Блог

Главная » 2020 » Сентябрь » 28 » История Творческого союза художников России
17:47
История Творческого союза художников России
Источник: книга "ТСХР.ru"
 
1917-1952
В марте 1917 г. члены Союза русских художников, Московского товарищества художников, Товарищества передвижных художественных выставок, «Бубнового валета», «Мира искусства» и других московских обществ приняли решение о создании Совета организаций художников Москвы как профессиональной организации, призванной защищать интересы художников. В президиум совета вошли Ап. Васнецов (председатель), В. Домогацкий, К. Коровин, А. Лентулов, И. Машков, Г. Якулов и другие художники. А уже в апреле 1917 г. представители московских живописцев — членов Совета на своем первом организационном собрании, проходившем в помещении Литературно-художественного кружка (Б. Дмитровка, 15), вышли с инициативой создания Профессионального союза художников-живописцев Москвы.
Во временный совет по подготовке учредительного собрания союза вошли наиболее авторитетные представители различных обществ: М. Дурнов (СРХ), П. Келин (ТПХВ), К. Коровин (СРХ), П. Кузнецов («Мир искусства», СХР, МТХ), А. Лентулов («БВ»), А. Моравов (ТПХВ), Л. Пастернак (СРХ), П. Петровичев (СРХ), М. Пырин (ТПХВ), Н. Ульянов (МТХ), П. Уткин (МТХ), Р. Фальк («БВ»), Д. Щербиновский (ТПХВ), М. Яковлев (СРХ), Г. Якулов.
27 мая (9 июня) 1917 г. состоялось учредительное собрание Союза, на котором были определены основные направления деятельности, выработан проект устава и принят «Призыв художникам-живописцам Москвы». Эта дата считается днем создания Профессионального союза художников-живописцев.
Союз включал три федерации по художественным направлениям и историческим традициям, которые представляли: старшую Н. Богатов («Среда»), В. Евреинов (Внепартийное общество искусств, СПб; ТПХВ); центральную И. Нивинский (МТХ), А. Келлер (Московский салон) («Мир искусства», «Бубновый валет», СРХ) и младшую В. Татлин, А. Родченко («левый блок»).
Часть представителей ТПХВ, СХР и «Мира искусства» М. Дурнов, А. Архипов, В. Бакшеев, Ап. М. и В. М. Васнецовы, С. Жуковский, Н. Касаткин,  Л. Пастернак, В. Переплетчиков, В. Поленов, Л. Туржанский, Д. Щербиновский, К. Юон, М. Яковлев и некоторые другие вышли из Союза и образовали Профессиональный союз художников живописи, скульптуры, гравюры, декоративного искусства — Согласие художников Москвы «Изограф». Но уже летом многие члены «Изографа» вновь вступили в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы.
13 мая 1918 г. в помещении Художественного салона (Б. Дмитровка, 11) открылась «1-я выставка картин профессионального союза художниковживописцев в Москве». В ней приняли участие 180 художников, представляющих все направления живописи. Среди них В. Баллюзек, А. Веснин, С. Герасимов, А. Давыдова, А. Древин, В. Евреинов, Л. Жегин, Ф. Зазулин, Е. Зернова, К. Истомин, К. Кандауров, Е. Кацман, К. Клевер, И. Клюн, В. Костяницын, А. Куприн, М. Леблан, Е. Лисснер, В. Меллер, И. Нивинский, Н. Певзнер, В. Перельман, В. Пожарский, Л. Попова, В. Пчелин, И. Рерберг, А. Родченко, О. Розанова, Г. Рычков, А. Соколов, Н. Удальцова, А. Фаберже, М. Фаворская, В. Фаворский, В. Чекрыгин, Н. Чернышев, А. Шевченко.
14 июля младшая (левая) федерация, принимавшая участие в 1-й выставке, вышла из Союза и создала под руководством В. Татлина и А. Родченко Профессиональный союз художниковживописцев нового искусства.
21 июля в здании Художественного салона открылась «2-я выставка картин профессионального союза художниковживописцев в Москве», собравшая 126 участников, представляющих преимущественно старшую и центральную федерации Союза. С целью упорядочения выставочной деятельности в республике и проведения государственных выставок картин при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению создается Всероссийское центральное выставочное бюро (ВЦВБ), куда в ноябре 1918 г. вошли представители всех созданных профессиональных союзов.
