Блог

Главная » 2018 » Май » 3 » О государственной идеологии и национальном курсе
20:59
О государственной идеологии и национальном курсе
 
Как известно, в Советском Союзе государственной идеологией был марксизм-ленинизм. В современной России идеология не запрещена, как утверждают некоторые, более того, признается идеологическое многообразие» (п.1. ст. 13 Конституции РФ). Запрещена государственная идеология: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2 ст. 13). Тождественным образом выстроены отношения религии и государства: «каждому гарантируется… свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), но «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).
Нужна ли нам обязательная государственная идеология? Смотря, что под ней понимать.
Если представить государство кораблём, бороздящим просторы океана, запрет на обязательную идеологию иногда представляют так, как, если бы речь шла об отсутствием курса, фарватера и пункта назначения для морского лайнера. Никто из членов команды, включая капитана, не вправе определять направление корабля и принуждать остальных следовать определённому курсу. При этом, корабль плывёт, следовательно, некие внешние силы задают ему вектор движения.
Однако, это не вполне справедливо. Идеология – не просто совокупность идей. Достаточно открыть Конституцию и мы увидим целую идейную систему: идею государственного суверенитета, идею верховенства права и т.д., причём защищаемых государством под угрозой наказания. На мой взгляд, под идеологией следует понимать систему взглядов и идей, через призму которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология есть некие принципы мышления, рамки, в пределах которых вырабатываются и реализуются идеи. А в тоталитарных государствах – та призма, через которую гражданину вообще позволено смотреть на мир. Причём, догматизация этих принципов рано или поздно начинает разрушать и идеологию и страну в которой она установлена, просто потому, что речь не идёт о незыблемых законах бытия, а о том, что течёт и изменяется. Тем же постулатам марксизма, в определённый момент нашей истории, советское правительство вынуждено было изменить взяв курс на строительство социализма в отдельно взятой стране.
Итак, запрет на обязательную идеологию не означает запрет на идею, в том числе национальную, постановку государственных целей и задач, провозглашение приоритетных ценностей (таковые в конституции имеются), основных принципов развития государственности. Но означает, что определение всего перечисленного, не может быть ограничено какой-либо мировоззренческой системой, как единственно верной и допустимой, то есть обязательной. Это означает, что идеи, принципы, концепции развития государства можно выстраивать на основании любых идеологий, создавать новые либо не руководствоваться ни одной из них.
Ныне действующая конституция тоже не возникла на пустом месте, но создавалась на основе уже существовавших идей и идеологий... К сожалению, преимущественно либеральных, но великое благо не обязательных, а значит одну идеологическую норму можно заменить другой.
Что в этом плохого? Нам действительно необходимо загнать себя в рамки чьих то измышлений, надеть на нос очки консерватизма, либерализма, анархизма, коммунизма, социал-демократии, фашизма, чучхе... – на выбор, что ещё? Придумать новые… И только через них смотреть на мир, оценивать действительность, строить и разрушать, судить и оправдывать, выстраивать планы..?  Может всё-таки обойдёмся?
Стратегия развития государства не должна быть подчинена какой-то конкретной философской школе, а нравственные принципы управления обществом – системе ценностей отдельно взятого моралиста и его последователей. Правовые отношения не могут быть постулированы исключительно религиозными представлениями, например, законами шариата и т.д. Последнее, особенно вредно в многоконфессиональной стране. В свою очередь, человек вправе руководствоваться той или иной идеологией и не руководствоваться никакой идеологией, быть материалистом или идеалистом, оценивать действительность религиозно или нерелигиозно и, будучи чиновником, руководствоваться всем перечисленным при выработке основополагающих законопроектов, управленческих решений, национальной стратегии. Не связывая себя ни одной идеологией в качестве обязательной, не догматизируя ничего земного и переменчивого, можно выстраивать идеологический курс, синтезировать его и менять в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Государственная идеология не гарантирует наличие внятных целей и задач, в свою очередь идеологическое многообразие не препятствует оному. Проблема в том, что так или иначе курс нашего корабля внятно не определён. Он, как бы скользит по течению в мутной водичке... Паруса ловят ветер, в трюме периодически образуется течь, команда не слушается капитана и первый же серьёзный шторм способен выбросить судно на рифы.
Мы что-то строим, планируем, провозглашаем... А для чего? Что является нашей целью, что мы хотим? Вкусно есть, сладко спать..? И всё? Нет, не всё. Трубим о неких традиционных ценностях, а что это такое? Пытаемся сформулировать национальную идею, полагаем в её основание справедливость. Но понимаем ли мы справедливость одинаково?
Надо избегать обтекаемых формулировок и, к сожалению, вынужден склонится к мысли, что в современных исторических реалиях нам сложно выработать единую национальную идею, как то было раньше: Москва – третий Рим или построение коммунизма. Нам предстоит ещё дорасти до национальной идеи, но законодательно её можно и нужно вырабатывать уже сейчас. И, хотя наш народ хранит ещё в себе зерно чего-то великого, Божьего, как бы ждущего своего часа, преимущественно, он жаждет обогащения, которое не может быть национальной идеей. Нельзя целью государства провозглашать рекорды по производству мяса, молока, хлопка.., даже с последующим справедливым распределением между всеми трудящимися. Национальной идеей может быть только то, за что люди готовы умереть.
