Блог
Главная » 2020 Август 31 » Можно ли жениться на разведённой?21:32 Можно ли жениться на разведённой? |
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31-32).
Является ли прелюбодеянием брак с разведённой?
Будет ошибочно наши современные представления о разводе отождествлять со словами Писания.
Прелюбодеяние есть супружеская измена. Сношения вне брака называются блудом. Следовательно Христос говорит о «разведённой» как о замужней женщине.
Свт. Иоанн Златоуст, толкует данный отрывок Евангелия: «Не говори мне, что тот изгнал жену, потому что она и изгнанная, все-таки, остается женою изгнавшего». В Троицких листках видим схожее: «кто разводится с женою своею... тот подает ей повод... от живого мужа грешить с другим...».
В греческом варианте того места Писания, который комментируем, употребляются слова «ἀπολύση̣», «ἀπολύων», «ἀπολελυμένην». Они переведены как «разведётся», «разводится», «разведенной», в действительности имеют значение «отпустит», «отпускающий», «отпущенная». Тоже самое в Евангелии от Матфея (19:8–9), Луки (16:18), Марка (10:11–12).
В древности когда жены надоедали, иудеи не редко их просто убивали и женились на других. Дабы предотвратить ещё больший грех чем развод (грех убийства) Господь через Моисея повелел в таких случаях отпускать жену и давать ей разводную. Зачем разводную? Свт. Иоанн Злотоуст: «закон... предписывал дать жене разводную, чтобы ей нельзя уже было опять возвращаться к мужу... Если бы в законе такого повеления не было, и было бы позволено одну жену отпустить, и взять другую, а потом опять возвратить первую, то произошло бы великое смешение; тогда все беспрестанно брали бы жен друг у друга, и это было бы уже явным прелюбодеянием».
Итак, «разведённая» это та, которой дали «разводное письмо». Разводное письмо не есть прекращение брака, но некая формальность, установленная Богом из-за жестокосердия и развращённости иудеев (Мф. 19:8).
Каков же смысл слов Христа? Донести до людей, что прелюбодеяние является прелюбодеянием? Может расширить это понятие или сузить? В известном смысле, да, только несколькими строками выше: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28).Примерим это правило к себе и вдруг окажется, что прелюбодей почти все.
Цель Христа не в том чтобы навешать ярлыки. Господь в своих проповедях даёт нам образец высокой жизни. Идеал, с которым мы сверяем свои поступки.
Идеалом христианской жизни является девство и всецелое служение Богу: «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21). Брак хоть и Божье установление, но все жё снисхождение к немощи человеческой, несовершенное для несовершенных: «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». И апостол Павел пишет: «желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:7-9); «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7:1-2). В Царствии Небесном никто не женится и не выходит замуж, но пребывают как ангелы (Мф. 22:30).
Кому по силам — от брака воздержись. Не можешь — женись и выходи замуж. Здесь то Господь и желает понудить нас соблюсти чистоту брака. В этом и есть подлинный смысл комментируемых слов Христа.
Если же кто развёлся, остался вдовой или вдовцом — постарайся и на этой ступени поступить совершенно, то есть соблюди безбрачие. Однако, и сие не каждому по силам.
Здесь Церковь нисходит к человеческой немощи и руководствуясь святым Писанием как образцом высокой духовной и нравственной жизни учитывает конкретные обстоятельства в судьбах конкретных людей и допускает развод и последующий брак и не только признаёт их возможность не формально только, но и по существу и даже освящает последний.
Если брак действительно прекратил своё существование (одну из причин его расторжения назвал Сам Господь: супружеская неверность), а последующий брак действительно брак — союз мужчины и женщины заключённый с целью создания семьи, совместного спасения, воспитание детей, ведения общего хозяйства... о каком прелюбодеянии здесь может идти речь? И если второй брак всегда прелюбодеяние, тогда как возможно, чтобы Церковь, венчая второбрачных, призывала благодать Божью на грех?
Либо брак либо прелюбодеяние. Одно исключает другое.
Конечно, за сохранение брака надлежит бороться. Но случается так, что в первом браке супруги не просто несчастны, но изначальный смысл брака перестаёт существовать. Есть печать в паспорте и даже было венчание, но нет ни любви, ни согласия, лишь скандалы, истерики и упрёки... Один изводит другого, уничтожает морально, превращает жизнь его в ад. И сие не все способны понести чтобы духовно не повредиться и не погибнуть. А расставшись не все способны понести одиночество чтобы не впасть в блуд и не повредиться чем либо ещё.
И случается наоборот, когда только во втором браке супруги по-настоящему ощутили себя супругами. Их брак впервые отвечает тому предназначению для чего утвердил его Господь.
Разумеется, развод — всегда трагедия: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5:31). Что будет если у человека оторвать руку? Больно. Но иногда орган настолько поражён болезнью, что способен убить весь организм. Раковую опухоль сколько возможно лечат, до последнего не прибегают к тому, чтобы удалить, а если это бессмысленно, то удаляют. А бывает когда в организм вживляют чужую почку и она приживается и становится частью единого организма и только она даёт возможность дальше организму жить.
Итак, Господь дал лишь общее правило и пренебрег деталями, оставив сие Церкви, чтобы многоглаголанием не дать нам повод к большим попущениям. Однако, если брак действительно распался, то последующий брак может быть честен и ложе не скверно (Ев. 13:4) и Церковь конечно же знает слова Христа и поелику призывает на сей брак благодать Божью нам ли его осуждать?
А.Н. Миронов. 2020 г.
|
|