ВЦВБ в ряду государственных выставок в 1919 г. организует в Москве в Музее слепков (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) V Государственную выставку картин «От импрессионизма до беспредметности», объединившую 53 художников. Среди участников снова выступили вместе А. Древин, Л. Жегин, К. Истомин, И. Клюн, А. Куприн, Н. Певзнер, Л. Попова, А. Родченко, Н. Удальцова, В. Фаворский, В. Чекрыгин. В выставке участвовали такжеВ. Кандинский, С. Коненков, А. Лентулов, В. Люшин,  И. Малютин, В. Остроухов, В. Рождественский, Р. Фальк и другие художники.
В апреле того же года прошла Х Государственная выставка «Беспредметное творчество и супрематизм» с участием Союза художников нового искусства, где произошло открытое размежевание супрематизма и нарождавшегося конструктивизма, не обладавшего пока терминологическим определением. Оппонентами супрематизма, объединившимися под лозунгом «беспредметное творчество» выступили А. Родченко, В. Степанова (В. Аграрых), Л. Попова, А. Веснин. В противовес полотнам К. Малевича «белое на белом», экспонировавшимся впервые, Родченко выставил холсты «черное на черном».
По аналогии с Профессиональным союзом художников-живописцев в Москве в сентябре 1917 г. был создан Профессиональный союз художников-граверов («Сограв»), куда вошли практические все известные художники-графики: А. Кравченко, Е. Кругликова, Н. Купреянов, М. Курилко, И. Нивинский (председатель), И. Павлов, Л. Пастернак, В. Фаворский и другие.
В начале 1919 г. в отчетной выставке союза (VI Государственная выставка гравюр, организованная ВЦВБ) участвовали 23 художника. Московский профессиональный союз скульпторов-художников был основан как Общество московских скульпторов-художников в марте–апреле  1917 г. по инициативе А. Голубкиной, В. Домогацкого, С. Коненкова, Б. Королева, В. Мухиной, С. Эрзи и других. С весны 1918 г. союз входит в Совет московских художественных профессиональных союзов и выполняет в 1918– 1920 гг. работы по установке в Москве памятников выдающимся деятелям мировой науки, культуры и революционного движения.
В Петрограде в марте 1917 г. был создан Союз художественных, артистических, музыкальных и поэтических обществ, выставок, издательств, журналов и газет «Свобода искусству», в который вошли художники Н. Альтман, И. Зданевич, В. Татлин, Н. Удальцова и другие. Члены союза поддержали решение о создании Союза деятелей искусств (1917–1918), но уже в мае 1917 г. объединились с другими группировками в «блок левых» (во главе с О. Бриком, Л. Жевержеевым, Н. Пуниным), где «Свобода искусству» заняла главенствующее положение.
В 1918 г. членами «Свободы искусства» совместно с представителями «Общины художников», Общества им. А. И. Куинджи, Общества художников-индивидуалистов, Круга художников, Общества русских акварелистов и других объединений, ранее входивших в СДИ, был учрежден 1-й Профессиональный трудовой союз художников в Петрограде, в который вошли многие представители художественного авангарда. Члены 1-го Профессионального трудового союза в 1918–1919 гг. принимали участие в выставках в Москве совместно с Первым профессиональным союзом художников-живописцев.
В мае 1919 г. принимается решение о создании единого профессионального союза работников искусств СОРАБИС, секцию изобразительных искусств которого возглавил скульптор В. Домогацкий и куда вошли все действующие на тот момент профессиональные союзы художников страны: живописцев, графиков, скульпторов, деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.
С 1924 г. именно в рамках уже Всесоюзного профессионального союза работников искусств (ВСЕРАБИС) стали создаваться и функционировать республиканские, областные и городские профессиональные комитеты работников искусств, в том числе и с 1931–1932 гг. Московский городской профком художников книги и графики, объединивший художников издательств и комбинатов, не являющихся членами Союза советских художников, ставший в дальнейшем предшественником Творческого союза художников России. Во ВСЕРАБИС входил также Ленинградский горком художников (1929–1942), являвшийся преемником петроградского 1-го Профессионального трудового союза художников.
