Блог

Главная » 2021 » Август » 4 » Что такое знание?
16:38
Что такое знание?

 
«Знание – это соответствующее реальному положению дел (т. е. истинное), обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека» (Большая российская энциклопедия).
Не является знанием информация, пусть даже истинная, но полученная наугад, гадательно, «пальцем в небо». В свою очередь, знания не обязательно должны быть лично добыты или проверены. Например, мои глаза свидетельствуют, что Солнце вращается вокруг Земли. Но я верю учёным, которые опытно доказали и утверждают обратное. Знания учёных стали моим знаниями.
Наши убеждения о действительности могут быть ложными, истинными, частично истинными. Одно остаётся неизменным: все они являются не чем иным как верой или предположением с той или иной степенью обоснованности. Знаний в чистом виде, как абсолютного объективизма – не существует. Почему?
Знания человека есть результат познания.
Однако, пытаясь получить ту или иную информацию о предмете, мы имеем дело не с самим предметом и даже не с его свойствами и внешними проявлениями непосредственно. Наше сознание работает с восприятием этих проявлений. Причём, органами чувств, которые, предположим, – не совершенны.
Можно сказать, что человек знает не предмет познания, а то, как реагирует на него наше зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат. Затем эту информацию обработает ум, который, предположим, тоже не совершенен. И даже если у всех людей будет одно и тоже восприятие того или иного предмета и явления мы всего лишь верим нашим глазам, ушам и выводам и предполагаем, что они нас не обманывают.
Вероятно, что когда душа человека разлучается с телом, она получает способность познания иного рода. Без посредника, напрямую. Непосредственно познаёт предмет или только его проявления – вопрос открытый. Во всяком случае, цепочка посредников сократится, а значит, получаемая информация будет достоверней. Но и в теле некоторые люди, святые, приобретают способность воспринимать мир духовно, то есть так, как если бы были вне тела.  Данный способ познания, назовём его религиозным, большинству людей не доступен.
Существует логический метод, казалось бы, не зависимый от органов чувств, при котором человек оперирует исключительно смысловыми конструкциями.
Однако, все они базируются на информации полученной извне, то есть, через те же органы чувств.
Возможно, единственным исключением из этого ряда являются следующий конструкт: «я мыслю, следовательно, я существую» (Рене Декарт). Но и здесь, как в любом другом случае, мыслитель оперирует образами и понятиями, то есть абстракциями, а не самим предметом познания. И каждое понятие нуждается в определении и каждое определение будет субъективно и может иметь несколько определений.
Более того, любой вывод основан на хотя бы одной аксиоме. То есть утверждении которое принимается без доказательств. Но, ни одна система не является законченной, самобытной, объясняющей саму себя. Если же мы попытаемся доказать утверждение использованное в качестве аксиомы, то неизбежно область доказываний расширится. Мы будем вынуждены использовать новые утверждения, которые потребуют новых доказательств и так до бесконечности.
Поэтому не менее элементарно и обоснованно другое изречение «я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
Возможно ли знать в принципе? Человекам это невозможно, Богу же все возможно...
Бог единственное существо которое знает. И это знание ни есть результат познания, Бог не является наблюдателем действительности. И таковое знание не есть добыча и обладание информацией. Бог абсолютно объективен к действительности потому, что он и есть Действительность, Он и есть Бытие: «Я есть Сущий», то есть Тот, Кто подлинно есть. Слово «есть» в данном случае выражает не существование, а сущность Бога, Его природу.
Свт. Григорий Палама: «Если Бог — природа, то все остальное — не природа; если же то, что не Бог, является природой, то Бог не природа, и даже Он не есть, если другие существа суть».
То есть, когда мы переходим в категории абсолютной реальности не только знания человека становятся невозможными, но сам человек перестает быть. Человеческое сознание не является субъектом объективных отношений.
В том смысле, в котором есть Бог – человека нет. В том смысле, в котором есть человек – нет Бога. Но не равнозначно. Бог и человек соотносятся примерно так, как человек и образ в голове этого человека. Можем ли мы сказать, что образ существует? Да. Но, во-первых, он существует не так как существует носитель образа (человек). Во-вторых, образ существует только благодаря носителю образа или лучше сказать – создателю. Знает ли человек? Да. Но не так как знает Бог.
Итак, объективное знание есть только у Бога. Человек не имеет непосредственного контакта с миром. Исследователь работает не с предметом исследования, а только образом, сформированным в его голове. Следовательно, любое познание определяется состоянием чувств и ума и все наши так называемые знания – лишь вера и предположения о действительности.
Человек всегда и во всём субъективен, а значит, может ошибаться. И сие утверждения не есть объективное знание, но «обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека».
 
А.Н. Миронов. 2021 г.

 

 

 

Категория: Публицистика | Просмотров: 37 | Добавил: Vidi | Рейтинг: 0.0/0