Нам следует выработать некоторые принципы и тезисы, которые должны отчасти дополнить, отчасти изменить существующие в конституционном законодательстве.
Во-первых, надо признать, что русский народ является государственно образующей нацией. Численное доминирование русских объединяет вокруг себя все остальные национальности, проживающие на территории России, обеспечивает их мирное сосуществование и территориальную цельность нашего государства. Русский народ – коренное население России, культурный генотип которого сформирован преимущественно православием.
При этом, не нужно делить население страны на русских и нерусских. Следует лишь законодательно признать русских государствообразующей нацией, а православие культурообразующей религией и в соответствии с этим выстраивать политику страны.
Господь будет хранить Россию, покуда Россия сохраняет веру, покуда уподобляется Ему, говорит правду, защищает слабых и, терпя поношения, не уподобляется врагу.
Развитию и укреплению национальных русских традиций должно придать статус государственной безопасности. Соответствующее внимание этому вопросу позволит сохранить как численное, так и ментальное доминирование русских, что является залогом стабильности в стране. Данная политика не означает поражение в правах и заботе остальные национальности, культуры и традиционные религии. Всем должна быть предоставлена возможность развития и процветания. Но: учитываем интересы каждого, приоритетно – большинства, на основании общих, взаимовыгодных интересов.
Следующий тезис: национальные интересы – превыше наднациональных. Их защита и продвижение должны быть ограничены лишь традиционными принципами морали, а также нормами международного права, не наносящими ущерб национальным интересам, и, покуда, соблюдаются международным сообществом. А не так, когда все вокруг уже давно растоптали и попрали международное право, с лёгкостью и в одностороннем порядке нарушают договоры, извращают и трактуют как угодно международные уставы, но требуют неуклонного исполнения соответствующих документов от России, причём в выгодном для их национальных интересов свете, а Россия продолжает по ним жить в ущерб собственным интересам. Нужно оставить дурную привычку: всё время пытаться куда-то встроиться. Мы не Европа и не Азия, мы – Россия,  самобытный культурно-исторический феномен. Сильная Россия сама станет полюсом консолидации окружающих её народов и государств – так было и так будет, если Россия избавится от навязанных ей механизмов воздействия извне, создаст мощную производственную экономику, способную функционировать автономно, что в свою очередь создаст базис политического суверенитета. Не нужно будет никого уговаривать быть нашим другом и партнёром, сами захотят под крыло могучей России, из-под пяты жадного и лицемерного Запада. Современные же реалии таковы, что в системе либеральной и почти бесконтрольной кредитно-денежной политики, мы выстроили спекулятивную, а следовательно зависимую экономику, подчинились наднациональным институтам и глобалиским структурам, играем по их правилам и на их территории.
В-третьих. Согласно Конституции, Россия – социальное государство. На деле,  с головой окунувшись в систему капиталистических отношений, мы всё дальше уходим от принципов социального государства и неизбежно останемся им только на бумаге, если кардинально не изменим положение дел. Что проку от развития государства, от роста его экономической мощи, если бенефициаром этих процессов станет ограниченная кучка людей? Государство призвано служить не бизнесу, тем более глобальному, а обществу и человеку. Социальное обеспечение, забота о каждом, богатом и неимущем, здоровом и больном – вот реальное воплощение принципов справедливости, участия, милосердия и других традиционных ценностей со стороны государства, на которых испокон веков зиждется самосознание нашего народа и которое способно поддерживать доверие и уважение к власти. Не выгода, а милость и справедливость – вот критерии истины.
Задача государства – не сделать каждого богатым, но обеспечить достойную жизнь, возможность трудящихся потреблять необходимые для этого материальные блага, развиваться духовно, нравственно и культурно. Люди среднего достатка должны составлять подавляющий процент населения, что и будет являть залогом стабильности и прививкой от внутренних потрясений.
Для этого необходимы реформы: сосредоточение в руках государства основных средств производства, национализация сферы добычи природных ресурсов, государственное регулирование ценообразования, поддержка национальной валюты, кредитование реального сектора экономики,  обеспечение конкурентоспособности малому и среднему бизнесу посредством налоговых послаблений. Хорошим вливанием в бюджет станет монополизация государством производства алкогольной продукции, которая существовала не только в советский, но и царский период отечественной истории. Другими словами, экономика страны должна служить народу, а не капиталу.
Жить достойно, это значит жить по совести. Нацию, живущую по совести, нацию у которой в приоритете духовно-нравственные ориентиры обязательно облагоденствует Господь и материальным достатком: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Посему четвертое (которое по справедливости можно назвать и первым): воспитание и образование. Что проку поднимать и укреплять экономику в стране Иванов не помнящих родства? Всё будет растрачено и продано. Поэтому, ещё одно приоритетное направление – воспитание в нашей молодёжи патриота и творца. Не потребителя, а созидателя и защитника – вот залог процветания российского государства и уверенности в будущем.  
 
 
А.Н. Миронов. 2018 г.
 
 

 

 

 

 

 
Категория: Публицистика | Просмотров: 1337 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0