Блог

Главная » 2010 » Май » 18 » К вопросу о бесконечности
20:51
К вопросу о бесконечности
 
К вопросу о бесконечности. Вечность

 

1. Предположим, что время не имело начало. Тогда протяженность прошлого вполне допустимо сравнить с такой геометрической величиной, как луч. В качестве начальной точки выступает настоящее. Если же мысленно поделить луч на равные по длине отрезки, то их в свою очередь, можно соотнести с временными промежутками, например минутами.
2. Очевиден парадокс: сумма каждого второго отрезка дает половину той протяженности, которую представлял луч, и, соответственно, совокупность каждой второй минуты - половину прошлого. Но луч, равно как и абсолютное прошлое, не имеет середины. Следовательно, раз это свойство луча, будучи неотъемлемым, абсурдно, у нас есть основания полагать, что луч есть величина ложная, а прошлое, в свою очередь, не может не иметь начало, так как должно иметь середину.
3. Проведем аналогию между лучом и будущим. Следуя той же логической операции, можно сделать вывод, что и протяженность будущего должна быть конечной, а следовательно, время обречено остановиться. Так ли это?
4. Для ответа на заданный вопрос следует выяснить причину противоречия, заключенного в луче. Луч есть полупрямая, все точки которой по отношению к начальной дают отрезки. Так, если из начальной точки луча предположить равномерное движение вдоль его протяженности, с одной стороны, допустимо, что такое движение может длиться вечно, с другой - раз все точки луча по отношению к начальной образуют отрезки, значит, они теоретически досягаемы и протяженность луча может быть пройдена целиком.
5. Таким образом, парадокс возникает тогда, когда мы пытаемся применить законы мышления к лучу, охватив его сознанием в целом, так, как если бы луч был состоявшеюся реальностью, результатом. Будущее же - это реальность потенциальная, поэтому приведенная выше логическая операция здесь не уместна, тогда как прошлое - реальность и величина состоявшаяся. Такая бесконечность видится абсурдной.
6. Парадокс вызывает и то обстоятельство, что прошлое, будь оно абсолютным, продолжает увеличиваться, и к бесчисленному множеству временных промежутков, составляющих его, прибавляются все новые. Не верно ли другое? Только конечное способно увеличиваться. Иначе говоря, движение возможно лишь в том случае, если ему положено начало.
7. Вышеизложенное в полной мере можно отнести и к вопросу о протяженности Вселенной, в пользу ее конечности в пространстве. Дополним доказательства еще одним.
Из теории линейной перспективы известно, что любая конечная величина на линии горизонта проецируется в точку, а отрезок этой линии предполагается величиной абсолютной. Таким образом, точку и отрезок горизонта можно представить как условные протяженности конечной и бесконечной Вселенных соответственно. Подобная «наглядность» позволяет решить логическую задачу.
Все точки отрезка горизонта в натуре предполагаются бесконечно удаленными друг от друга. Так, если начать натуральное движение по данному отрезку, оно не вышло бы за пределы точки на нем. Невозможно преодолеть расстояние от одной точки горизонта к другой, ибо в натуре оно бесконечно. Таким образом, можно сделать вывод: либо Вселенная подобна точке на линии горизонта, и тогда она конечна, либо существуют такие тела во Вселенной, которые бесконечно удалены друг от друга.
Учитывая абсурдность последнего, следует заключить, что Вселенная не может иметь абсолютные размеры. Другими словами, ее протяженность обусловлена началом и концом.
Приведенная выше картина дает нам возможность сделать некоторые предположения относительно и такой, весьма абстрактной категории, как вечность, в том числе с позиции религиозного мировоззрения.
Господь сотворил время и пространство, Сам пребывая извечно. Однако, говоря «пребывал извечно» нельзя понимать сказанное так, что Он находился и находится в вечности. До сотворения мира не было ничего кроме Бога, посему Господь и есть Вечность. Господь и есть Бытие. В этом смысле Господь не может пребывать в вечности, как не может человек находится, например, в собственном темени, или стопе и путешествовать от одной части тела к другой.
Пространство, время и, собственно, сотворенный Господом мир сравню с отрезком бесконечной прямой или же обратной проекцией точки с линии горизонта в нашу реальность. Каковы свойства данной прямой и отрезка на ней?
Собственно говоря, отрезок прямой, равно как и точка горизонта не являются составными частями соответственно прямой и линии горизонта, ибо часть могут иметь только конечные величины, либо бесконечные, но как уже рассматривалось выше - бесконечные потенциально. Здесь нашу прямую следует рассматривать как некую состоявшуюся реальность. Более того, равно как бесконечно малая величина не есть собственно величина, но ее отсутствие, то и бесконечно большая величина – величиной лишь называется, но не является ей в сущностном смысле. Вечность величины не имеет. Потому и отрезок прямой лишь графически представлен как отрезок прямой, разрывающий ее на две части. Бытийно начало и конец времени не граничат с вечностью как с некой протяженностью, с одной стороны, претворяющей время, а с другой – его замыкающей. Время ограничено собственными началом и концом. Время – своеобразная форма бытия в вечности тех сущностей, которые не существовали извечно и такая форма бытия гипотетически могла бы длиться нескончаемо. Но ей будет положен конец.
Однако вернемся к схеме.
В пределах отрезка все достаточно понятно: возможно перемещение одной заданной на нем точки к другой, меняются расстояния, замедляется или убыстряется движение этой точки. Точно так происходит и в нашем пространственно-временном мире. Но вот исчезло время, уже нет отрезка, а есть только точки на бесконечной прямой. Что видим теперь?
Во-первых, ничего не изменилось для Бога. Однако для точек прямой (некогда отрезка) уже не существует «законов» отрезка. Оставшиеся в вечности объекты и рассматривать следует в масштабах вечности (прямой).
И вот здесь мы имеем следующую картину.
Если помыслить какие либо движения вдоль прямой заданной на ней точки, то они возможны, но: 1) сама прямая (вечность) остается неизменной, недвижной; 2) пройденные точкой расстояния окажутся бесконечно малы, т.е. не имеющими величины. Другими словами, в вечности движения не обусловлены расстояниями. Там нет «до» или «после», «ближе» или «дальше» относительно самой вечности, ибо она не имеет в себе точек отсчета. Но относительно друг друга все расположенные на прямой точки (объекты) могут сходиться и расходиться, иметь собственную величину (относительно самих себя же и других). Но прямая (вечность) делает эти расстояния и прочие величины, условно говоря, равными нулю, но и не так, чтобы эти величины исчезали.
Все движения точки реальны, но происходят в ней же самой. А сама точка пребывает в вечности так, что не имеет каких либо координат. Нельзя сказать, что точка находится на этом или на том участке прямой, она находится как бы нигде и везде одновременно. 
 
 
А. Миронов. 1992 - 2010 г.
 
 
 
Категория: Публицистика | Просмотров: 3090 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0