Организатором выставок, в которых принимали участие члены московских творческих профессиональных союзов, входящих в состав ВСЕРАБИС, выступала Ассоциация художниковграфиков при Доме печати в Москве на Никитском бульваре, 8а (1926–1929), а с 1929 г. Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» (с ноября 1931 г. — Всероссийский кооперативный союз работников изобразительного искусства — Всекохудожник) с выставочным залом на Кузнецком мосту, функции которого перешли в 1940 г. Художественному фонду СССР.  
1953-1975
После вхождения Всесоюзного профессионального союза работников искусств (ВСЕРАБИС) в единый Профессиональный союз работников культуры в 1953 г. Московский городской комитет профсоюза художников книги и графики, находившийся в его составе, временно был закрыт, но в дальнейшем приобретает достаточно полномочий для ведения самостоятельной учебной и выставочной работы.
В 1954 г. при Московском полиграфическом институте Э. Белютин организует «Экспериментальную студию живописи и графики», которая в дальнейшем стала студией «Новая реальность» при Московском горкоме художников-графиков (1958). Выставочной площадкой Москвы для членов Горкома и молодых художников во второй половине 50-х годов продолжал оставаться Центральный дом работников искусств (ЦДРИ). Именно в ЦДРИ в 1957 г. прошла первая персональная выставка молодого ленинградского художника И. Глазунова.
Во время подготовки к проведению в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в залах Академии художеств СССР была показана выставка «Молодые художники Советского Союза», а в период проведения фестиваля в выставочном павильоне ЦПКиО им. М. Горького открылась «Международная выставка изобразительного и прикладного искусства», в которой, наряду с членами СХ СССР, приняли участие многие молодые художники, а также члены Горкома художников-графиков.
Период 1957–1960 гг., последовавший за проведением VI Всемирного фестиваля, стал этапным для развития искусства, лежащего вне официального признания Союзом художников СССР. Живописцы, монументалисты и графики, окончившие профильные учебные заведения и работавшие в московских издательствах «Знание», «Детгиз», «Молодая гвардия», «Советский композитор» и на Комбинате декоративно-оформительского искусств (КДОИ) Московского отделения художественного фонда РСФСР Б. Жутовский, Ю. Нолев-Соболев, И. Кабаков, Ю. Соостер, В. Янкилевский, а также участники Лианозовской группы художников и поэтов Н. Вечтомов, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, О. Рабин,  включаются в активную выставочную деятельность как графики и живописцы.
Воспитанники студии Э. Белютина приняли участие в обоих фестивальных смотрах 1957 г., а в 1958 г. представили выставку «Новая реальность» в выставочном павильоне ЦПКиО им. М. Горького. После успешного показа в 1961 г. выставки «Традиции и новаторство» в кафе «Молодежное» Э. Белютин привлекает к выставочным проектам студии уже получивших известность художников «Сретенского бульвара» Б. Жутовского, Ю. Нолева-Соболева, Ю. Соостера, В. Янкилевского и члена Союза художников скульптора Э. Неизвестного.
Совместный состав авторов осенью 1962 г. выступил в Доме учителя на Большой Коммунистической улице на знаменитой «Таганской выставке», которая была перевезена в Манеж на выставку «30 лет МОСХ» и 1 декабря 1962 года продемонстрирована руководителям государства.
Вторая половина 60-х годов знаменательна приемом в Горком художниковграфиков уже известных по выставкам авторов Э. Дробицкого, О. Рабина, Н. Вечтомова, которые вместе В. Немухиным, И. Снегуром, М. Гробманом, Ю. Соболевым, Ф. Инфанте, В. Пятницким, Э. Курочкиным и М. Шварцманом составили его активную творческую часть. Наиболее успешно в клубах, молодежных кафе и научных организациях проходит выставочная деятельность с участием В. Немухина, Э. Булатова, О. Рабина, Л. Кропивницкого, Д. Плавинского, Б. Свешникова, О. Васильева, уже признанных живописцами. В Москве проходят Выставка произведений 12 московских художников (Н. Вечтомов, В. Воробьев, А. Зверев, В. Кропивницкая, Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, Д. Плавинский, О. Потапова, О. Рабин, Э. Штейнберг) в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов (1967); выставка в молодежном  кафе «Синяя птица» на улице Чехова (1968) и выставка в Институте мировой экономики и международных отношений на проспекте Мира (1969).
