Блог

Главная » 2020 » Февраль » 20 » "Город золотой". История песни
20:18
"Город золотой". История песни

 
Начало знаменитой песни положила её музыка. В 1972 году (по другим данным годами ранее) фирмой грамзаписи «Мелодия» выпускается пластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков», впоследствии многократно переизданная.
Исполнителем музыкальных композиций в числе прочих значился советский композитор, лютнист и гитарист Владимир Фёдорович Вавилов.
Мелодия более известная нам как «Город золотой» располагалась на 1 стороне грампластинки по названием «Канцона и танец»; автор: итальянский композитор 17 века Франческо да Милано. До выхода пластинки никто этой композиции не слышал, в полном собрании сочинений Франческо её не было.
Почти сразу после выхода диска «Мелодии» любители лютневой музыки единодушно оценили его как фальсификацию. В том смысле, что почти все представленные в нём композиции не имеют отношения к лютне, и стилистически ни как не могли быть написаны теми авторами которые были указанны в качестве таковых.
Впоследствии, усилиями ряда исследователей, в частности Гейзеля Зеева было установлено, что автором «Канцоны» и других произведений за исключением «Зелёных рукавов» и «Спандольетты» являлся сам Вавилов.
Зачем же он скрыл своё авторство?
Дотошные исследователи раскопали в творчестве Франческо да Милано «Фантазию №30» по первым нотам несколько напоминающую произведение Вавилова. Даже если и так, назвать Франческо автором «Города» или хотя бы  признать «Город» переработанной версией данного произведения едва ли будет справедливым. С таким успехом авторство очень многих творений великих и не очень можно было поставить под сомнение. Кроме того, это не объясняет, зачем Вавилов  скрыл авторство и других своих музыкальных творений.
Например, «Аве Марии» — бесспорного шедевра. Никогда и не подумаешь, что эта известная композиция была написана в Советском Союзе. На пластинке к данной композиции значился неизвестный автор, также Вавилов ссылался на итальянского певца и композитора 16-17 века Джулио Каччини.
Вспоминает Ирина Богачёва, чей альбом с указынным произведением студия грамзаписи «Мелодия» выпустила в 1975 году: «Ноты с музыкой Каччини мне как раз принёс Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию ещё до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи».
Оцените нравственную высоту советского композитора словом не обмолвившегося, что автором шедевра является он сам.
Ситуацию проясняет дочь композитора Тамара Вавилова: отец боялся что музыка малоизвестного композитора не будет выпущена в свет и чтобы её услышали он пожертвовал своим именем.
Теперь о тексте.
Владимир Вавилов умер в 1973 году. Годом ранее, то есть в один год с выпуском «Лютневой музыки» советский поэт Анри Волохонский пишет стихотворение «Рай»:
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
Из воспоминаний Анри Волохонского: «Я улышал эту пластинку [имеется в виду пластинка Вавилова], где было написано, что это музыка — Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями "Как же я теперь песни буду писать?" я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 г.»
Аксель — ленинградский художник Борис Аксельрод.
Ко времени написания «Рая» Аксельрод получил заказ от райкома комсомола на изготовление мозаичного панно «Небо». Как предположил Гейзель Зеев оно и вдохновило поэта на создание исследуемого стихотворения. В 2005 году это предположение подтвердил Волохонский: «Примерно так все и было. Аксель делал тогда это самое "Небо на земле".... А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая».
Хвостенко которого упоминает Волохонский (полное имя Алексей Львович Хвостенко) — поэт, драматург, друг и соавтор Анри Волохонского. Он то и стал первым исполнителем песни.
В дальнейшем её включали в свой репертуар многие исполнители, но всё же назвать её широкоизвестной было нельзя.
Положение исправил Борис Гребенщиков который впервые услышал песню в начале 80-х в спектакле театральной студии Эрика Горошевского. Музыкальная композиция поразила его. Из воспоминаний БГ: «В течение пяти минут я перенял, как она играется — лучше песни на русском языке я не слышал никогда».
Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года и под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова. Ещё большую популярность «Город» приобрёл после выхода в 1988 году кинофильма «Асса» где песня была использована в качестве саундтрека.
При этом в текст Гребенщиковым было внесено ряд, по всей видимости не преднамеренных, изменений. Например, пелось не «над небом голубым», а «под небом голубым», что впрочем благозвучней, как и в стихотворении Пушкина «Под небом голубым страны своей родной» (1826).
В заключении немного о содержании песни.Поелику выше неба ничего физического быть не может, уже начало текста песни «Над небом голубым» возводит нас в область духовную.
«Город золотой» — определённо образ Небесного Иерусалима, символическое описание которого мы находим в Откровении Иоанна Богослова. Далее границы между потерянным раем и грядущим Царством Небесным стираются. В райском саду гуляют животные из видения пророка Иезекииля с подобием лиц человеческого, львиного, тельца и орла, которые в христианстве трактуются, в числе прочих значений, как образ четырёх евангелистов.
В небе голубом горит одна звезда. Примечательно, что здесь уже не над небом, а в небе. Это звезда путеводитель, подобная той которая привела волхвов к Божественному младенцу. Возможно образ веры или же Самого Бога для живущих на земле и стремящихся обрести Царство Небесное: «пускай ведёт звезда твоя дорогой в дивный сад».
 
А.Н. Миронов. 2020 г.

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 17361 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 5.0/1