Впечатления за 5 лет публикаций
Учитывая личное участие в публикациях альбома беспрерывно 5 лет (с 2009 по 2013 гг.) у меня успело сложиться некоторое собственное представление об издании. Во-первых, следует сказать, что технически альбомы выполнены на хорошеем и отличном уровнях. Проблему представляет разве, что отсутствие собственного типографского оборудования Сканруса, поэтому сложно заранее предугадать, что нужно сделать с представленными издательству электронными версиями работ: несколько затемнить их, или несколько осветлить... прибавить насыщенности или убавить. Впрочем, всякий раз качество останется на высоте.
Официальная позиция издательства – показать реальную ситуацию развития отечественного искусства, его тенденции, направления, цены. Каждое издание, кроме того, снабжено репродукциями мэтров отечественно арт-пространства: Зураба Церетели, Таира Салахова, Татьяны Назаренко, Никаса... (или платят так же как все, толи в качестве «свадебных генералов», для веса, приглашаются на безвозмездной основе?).
Разумеется, ни одним, даже самым крупным каталогом невозможно отобразить полноту и разнообразие современного художественного пространства на территории России, даже когда каталог, ввиду главенства его коммерческой составляющей, абсолютно всеяден. По всей видимости для участия в проекте не существует ни какого, даже маломальского отбора, что впрочем и обеспечивает, пусть спорным образом, достоверность современного состояния ... хотел сказать «искусства» (в конце концов это слово фигурирует в названии каталога), но позвольте, диапазон: работы от крепкого реализма, людей с хорошей и реальной академической школой (следы которой не остались только на дипломе, – есть и такие), до разного рода «разукрашек», «размалевок», «раскрашивания» холста, и, наконец, – самого дна клоаки с открытым изображением половых органов в подробностях и отрубленной головой рядом с ними, похотливо трущимися по гниющей траве чьими то грязными бедрами, «натюрмортов» из разлагающихся трупов, а в параллельном каталогу «Реализме XXI век» можно встретить сцену определенно напоминающую скотоложство, и самым гнусным образом изображенную христианскую святую. Не обошла вниманием каталог (Выпуск№10, стр. 170-171, Выпуск№13 стр. 142-145) Мария Цвигун, некогда Мать Мира, Мария Дэви Христос, после отсидки, пардон, перевоплощения, ставшая Викторией Преображенской. Кстати многие наши мэтры, очень лестного мнения о её творчестве.
Достигается ли таким подходом цель показать все и вся? Думаю, – да (моральный аспект здесь затрагивать не буду, – проект коммерческий). Впрочем, хотелось бы, что бы каждая из представленных работ, пусть на невысоком уровне (прошло время Рембрандтов и Тицианов, а сами по себе они не родятся, – всякому семени нужны особым образом обработанная почва и уход, школа, наставники, образцы которые становятся примерами для подражания, а не «ископаемыми отжившей эпохи»), но соответствовала бы званию искусства, в какой бы технике и стиле человек не писал. Искусство должно быть искусным, и хотелось бы под «грифом» «искусство», все же видеть искусство, пусть не совершенное, а не все подряд...
Однако, здесь следует заметить, что каталог дает возможность заявить о себе всем, «запатентовать» и автора и отдельно взятую работу, идею... Это большой «плюс» хоть и с обратной стороной медали.
Какие авторы порадовали?
Не буду перечислять своих друзей, рязанцев, с которыми печатаюсь не перевый год.
Свободную, легкую, отточенную технику демонстрируют Рамиль Гаспаров (Выпуск №12 стр. 34,35), Алексей Шалаев (стр. 226-227), впрочем предпологаю преимущественно коммерческую направленность этих художников; приятны «на глаз» работы Игоря Лапина (Выпуск №12, стр. 92-93). Хорошую этнографическую стилистику демонстрирует Юрий Спиридонов (Выпуск №12, стр. 180-183). Хотелось бы почаще видеть крепких реалистов Александра Левченкова (Выпуск №8 стр. 154,155), Марию Молодых (Выпуск №8 стр. 174,175), обращают на себя внимание работы Семена Кожина (Выпуск №8, стр. 134-135), неплохие портреты у Владимира Татаринова (Выпуск №8, стр. 248-249, Выпуск№9, 196,187).
В творчестве Сергея Масалыгина можно найти достаточно разноплановых, интересных работ, но в каталогах, главным образом, из года в год представлены, неплохо сделанные, коммерческие, но очень однообразные портреты (Выпуск №8 стр. 164-165, В№9 126-127, В№10 стр. 128-131, В№11 стр. 124-131, В12 стр. 114-115). С хорошим рисунком, но так же несколько однообразно выполнены портреты Анатолия Костянникова (Выпуск№9 стр. 94-95, Выпуск№10 стр. 96-97).
Алексей Адамов (Выпуск№9, стр. 16-17) – работы приятные, но как мне кажется без особых претензий на то, чтобы подняться выше богемных выставок, это картины для интерьера, не боле, но могу ошибаться. Хорошее впечатление вызывают работы Ирины Горностаевой (Выпуск№9, стр. 54,55) со вкусом одухотворенности.
В данной статье я не ставил цель дать развернутую критику всему творчеству представленных в каталогах художников, тем более, что это крайне затруднительно физически и я и не являюсь искусствоведом. Это мое личное впечатление и только от тех работах, что представлены в каталогах «Искусство России» за последние 5 лет.
А. Миронов. 2013 г.
Выпуск № 12. Москва, изд. «М-Сканрус», 2013 г. Стр. 122-127
Выпуск № 11. Москва, изд. «М-Сканрус», 2012 г. Стр. 134-139
Выпуск № 10. Москва, изд. «М-Сканрус», 2011 г. Стр. 140-143
Выпуск №9. Москва, изд. «М-Сканрус», 2010 г. Стр. 128-129
Выпуск №8. Москва, изд. «М-Сканрус», 2009 г. Стр. 172-173
|