Члены профсоюзного комитета художников книги и графиков представляют ежегодные отчетные выставки в ЦДРИ. Плакатные работы Э. Дробицкого в конце 60-х годов получают признание и премируются на зарубежных выставках. 15 сентября 1974 г. в Москве в районе Беляево прошел организованный О. Рабиным Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе («Бульдозерная выставка»), разогнанный властями. За ним 29 сентября 1974 г. последовал уже согласованный «2-й осенний просмотр картин на открытом воздухе» 65 художников в лесопарке «Измайлово». Эти показы послужили началом формирования объединения живописцев, переросшего в живописную секцию Объединенного профсоюзного комитета художников-графиков Московского городского комитета профсоюза работников культуры.
В ноябре того же года на отчетной выставке Горкома в ЦДРИ впервые были представлены живописные работы шести художников. Членами комитета в то время были Э. Дробицкий, О. Рабин, В. Немухин, Д. Плавинский, Э. Штейнберг, В. Янкилевский, О. Кандауров, Ф. Инфанте, А. Юликов. В 1975 г. 20 художников получают возможность официально организовать выставку живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, которая в дальнейшем в расширенном составе 145 участников с огромным успехом была показана в павильоне «Дворец культуры» на ВДНХ.  
1976-1991
Новый этап истории формирования Творческого союза художников России связан с организацией и деятельностью живописной секции Объединенного профсоюзного комитета художников-графиков. В 1976 г. он получает выставочное помещение на Малой Грузинской, 28. 7 июня 1976 г. в рамках комитета организуется живописная секция, председателем которой избирается Э. Дробицкий, заместителями — В. Немухин и И. Снегур (художественный совет Б. Бич, Н. Вечтомов, В. Глухов, А. Лепин, К. Нагапетян, В. Немухин, И. Снегур, А. Туманов, К. Худяков).
По инициативе секции осенью 1976 г. на Малой Грузинской проводится выставка «7» О. Кандаурова, Д. Плавинского, В. Немухина, О. Рабина, Н. Вечтомова, А. Харитонова, В. Калинина. Графическое искусство членов Объединенного профсоюзного комитета художниковграфиков традиционно показывается на ежегодной выставке в ЦДРИ. Первой совместной демонстрацией работ членов секции живописи стала «Выставка живописи» со 175 участниками. За ней последовала «Выставка портрета», в которой участвовали 152 художника (обе 1977). На выставках ярко проявилось различие творческих манер художников.
Начиная с 1977–1978 гг. члены секции объединяются в творческие группы, которые начинают выступать самостоятельно со своими программами, а также осуществлять творческие поездки по стране и демонстрировать работы. В марте 1978 г. состоялась первая выставка «20 московских художников»; в феврале 1979 г. выставка «Цвет, форма, пространство» (или выставка «17»); в июле 1979 г. выставка «Фотоискусство–79»; в 1980 г. выставки «15 московских художников», «19 московских художников» и «Олимпийские» выставки живописцев и художников-графиков. В 1981 г. прошли тематические выставки «Космос. Фантастика и реальность» и «100 пейзажей». В 1982 г. впервые представила выставку группа «21». В мае– июне 1983 г. старейшие члены Горкома провели выставку «Акварель. Рисунок. Эстамп». В 1984 г. выступили группа «10 московских художников» и фотосекция Горкома с выставкой «Фото–84». Совместное представление работ происходило на ежегодных весенних и осенних  выставках живописи. Значительным событием стала прошедшая в мае–июне 1987 г. концептуальная выставка «Объект 1», организованная В. Немухиным.
Период перестройки внес значительные изменения в художественную жизнь Москвы. Объединения художников-членов Горкома получили возможность выставляться не только на Малой Грузинской, в клубах и дворцах культуры, но и в городских выставочных залах. Такими площадками для художников стали выставочный зал «На Каширке», «Выхино», «Арбат» (МВЗ «Галерея А3») и ряд других. В 1987 г. выставочным центром для художников стал зал Творческого объединения «Эрмитаж» на Профсоюзной улице, 100 (с 1988 г. галерея «Беляево»).
В июле 1988 г. К. Худяков и коллеги основывают независимую галерею — Центр современного искусства «М’АРС». Галерея становится одним из важнейших центров экспериментальных творческих показов живописной секции, в том числе — за рубежом (Греция, Франция, Италия) и собирает художественную коллекцию.
