выше целям, одна из которых: быть материалом для создания полноценного художественного произведения. В картине художник стремится максимально раскрыть свои творческие и технические способности, а этюды служат ему кирпичиками, точкой опоры для её создания.
В этом процессе художник, как и при написании этюдов, учится, оттачивает приобретённые навыки… Но у картины есть ещё одна очень важная особенность. Именно она даёт художнику возможность прогрессировать.
Есть художники, пишущие только этюды. Они как бы накапливают стройматериал и учатся строить, но не переходят к строительству. Это не значит, что их усилия – сизифов труд. Этюд имеет свою специфику восприятия, раскрытия образа, такие качества и средства выражения которые утрачивает картина. В этом смысле этюд приобретает самостоятельное значение. Есть этюды, способные дать фору талантливым картинам. Но, я не знаю ни одного выдающегося художника, который всю свою творческую жизнь превратил в один бесконечный пленэр не работая студийно.
В чём здесь проблема?
Если художник не венчает свой труд картиной, работая только с этюдами, он через некоторое время достигает определённого уровня мастерства, но дальше количество порождает только количество (художник работает быстрее, создаёт больше), но не качество.
Для того чтобы расти дальше, нужно преодолевать некий барьер, этап за этапом. Не просто писать в удовольствие, по накатанным схемам, а ломать себя об колено, ставить такие задачи, которое в принципе не возможны кроме как в картине.
Нет, этюдная живопись тоже сопряжена с определёнными сложностями, особенно для начинающего. Но невозможно стать хорошим спортсменом только тренируясь, должны быть соревнования. А учебные занятия по живописи  должны заканчиваться глубоким погружением в творческие искания, композиционные, цветовые, смысловые решения.
Дело в том, что этюд, даже очень качественный и при всех своих достоинствах, является по определению поверхностным средством художественного выражения.
Начальным барьером для художника, который первой раз взялся писать картину будет проблема детализации. Чем больше деталей, чем глубже художник прорабатывает свет и цвет, форму, фактуру… тем сложней ему сохранить целостность, тем выше риск опустится в китч и любительщину. Там, где достаточно было махнуть кистью, нужно махнуть тысячу раз, но каждый мазок, каждая деталь должны стать органичной частью целого, как если бы ударил кистью только раз.
Некоторые на этом ломаются, не желают преодолевать себя, навешивая на картины ярлыки: салон, китч, зачем это надо?, главное уловить суть… Но не будем обманываться.
Вслед за техническими трудностями придут творческие поиски уводящие мастера в бесконечную череду препятствий и их преодоления. При этом возрастёт и качество этюдов. Более того, грань между этюдами и картинами начнёт стираться. Примером тому могут служить этюды многих величайших мастеров мировой живописи: Рубенса, Репина, Левитана...
 
А.Н. Миронов. 2023 г.
 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 294 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0