Блог
Главная » 2021 Январь 3 » Бессмертны ли души животных? Православный взгляд19:09 Бессмертны ли души животных? Православный взгляд |
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их (Ис. 11:6)
Глядя на своих домашних питомцев, испытывая к ним искреннюю привязанность и даже любовь, религиозный человек задаётся вопросом: что говорит Церковь о посмертной участи их души, способны ли животные наследовать жизнь вечную?
Надлежит прежде сказать несколько слов о бессмертии души человека, созданного владыкой всех рыб морских, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26).
Согласно православному вероучению душа человека бессмертна, однако не по природе, а благодати. То есть смерть души существует, но рассматривается, как оторванность от божественных энергий, без которых душа, хотя и сохраняет бытие, но не живёт в подлинном значении этого слова, лишилась Источника жизни.
Есть ли душа у животного и чем она отличается от души человека?
Конечно же мы не назовём животных просто бегающими, ползущими и летающими биологическими объектами. Животные, во всяком случае высшие, наделены зачатками интеллекта, им присуща эмоциональность. Наши братья меньшие могут радоваться, злиться, заботится, ревновать, тосковать и проявлять другие качества присущие душе. Собственно душа — это и есть жизнь. Если тело покидает душа, оно умирает. И как это происходит с человеком, точно также — с кошками, собаками, медведями... Материя никогда не вмещавшая души никогда и не жила: таковы камни, воздух, вода... Даже растения, будучи частью живого мира, имеют примитивную форму души.
Так, например, православный подвижник 20 века о. Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Размышления о бессмертной душе» пишет: «Все животные и растения созданы Богом и имеют душу. Но душа человека обладает особыми свойствами, ставящими ее в особое положение по отношению к душам животных и растений».
Что же это за свойства?
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
«В чем сила, — рассуждает прп. Серафим Саровский — что, если бы Господь Бог не вдунул... в лице его [Адама] сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога... то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями.., все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям...».
Главное, что отличает человека от прочего животного мира — есть дар богопознания, дар сопричастности Духу Святому. Душа человека имеет свою высшую часть, именуемую духом и чего не имеют животные. Именно эта часть души отвечает за нашу религиозность, а к сему добавлю и словесность и дар творчества.
Означает ли отсутствие этих способностей у животных невозможность существовать их душам по разлучении с телом? Справедливо рассудив, мы не найдём прямых оснований так думать, ибо душа поддерживает жизнь тела, но не тело поддерживает жизнь души.
Однако неспособность животных жить духовно можно назвать достаточно веским аргументом в пользу того, что животным невозможно будет войти в Царство Небесное. Насколько это справедливо?
Во-первых, обратимся к Священному Писанию.
Хотя учение об участи животных по смерти и всеобщему воскресению не догматизировано и в православии нет единого взгляда на этот счёт, божественный Павел высказывается вполне однозначно:
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-22).
Здесь апостол указывает на прямую взаимосвязь между восстановлением людей и восстановлением животных: как животные будучи в Эдеме бессмертными облеклись в тление по причине падения своего владыки человека, так избавлены они будут от рабства тлению, когда человек освободится от смерти во Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Как воплощённый Бог-Слово стал связующим звеном между Богом и человеком, так через человека восстановится разорванная связь между Словом и тварью бессловесной.
Слова апостола Павла толкует прп. Симеон Новый Богослов: «тварь не захотела служить преступившему [заповедь] Адаму, видя его отпавшим от Божественной славы... Поэтому еще прежде сотворения мира, определив спасти его через возрождение, Он подчинил ему тварь, прокляв ее ради того, чтобы, когда человек через преступление стал тленным, стала тленной и она и ежегодно доставляла ему тленную пищу. Когда же Он обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, в то же самое время и всю эту тварь — говорит — изменит вместе с ним и сделает вечной и духовной...».
Преп. Иустин Сербский: «Так как в последний день, с пришествием Владыки Христа, будут упразднены грех и смерть, то и вся природа избавится от рабства греху и смерти... Воскресение мертвых будет концом смерти не только в людях, но и в видимой природе, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего дерзкого господина — человека... Грех, зло, болезнь, смерть — всё это суть злосмрадные людские наслоения, которыми человек вымазал и обезобразил безгрешное лицо природы... Восстановив человека в первозданном состоянии, Господь восстановит в первозданном, безгрешном состоянии и природу (Рим.8:21). Тогда не только христолюбивые люди «древнею добротою возобразятся», но и вся природа...» (ссылка).
Отсутствие у животных дара богопознания вовсе не означает, что животные лишены благодати Божьей. Благодати лишаются те, кто сознательно её отвергает. Животные не могут осознанно прийти к Богу, но по той же причине не могут отвергнуть Его.
В Предании Церкви есть не мало случаев, когда животные ощущали благодать Божью, исходящую от святых, и она привлекала их, они приобщаясь ей через праведников и теряли свои звериные привычки, словно возвращались в эдемское состояние, и вновь видели в человеке своего царя и господина и ели из рук, и лизали ноги.
В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери, коим был отдан юноша на растерзание, отказались исполнять приговор. Тогда они были убиты, а их трупы брошены на съедение птицам. Но птицы не дотронулись до них, а трупы убитых, долгое время лежавшие на солнце, не подверглись тлению. Таким образом животные уподобились мученикам, а их тела мощам.
Если есть люди, которых столь заботит судьба животных, что они рискуют своей жизнью, спасая их гибнущих, и даже не мыслят себе рая без кошек и собак, сколь больше любит животных Сотворивший их? Странно мне думать, если бы Господь отвел их жизни мгновение, а смерти подарил бы вечность?
В чём смысл их вечного бытия? А в чём смысл их нынешних страданий?
Те страдания бессмысленны, если уйдут в небытие, если не найдут награды и оправдания в вечности. У Бога же нет ничего бессмысленного и напрасного, если только мы сами не делаем свою жизнь таковой.
Все, что способно осознавать бытие и радоваться ему, имеет смысл к вечному существованию, ибо Господь сотворил мир для радости и нет у Него ничего напрасного и за всё приготовлено воздаяние.
В тоже время и прежде всего человеку надлежит думать не о том, на что он не может никак повлиять, а о том, от чего зависит его собственное духовное состояние и возможность наследовать жизнь вечную, с животными или без них... Как бы то ни было, Господь приготовил нам самое лучшее из всего возможного о чём сказанно «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
А.Н. Миронов. 2021 г.
|
|