В январе 1991 г. участники студии «Новая реальность» показывают в ЦВЗ «Манеж» ретроспективную выставку, напоминающую о событиях 1962 г., «От Манежа до Манежа». Коллекция А. Глейзера «Новое русское искусство» показывается в 1991 г. в ЦДХ.
Завершается деятельность Московского объединенного профсоюза художниковграфиков в 1990 г., когда на его основе создается Профессионально-творческий союз художников и графиков России в составе Международной федерации художников ЮНЕСКО, президентом которого становится Э. Дробицкий. Итоговым отчетом Горкома стала выставка «От подвала до Манежа» («Малая Грузинская, 28»), проведенная Союзом в ЦВЗ «Манеж» в апреле 1991 г.
В 1991 г. проходит официальная регистрация крупнейшей региональной организации — Ленинградской организации Профессионально-творческого союза художников и графиков (в дальнейшем — Санкт-Петербургский творческий союз художников), ведущего историю от 1-го Профессионального трудового союза художников в Петрограде, учрежденного в 1918 г., деятельность которого в 1920-1930-е годы была связана с именами лидеров авангарда К. Малевича, В. Стерлигова, Н. Суетина, П. Филонова, М. Матюшина, их учеников и последователей, а в 1960–70-е — А. Арефьева, А. Заславского, М. Шемякина, художников объединения«Митьки» и других авторов.   
1992-2006
Начало 1990-х годов отмечено укреплением Профессионально-творческого союза художников и графиков России, возглавляемого президентом Э. Дробицким. Большая роль в этой работе принадлежала члену президиума Российской академии художеств, академику Российской академии художеств З. Церетели и вице-президенту Профессионально-творческого союза и Международной федерации художников, члену президиума РАХ, академику РАХ Т. Салахову, активно поддерживающим Э. Дробицкого в создании на основе Московского объединенного профсоюза художников-графиков общероссийской творческой организации.
В 1992 г. Союз переехал из дома 28 по Малой Грузинской, в здание на Гоголевском бульваре, дом 10, где ранее размещалось Правление СХ СССР. Одной из важнейших задач, поставленных перед Союзом, явилось формирование его региональных организаций и отделений. В числе первых в 1991 г. в его состав вошла Ленинградская (СанктПетербургская) организация ПТСХГ России, возглавляемая Н. Дока. Кроме того, в рамках Союза организуются творческие секции: живописи (с подсекцией религиозного искусства), графики, молодежная секция, декоративно-прикладного искусства, дизайна (с подсекцией фотографии), искусствоведения. Основной выставочной площадкой ПТСХГ России становится Дом художников на Гоголевском бульваре, дом 10, где ежегодно проходят объединенные отчетные выставки и выставки региональных отделений Союза.
Выставки проводятся в залах Российской академии художеств и в ЦДХ. Среди них «20 лет «Бульдозерной выставке» (1994), прошедшая в галерее «Беляево», на Малой Грузинской, 28 и на Гоголевском бульваре, 10; Первая выставка произведений студенческой молодежи России и Выставка живописи, посвященная 20-летию выставки авангардистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ «20 лет спустя» (1995); Вторая выставка произведений студенческой молодежи России и Выставка, посвященная 850-летию Москвы (1997); выставка «Преемственность» и масштабная выставка «Живопись. Графика» Творческого союза художников России (ЦДХ, 1998).
Огромный интерес вызвали выставкиакции на Гоголевском бульваре в рамках  общегородской программы «Бульварное кольцо». Большую выставочную работу проводит ЦСИ «М’АРС». Наиболее значимым проектом стала первая выставка 1994–1995 гг. «Русская коллекция. Конец ХХ века». Вторая выставка с этим название экспонировалась в 1996 г. В 1997 г. «М’АРС» организует уникальный междисциплинарный проект «Мир чувственных вещей в картинках. Конец ХХ века», который экспонировался в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В 1998 г. Профессионально-творческий союз художников России был переименован в Творческий союз художников России — ТСХР. Здание на Гоголевском бульваре, 10, находящееся в оперативном управлении ТСХР, передается Российской академии художеств для реконструкции и открытия в нем Государственного музея современного искусства РАХ (ныне площадка Московского музея современного искусства). Российская академия художеств в свою очередь выделила для ТСХ России подвальное помещение по адресу Лаврушинский, 15, где после ремонта активно с 2014 г. будет работать Зал изобразительных искусств Поволжского отделения Российской академии художеств, остающийся сегодня единственной постоянной выставочной площадкой Творческого союза.
С открытием ММСИ программные выставки уже Творческого союза художников России стали проходить на его площадке на Гоголевском бульваре, а также в городских выставочных залах Москвы, продолжающих тесно сотрудничать с Творческим союзом. Это проведенная на Гоголевском бульваре, 10 совместно с РАХ выставка живописи, выставка «Памяти «Бульдозерной выставки» и «Камера абсурда» (1999). В 2000 г. была проведена выставка, посвященная 25-летию выставки авангардистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ.
На рубеже столетий руководством Творческого союза, возглавляемого действительным членом РАХ Э. Дробицким, формулируется новая стратегия, предполагающая подготовку ежегодных тематических проектов, сопровождаемых иллюстрированными каталогами. Такими проектами в 2001–2004 гг. стали: «Время перемен» (2002–2004), «Новый век. Павильон «Пчеловодство»  спустя десятилетия», «Пейзаж в творчестве старых и современных мастеров», «Свет нерукотворный. Современное религиозное искусство» (2004), «Союз муз», «Ню на рубеже веков», «Графические произведения старых и современных мастеров», включившие классические произведения из коллекций региональных музеев и работы современных художников, осенняя выставка «Москва-2004», проводимая ежегодно по 2009 г. в выставочных залах города и ставшая отчетом Творческого союза перед москвичами. В 2004 г. год 30-летия «Бульдозерной выставки» была организована выставка «Бульдозерная выставка — далее везде». В 2005 г. впервые был представлен масштабный проект, сформированный совместно с Российской академией художеств, «Современное искусство России», в котором приняли участие живописцы, графики, скульпторы, художники декоративно-прикладного и религиозного искусства, дизайнеры и мастера арт-фото всех региональных отделений. Он стал крупным ежегодным проектом, поддержанным Министерством культуры РФ и Российской академией художеств, сопровождаемый красочными объемными каталогами (2005–2007).  
2007-2017
В 2007 г. Президентом ТСХР был избран Константин Худяков. После коренных изменений в структуре творческого союза, выделения секций по направлениям художественной деятельности (новейшие течения, абстрактное искусство) было принято решение осуществлять с 2008 г. ежегодное проведение при поддержке Российской академии художеств отчетных выставок обязательно сопровождаемых каталогом: весенней «Искусство сегодня», продолжившей ежегодные показы выставки «Современное искусство России», и осенней «Москва». С 2009 г., наряду с ежегодными выставками «Искусство сегодня» и «Москва», Творческим союзом формируются концептуальные кураторские проекты с привлечением представителей региональных организаций. Тесные контакты с художественными музеями и Русским центром фонда «Русский мир» в Братиславе (Словакия) позволили демонстрировать их во многих городах России и за рубежом.
В период 2009–2011 гг. руководителями секций ТСХР по направлениям и искусствоведами были реализованы проекты, сопровождаемые каталогами: «Русская икона из века в век», «Космос хаос», международный проект «1/6+. Одна шестая плюс», «Происхождение Дарвина» (дважды), «Спальный район», Alla Gloria Militar, «Лавка мира», «Ремонт Земли», «Графика теней», «Арт-куклы», «15 лет молодежному движению ТСХ России», «Сделано в России», «Ахроматизм», «Коммуна», «Третьяковский пленэр», «Грани большого города». В 2010 г. на смену выставке «Москва» пришел масштабный проект-каталог членов ТСХР — Ars Longa. В 2011 г. впервые был подготовлен проект «Абстрактное искусство современной России». В 2012 г. в развитие проекта передвижной выставки Поволжского отделения РАХ «Красные ворота» (Саратов, Самара, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Москва) (2002, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ), был представлен проект о современном искусстве «Красные ворота / Против течения», охватывающий города Поволжья.
В 2013 г. правлением ТСХР и Поволжским отделением РАХ было принято решение формировать  в течение 20 лет в развитие этого проекта в формате биеннале крупный межрегиональный исследовательский академический проект «Красные ворота / Против течения» на основе 100 актуальных тем из труда философа и педагога Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Выставки в новом формате демонстрировались в 2014 и 2016 гг., совершив путь от Саратова вверх по городам Поволжья с показом в Москве.
Ежегодные весенние выставки «Искусство сегодня» было решено делать тематическими. В 2012–2017 гг. выставки определяли темы: «Натюрморт»; «Портрет»; «Религиозные сюжеты в современном искусстве»; «Праздник»; «Обнажение»; «Автопортрет». Наряду с ежегодным изданием Ars Longa, кураторскими проектами, поддержанными Министерством культуры РФ, в период 2012–2017 гг. стали: «Москва — Одесса. Артранзит» и «Москва — Рига. Артранзит», «Забытая война. Комментарии», «Вставай, страна огромная» (дважды, в 2014 и в 2015 гг.), «Между Волгой и Дунаем», выставочный проект с участием художников России и стран бывшего СССР «1/6+», инновационные выставочные проекты «Искусство глубокого погружения» «Цифровое зазеркалье» и «Цифровое зазеркалье 2.0», межрегиональный выставочный проект «Путешествие к центру Земли», Международный выставочный проект «Великий шелковый путь / Янцзы — Волга — Дунай», Молодежный межрегиональный выставочный проект «Время ждет», Молодежный фестиваль эмальерного искусства «НОВЫЕ ИМЕНА». Продемонстрировать сохранение классических традиций живописи позволили организуемые на всей территории страны в 2016 и 2017 гг. кураторские передвижные всероссийские выставки «Живописная Россия», в которых приняли участие академики РАХ и члены ТСХР, представляющие региональные организации.
В 2015 г. ТСХР и Поволжское отделение РАХ впервые выступают с инициативой организации Экспериментальных творческих мастерских с числом участников до 20 человек, поддержанной Министерством культуры РФ. Мастерские предполагают создание программных работ, показа отчетной выставки на нескольких площадках страны и издание итогового каталога. Уже в 2015 г. было сформировано четыре мастерских с проектами «Свияжская уха», «Эгоцентрия», «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» и«Вокруг квадрата, или В ожидании героя». В 2016 г. число мастерских с выставочными проектами выросло до 20, а именно: «Корабль дураков +», «ВНЕ», «Память», «Невозможное искусство и оптические иллюзии в технике эмали», «Киберфест: точка зрения», «Единство разнообразия», «Инсайт», «АртОбнажение», «Два профиля. Единение с Карелией», «АртПуть», «Лаборатория времени», «МатриархАРТ», «Азъ есмь. 10х10х150», «ОТНАС. Малые реки Сибири», Patch, «Незаживающий рай», «Озеро Эльтон», «Диалоги с классикой. Трагедия в углу», «БАШ на BASH», II Международный фестиваль «Абстракция без границ». В 2017 г. были реализованы проекты мастерских «Боюсь», «Корни», Dollart.Ru, I Международный фестиваль «Абстракция без границ» и «ANTINOMIA/реальность наизнанку».  
На отчетно-выборной конференции ТСХ России, прошедшей осенью 2017 г. в Москве, было принято решение повысить роль региональных организаций творческого союза и включить их председателей в Правление ТСХР. В настоящее время число членов Творческого союза художников России, объединенных в 53 региональных организации, составляет более 8500 человек. В творческом союзе представлены следующие направления: абстрактное искусство, арт-менеджмент, арт-фото, графика, декоративное и прикладное искусство, дизайн, живопись, искусствоведение и критика, мода и стиль, новейшие течения, религиозное искусство, скульптура, театр, кино и телевидение, художественная кукла; а также молодежное объединение и объединение «Арт-Резиденция».   
2018 г.
Творческий союз художников России — общероссийский профессиональный союз деятелей искусства, включающий 53 региональных организации в семи федеральных округах, охватывающие всю территорию нашей страны от Калининграда до Владивостока. В составе Союза народные и заслуженные художники России, заслуженные деятели искусств и заслуженные работники культуры России и национальных республик РФ, действительные члены, члены-корреспонденты и почетные члены Российской академии художеств, лауреаты Государственных премий России в области литературы и искусства и в области культуры. Многие члены ТСХР награждены почетными грамотами Министерства культуры РФ, медалями РАХ и Союза художников России, имеют высокие региональные и ведомственные награды.
Значительное место в творческой и просветительской деятельности ТСХР занимают подготовка и проведение крупных современных выставочных проектов, осуществляемые при поддержке Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы, Российской академии художеств, Поволжского и Южного региональных отделений РАХ и в тесном сотрудничестве с Московским Союзом художников, Московским отделением Союза художников России, ГМВЦ «РОСИЗО–ГЦСИ», Фондом развития современного искусства, МГХПА им. С. Г. Строганова, МГАХИ им. В. И. Сурикова, МАРХИ (Государственная академия), ВГИК им. С. А. Герасимова, Российской академией живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, МГУП им. Ивана Федорова, Санкт-Петербургской ГХПА им. А. Л. Штиглица.
Организация общественно значимых выставочных проектов Союза нередко проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Среди них следует выделить межрегиональную академическую выставку-конкурс «Красные ворота / Против течения», организаторами которой, совместно с ТСХР, выступают Российская академия художеств и Поволжское отделение РАХ, задачей которого является исследование региональной ситуации в искусстве Приволжского федерального округа и актуализация художественных практик, которые обращаются к классическим жанрам академического искусства.
Важнейшие исследовательские, методические и практические задачи по отдельным областям современного искусства решают поддерживаемые Минкультуры России ежегодно организуемые экспериментальные творческие мастерские Поволжского отделения РАХ и ТСХР, к участию в которых привлекаются члены всех региональных отделений Союза. Творческие и просветительские цели определил проект ТСХР, РАХ и Поволжского отделения РАХ «Живописная Россия», посвященный современной станковой живописи. ТСХР также при поддержке Министерства культуры РФ оказывает всемерное содействие молодым художникам региональных центров России в рамках стипендиальной программы правительства Российской Федерации по поддержке молодых деятелей культуры и искусства. Выставки молодых художников позволяют составить представление о творческом потенциале развития современного искусства во всех территориях России.
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность Союза в области современного искусства осуществляется совместно с НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Крупные выставочные проекты, проходящие в Москве и в регионах, сопровождаются научно-практическими конференциями, творческими семинарами и круглыми столами. По инициативе ТСХР в РАХ регулярно проводятся семинары-консультации по вопросам авторского права.
Ведущие художники — члены ТСХР являются профессорами, доцентами и преподавателями высших и средних художественных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова, Ростова-на-Дону, Уфы и других городов, преподают в учебных заведениях дополнительного образования, руководят художественными студиями.
Общественная демонстрация выставочных проектов ТСХР осуществляется на ведущих столичных и региональных площадках, включая музеи, выставочные залы, галереи и профильные учебные заведения. Следует назвать московские: Музей современного искусства; Музей Москвы; Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН; ГМЗ «Царицыно»; Государственный Дарвиновский музей; Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства; ЦСИ «М’АРС»; Музей русского искусства; Выставочные залы Российской академии художеств; Галерею искусств Зураба Церетели; Выставочные залы МГХПА им. С. Г. Строганова; ЦДХ; Выставочный зал МСХ; Выставочный зал МОСХ России на Беговой; галереи «Беляево», «Нагорная», «На Каширке», «Здесь на Таганке» и «А3» Объединения «Выставочные залы Москвы»; Выставочный зал «Тушино»; ЦСИ «Винзавод»; Галерею Елены Громовой; Галерею Омельченко и другие. Союз активно сотрудничает с музеями, выставочными залами и культурными центрами Владикавказа, Иваново, Казани, Калуги, Краснодара, Пскова, Самары, Саратова, Саранска, Ставрополя, Уфы, Ярославля, Евпатории, Пятигорска, Севастополя, Тольятти, Усолья, Волоколамска, Коломны, пос. АбрауДюрсо (Краснодарского края) и Красный Профинтерн (Ярославской обл.). Зарубежными партнерами Союза выступили выставочные залы и галереи в Братиславе (Словакия), Риге (Латвия) и Шанхае (КНР).
Значительное место в деятельности ТСХР занимают издательские проекты, которые включают выпуск книг, альбомов и каталогов, сопровождающих программные выставки Союза, его региональных организаций и экспериментальных творческих мастерских ТСХР и Поволжского отделения РАХ. За период с 2007 по 2017 год было подготовлено более пятидесяти большеформатных альбомов и каталогов, содержащих наряду с иллюстрациями научные и информационные статьи. Издания Союза позволяют задокументировать художественные процессы, проходящие в современном искусстве России, служат важным и необходимым источником для научных исследований. 
 

 

 

 

 
 
 
Категория: Разное | Просмотров: 1479 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0